803. | В XV–XVII вв. в похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения: A) Умай. B) предметам. C) духам. D) животным. E) Тенгри. |
804. | Более интенсивно развитие культуры протекало: A) в городских и земледельческих центрах. B) в районах взаимодействия городов со Степью. C) там, где проходили караванные пути. D) на зимних стоянках E) полупустынных и пустынных районах. |
805. | Более развитыми в экономико-культурном отношении были: А) южные районы Казахстана. B) северные районы Казахстана. C) центральные районы Казахстана. D) восточные районы Казахстана. E) районы Сарыарки и Южной Сибири. |
806. | Свадебные песни казахского народа: A) жарапазан. B) жоктау. С) жар-жар, беташар. D) естирту. E) тагар. |
807. | Такие персонажи, как Аяз би и Жиренше встречаются: А) В героическом эпосе. В) В лирических поэмах. С) В импровизации сказок. D) В сказках. Е) В песнях. |
808. | Зеркалом всех сторон жизни казахов являлось: А) Состязания джигитов. В) Устное народное творчество. С) Обычаи. D) Традиции. Е) Религиозные верования. |
809. | Исторические произведения на казахском языке стали появляться в: A) XIII-XIV вв. B) XIV-XV вв. C) XV-XVI вв. D) XVI–XVII вв. E) XVII-XVIII вв. |
810. | Казахский язык выделился из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков в: А) XVI–XVII вв. В) XIII–XIV вв. С) XV–XVI вв. D) XIV–XV вв. Е) XII–XIII вв. |
811. | «Жамиг-ат-таурих» Кадыргали Жалаири написан арабским алфавитом на А) казахском языке. В) ногайском языке. С) уйгурском языке. D) узбекском языке. Е) кыпчакском языке. |
812. | Поэты-импровизаторы: A) жырау. В) жырши. C) салы. D) акыны. E) сери. |
813. | Поэты-песенники у казахов назывались: А) сал и сере. B) жырау. C) есепчи. D) акыны. E) миршикары. |
814. | Состязание акынов называлось: A) курес. B) байга. C) жамбы ату. D) айтыс. E) кокпар. |
815. | «Кодекс куманикус» – наиболее известный памятник: А) казахского языка. В) кыпчакского языка. С) уйгурского языка. D) ногайского языка. Е) узбекского языка. |
816. | Правящая казахская элита в XVI–XVII вв. активно распространяла в степи религию: А) ислам. В) христианство. С) синтоизм. D) буддизм. Е) иудаизм. |
817. | Часами в ночное время казахам служило созвездие. А) Жеты каракшы. В) Темирказык. С) Шолпан. D) Косжулдыз. Е) Уркер. |
818. | В XV–XVII вв. казахи пользовались графикой: А) Арабской. В) Китайской. С) Иранской. D) Русской. Е) Тюркской. |
819. | После официального принятия ислама в XV–XVII вв. у казахов сохраняется культ поклонения: А) предкам. В) духам. C) оберегам. D) животным. E) огню. |
820. | В ХVI–ХVII вв. казахи покровителем домашнего очага считали: А) солнце. В) огонь. С) ветер. D) духов предков. Е) землю. |
821. | Обычай, сохранившийся у казахов, когда огнем изгоняют злой дух: А) Урын. В) Калындак ойнау. С) Беташар. D) Отпен аластау. Е) Балуан курес. |
822. | В ХVI–ХVII вв. покровителя домашнего очага казахи называли. А) Жер-ана. В) Су-ана. С) От-ана. D) Ойсыл-кара. Е) Зенги-баба. |
823. | Мужской головной убор из мерлушки и шкур диких зверей: А) тымак. B) жаргак. C) калпак. D) малахай. E) тон. |
824. | Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов назывались: A) юрты. B) ханака. C) летовки. D) хисар. Е) зимовки. |
825. | Из кобыльего молока казахи готовили(-ят): A) шубат. B) катык. C) шай. D) айран. E) кумыс. |
826. | Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти: A) шекпен. B) ишик. C) жаргак. D) каттау. Е) тон. |
827. | Свадебный головной убор девушки: А) кундик. В) жаулык. С) желек. D) кимешек. Е) саукеле. |
828. | Из верблюжьего молока изготовляют целебный напиток: А) Айран. В) Катык. С) Кумыс. D) Шубат. Е) Ряженка. |
829. | Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и жареных в масле внутренностей: A) шужук. В) казы. С) куырдак. D) жая. E) катырма. |
830. | Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса: A) курт. B) казы. C) кеспе. D) жент. E) шубат. |
831. | Знаменитые казахские акыны и жырау XVI–XVII вв.: A) Татикара, Суюнбай. B) Шернияз, Акансерэ. C) Орынбай, Жаяу Муса. D) Махамбет, Дулат. E) Доспамбет, Жиембет. |
832. | Участвовал в подавлении мятежа Турсуна знамений бый Младшего жуза: A) Актамберды. B) Доспамбет. C) Бухар. D) Жиембет. E) Айтеке. |
833. | Один из знаменитых казахских жырау, живший в XVI веке: А) Жиембет-жырау. В) Асан-кайгы. С) Бухар-жырау. D) Есен-Берди. Е) Доспамбет-жырау. |
834. | Поэты-исполнители эпоса: А) жырау. B) салы. C) сери. D) кюйши. E) акыны. |
835. | Наиболее распространенным жанром устной народной литературы был (и): А) заклинания. В) эпосы. C) поминальные плачи. D) сказки. E) гимны. |
836. | Представители казахской устной поэзии XVI–XVII вв.: А) Шернияз и Бухар-жырау. В) Сыпыра-жырау и Кодан-Тайши. С) Доспамбет-жырау и Жиембет. D) Асан-Кайгы и Казтуган. Е) Акан сере и Жаяу-Муса. |
837. | В XV–XVI вв. в Дешт-и-Кыпчаке были известны имена певцов (жырау): А) Акан-серы и Жаяу-Муса. В) Шернияза и Бухар-жырау. С) Курмангазы и Даулеткерея. D) Асана-Кайгы и Казтугана. Е) Сапыра-жырау и Кодана-Тайши. |
838. | К героическому эпосу относится дастан: А) «Макпал кыз». В) «Кыз Жибек». С) «Кулше кыз». D) «Козы Корпеш и Баян Сулу». Е) «Ер Косай». |
839. | Казахские музыканты играли на музыкальном инструменте, сделанном из камыша и дерева: А) Домбра. В) Кобыз. С) Сырпай. D) Свирель. Е) Арфа. |
840. | Исторический труд XVI в. Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди» написан на: A) кыпчакском языке. B) уйгурском языке. C) казахском языке. D) узбекском языке. E) персидском языке. |
841. | Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение «Сборник летописей»: А) «Диуан-и-хикмет» Ходжа Ахмеда Яссауи. В) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара. С) «Диуани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари. D) «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири. |
842. | Образец письменной литературы XVI–XVII вв. книга Кадыргали Жалаири: A) «Сборник летописей» («Жамиг ат-таурих»). B) «Слова назидания» («Гаклие»). C) «Словарь тюркских наречий» («Диуани лугат ат-тюрк»). D) «Думы ученика» («Шакирт ойы»). E) «Благодатное знание» («Кутадгу билик»). |
843. | Произведение историка XVII в. Мухаммеда Хайдара Дулати: А) «Шынгынаме». В) «Тарих-и-Рашиди». С) «Хроника». D) «Тарих-и Абулхайр-хани». Е) «Шежире-и тюрк». |
844. | Кадыргали Жалаири свое произведение «Жамиг ат-таурих» подарил: A) Борису Годунову. B) Екатерине I. C) Петру I. D) Шуйскому. E) Ивану Грозному. |
845. | Автор исторического произведения «Тарих-и Абулхайр-хани»: А) Усман Кухистани В) Кадырсали Жалаири С) Утемис Хаджа D) Абулгази Бахадур Е) Мухаммед Хайдар Дулати |
846. | В 40-х годах XVI в. историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани» написал: А) Махмуд Кашгари В) Ходжа Ахмед Йасауи С) Мухаммед Хайдар Дулати D) Кадыргали Жалайри Е) Усман Кухистани |
847. | История правления Абулхаира, хана кочевых узбеков, описана в 40-х гг. XVI в. Усманом Кухистани в труде: A) «Жамиг ат-тауарих». B) «Шынгыснаме». C) «Диуани лугат ат-тюрк». D) «Тарих-и-Рашиди». Е) «Тарих-и Абулхаир-хани». |
848. | История династии хана Джучи описана в историческом труде середины XVI в. А) «Шынгыснаме». В) «Сборник летописей». С) «Тюркская родословная». D) «Хроника». Е) «Тарих-и Абулхайр-хани». |
849. | Ценные сведения об истории тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа, содержит исторический труд, написанный в XVII веке: А) Кадыргали Жалаири. В) Мухаммед Хайдар Дулати. С) Шах-Махмуд Чорас. D) Абулгазы Бахадур. Е) Усман Кухистани. |
850. | Труд «Шежнрс-и тюрк», содержащий ценные сведения об истории тгоркоязычных племён, вошедших в состав казахского народа, написал и XVII веке: Кадыргали Жалаири Мухаммед Хайдар Дулати Шах-Махмуд Чорас Абулгазы Бахадур Усман Кухистани |