Общая характеристика кутюмов Бовези




Источники права в средневековой Франции

Первыми источниками права Франции были обычаи и сборники обычного права - кутюмы. Они сложились на основе старых правд и грамот, которые регулировали отношения сеньоров с крестьянами и городами. На Севере Франции(в Нормандии, Бретани) в ХПИ в. кутюмы существовали в устной традиции, на Юге кутюмы, в которых сохранились элементы римского права, получили письменного оформления. Во Франции в XV в. насчитывалось около 60 провинциальных и более 300 местных кутюм. Они определяли порядок судопроизводства, состав судебных органов, формы феодальной собственности, вассальные связи и взаимоотношения феодалов, положение мещан, крестьян, имущественные и брачно-семейные отношения и т.д.. Более полными и ценными были сборники: "Большой нормандский судебник" (середина XIII в.) "Кутюмы Бовези" (1283 p.), СоставленныеБомануара; Парижская кутюма, записанная дьАблежем (конец XIV в.) В составе "Великого французского Судебник ". Так, в "кутюмаБовези" получили отражение имеющиеся на то время феодальные отношения, положение о преступлениях и системы наказаний и др..

С 1453 г. по приказу Карла VII начались работы по унификации обычного права, но они не были завершены. В 1724 г. Бурдоде Ришбур издал общий свод кутюм. Французская буржуазная революция 1789 г. отменила силу кутюм в сфере собственности, брака и семейных отношений. Окончательно кутью мы были отменены после введения Гражданского кодекса Наполеона (1804 p.).

Другим важным источником права являлись акты королей - ордонансы, эдикты, декларации, - они приобретают широкое распространение с переходом к сословно-представительной монархии и абсолютизма. Появляются даже систематизированы сборники уголовного, торгового и морского права.

Источниками права становятся решения Генеральных штатов, а также хартии сеньоров, городские уставы, уставы купеческих гильдий и ремесленных цехов.

Происходит также и рецепция (заимствование и усвоение) римского права. Это не механическое его воспроизведение, а изучение, обработка и дополнения. С XVI в. Франция становится одним из ведущих центров изучения и применения римского права.

Общая характеристика кутюмов Бовези

Важнейшим источником права был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и легистами.

Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права:

§ организация суда и процесс;

§ правовой статус разных категорий лиц;

§ юридический режим земельных владений и т.д.

Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставалась сложной. Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: