Принципы организации и деятельности органов государственной власти




 

Судебная власть осуществляется исключительно судеб­ными органами. Судебная система России включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и авто­номных округов, районные суды, военные и специализиро­ванные суды), федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ). К судам субъектов РФ следует от­носить аналогичные органы конституционного контроля (уставные суды) и мировых судей.

Конституционными принципами правосудия являются: независимость судей; неприкосновенность судей; несме­няемость судей; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности; состязательность и равнопра­вие сторон; гласность судебного процесса; участие граждан в отправлении правосудия.

Демократический характер Российского государства обес­печивается основными принципами организации и деятель­ности органов государственной власти. Принципами орга­низации и деятельности органов государственной власти

являются концентрированно выраженные и обобщенные, общепризнанные, обязательные для исполнения руководящие начала построения и функционирования органов государ­ственной власти. К числу таких принципов относятся: участие российских граждан в организации и деятельности органов государственной власти; законность; разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; гласность.

Участие российских граждан в организации и деятель­ности органов государственной власти России проявляет-я прежде всего в том, что законодательные (представи­тельные) органы государственной власти, Президент РФ, выборные должностные лица местного самоуправления избираются на основе всеобщего равного прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Граждане Россий­ской Федерации принимают участие в формировании пере­численных органов не только путем реализации активного и пассивного избирательного права, но и участвуя в выбо­рах в качестве наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий, в агитацион­ной кампании, финансировании избирательных кампаний и т.д.

В качестве членов политических партий граждане Рос­сийской Федерации принимают участие в составлении пар­тийных списков, выдвигаемых политической партией для регистрации избирательными комиссиями на пропорцио­нальных выборах в Государственную Думу и законодатель­ные органы государственной власти субъектов РФ.

В ряде субъектов РФ граждане имеют право давать на­казы кандидатам в депутаты, требовать отчеты об их дея­тельности в законодательных (представительных) органах государственной власти, ставить вопрос о досрочном от­зыве из законодательных (представительных) органов го­сударственной власти депутатов, допустивших нарушение требований закона о статусе депутата.

Участие в деятельности органов государственной власти осуществляется и посредством реализации права граждан на равный доступ к государственной службе. Так, Феде­ральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации* устанавли­вает, что граждане, отвечающие необходимым квалифика­ционным требованиям для замещения должностей госу­дарственной гражданской службы, имеют право на равный доступ к ней, а также равные условия ее прохождения не­зависимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоя­тельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Участие граждан в деятельности органов государствен­ной власти включает также возможность принимать уча­стие в осуществлении правосудия в качестве присяжного и арбитражного заседателя.

Принцип законности означает верховенство Конститу­ции РФ и федеральных законов на всей территории Рос­сии, строгое соблюдение законов и принятие органами государственной власти правовых актов в рамках компетен­ции, установленной для них Конституцией РФ, законами и основанными на законах актами. Законы в Российской Федерации выражают волю российского многонациональ­ного народа, обязательны для всех органов государственной власти, должностных лиц и граждан.

Соблюдение законности обеспечивается требованием соответствия законов субъектов РФ федеральным законам, приоритетом Конституции РФ и федерального законода­тельства.

Правительство РФ издает свои правовые акты на основе и во исполнение законов Российской Федерации. Испол­нительные органы государственной власти субъектов РФ издают свои акты на основе и во исполнение законов Рос­сийской Федерации, законов субъектов Федерации и актов Президента и Правительства РФ.

Судебные органы осуществляют свою деятельность на основе законов. Надзор за соблюдением законности яв­ляется основной задачей органов прокуратуры.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации осуществля­ется в соответствии со ст. 71—73 Конституции РФ. В соот­ветствии с названными статьями Конституции предметы ведения подразделены: на относящиеся к Российской Феде­рации (ст. 71); совместные Российской Федерации и ее субъ­ектов (ст. 72); предметы ведения субъектов РФ, определяе­мые по принципу остаточной компетенции, т.е. находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и пределов со­вместного ведения Федерации и ее субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами госу­дарственной власти субъектов РФ призвано обеспечить государственно-правовую стабильность в России.

Принцип гласности деятельности органов государствен­ной власти закреплен в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Кроме того, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ устанавливаются важнейшие гарантии информационных прав граждан, к числу которых принадле­жит и право доступа к информации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и рас­пространять информацию любым законным способом».

Названные конституционные нормы детализированы текущим законодательством: Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», федераль­ными законами от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Гласность в деятельности органов государственной вла­сти обеспечивается также тем, что федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъекта РФ вступают в силу после их официаль­ного опубликования.

Гласность, открытость в деятельности органов государ­ственной власти позволяет раскрыть демократические ка­чества и обеспечить эффективность деятельности органов государственной власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: