Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ
Этап медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ | Содержание работы |
I этап - Подготовительный. | Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК |
II этап – Комплексной диагностики. | Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. |
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута | По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
IV этап – Деятельностный этап.Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. | Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей(законных представителей) к реализации маршрута |
V этап –Рефлексивный этап Итоговая диагностика. | Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. |
Компоненты образовательного маршрута:
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
• содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
• диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве
|

|



|

|
![]() | |||||
| |||||
|
Взаимодействие детей с ОВЗ с социальным окружением
![]() |
Результативностьиндивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат:
-высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности
-анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы
-выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида
-родители получают надежду и уверенность в том,что их дети будут адаптированы к социуму.
Трудности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ:
-опыт работы детских садов мало освещен в литературе.
-Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов.
- Недостаточное обеспечение специализированной литературой (методики, диагностический инструментарий)
- Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства)
-Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
-наличие в одной группе детей разного возраста с разными диагнозами,
-увеличение числа детей со сложной структурой дефекта
Однако есть главное - любовь, доброе и уважительное отношение к детям и их родителям. Педагоги хотят, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно.