ТЕСТЫПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (ЭКЗАМЕН)
БЛОК 1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
1. Язык является:
1) средством общения;
2) предметом речи;
3) способом общения;
4) наукой о языке.
2. Речь - это:
1) процесс общения;
2) лексический запас языка;
3) интонация голоса;
4) мыслительная деятельность.
3. Для того чтобы возникла речь необходимы:
1)большой запас лексики;
2) умение красиво говорить;
3) потребность сказать;
4) наличие большой аудитории.
4. литературным языком необходимо считать:
1) нормативный, соответствующий установленным правилам;
2) используемый только в официальной обстановке;
3) состоящий из специальных терминов;
4) применяемый в средствах массовой информации.
5. Речевая ошибка предполагает:
1) неправильное образование слова;
2) неточное употребление знаков препинания;
3) нарушение логики повествования;
4) написание одной буквы вместо другой.
6. Функциональные стили можно разделить на:
1) научный и официально-деловой;
2) публицистический и художественный;
3) разговорный и научный;
4) книжный и разговорный.
7. Книжный и разговорный стили различаются по:
1) целям и средствам их использования;
2) адресату речи;
3) количеству лексических единиц;
4) полезности использования.
8. Двумя основными разновидностями речи являются:
1) диалектная и просторечная;
2) разговорная и книжная;
3) жаргонная и профессиональная;
4) с одним человеком и двумя.
9. Правильность речи определяется по:
1) использованию выразительных средств языка;
2) логическому построению повествования;
3) соблюдению языковой нормы;
4) отсутствию «лишних» слов.
10. Словари русского языка можно отнести:
|
1) к справочной литературе;
2) к научно-популярной литературе;
3) к художественной литературе;
4) к публицистике.
БЛОК 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
11. Лексика представляет собой:
1) грамматическую оформленность слова;
2) словарный состав языка;
3) связь между значениями слова;
4) систему словообразования.
12. В определённой среде профессиональной деятельности человека используется лексика:
1) общеупотребительная;
2) диалектная;
3) профессиональная;
4) жаргонная.
13. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется:
1) фонетика;
2) морфология;
3) графика;
4) синтаксис.
14. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются:
1) неологизмы;
2) заимствованные;
3) фразеологизмы;
4) устаревшие.
15. Гласные звуки делятся на:
1) твёрдые и мягкие;
2) ударные и безударные;
3) звонкие и глухие;
4) парные и непарные.
16. Орфоэпия изучает:
1) соотношение звуков и букв;
2) лексическое значение слова;
3) правила литературного произношения;
4) части речи.
17. Значимые части слова – это
1) приставка, корень, окончание;
2) корень, суффикс, окончание;
3) основа, окончание;
4) приставка, корень, суффикс.
18. Основными орфографическими единицами являются:
1) звуки и буквы;
2) орфограммы;
3) части слова;
4) слова и предложения
19. Морфологический, фонетический, традиционный – это способы:
1) морфологии;
2) словообразования;
3) орфографии;
4) синтаксиса.
20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при:
|
1) суффиксальном способе словообразования;
2) бессуффиксном способе словообразования;
3) сложении;
4) приставочном способе словообразования.
БЛОК 3
ФОНЕТИКА
21.В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?
1) страстное, бьющаяся, подстричь;
2) июльский, маячить, прелестное;
3) создаёшь, поющие, местность;
4) тростниковые, вскользь, разъярившийся.
22. В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?
1) непреложные, алюминиевый, грустный;
2) юридический, вьетнамская, предыдущим;
3) предъявление, яростный, вальсировать;
4) Япония, воюющий, юбиляр.
23. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?
1) сбросил, ежевика, чемодан;
2) южный, мороз, резвый;
3) деревня, царица, небесный;
4) ножны, сделали, вьюжная.
24. В каком ряду во всех словах есть звук [ш]?
1) расширить, пейзаж, дрожжи;
2) шлифовальщик, нарежьте, гаражный;
3) съешьте, ложки, предложить;
4) стриж, намажьте, чтобы.
25. В каком ряду во всех словах нет звука [ж]?
1) перебежчик, фляжка, гараж;
2)обжаловать, жизнелюбие, жалоба;
3) разжигать, жонглёр, ворожба;
4) дружба, плодоножка, поджигатель.
26. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?
1) о д еколон, аккор д еон, т ерраса;
2) гипо т енуза, т емп, а д екватный;
3) д ебошир, альма-ма т ер, р еволюция;
4) аль т ернатива, ан т енна, т езисы.
27. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?
1) тен д ер, гор т ензия, и н ерция;
|
2) т епловоз, ин т еграция, д екорация;
3) ин т ервью, ка ф е, д етализация;
4) кибер н етика, продю с ер, ре з ерв.
28. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) живность, овен, дзюдо;
2) лечо, дефис, дралась;
3) древко, созыв, оптовый;
4) сливовый, бездарь, статуя.
29. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) кухонный, добыча, допив;
2) искоса, ждала, защелкать;
3) гербовый, гусеничный, досыта;
4) завидно, изыск, квартал.
30. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) отвар, рвалась, подолгу;
2) приняли, наискось, досуха;
3) корысть, щавель, гусеница;
4) кулинария, договор, искра.
БЛОК 4
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
31. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) воздержанный;
2) вылизывая;
3) примёрзший;
4) скудный.
32. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) надёжный;
2) выбитый;
3) застланный;
4) струсив.
33. В каком ряду во всех словах выделяется приставка об -?:
1) обгоревший, необдуманный, обезьянка;
2) обвенчаться, обвести, обвинитель;
3) обвисший, оберегать, обедать;
4) обворованный, обидчивый, обаятельный.
34. В каком ряду во всех словах есть окончание - о?
1) казачество, пятеро, заново;
2) железо, местожительство, затемно
3) домишко, всечасно, вчетверо
4) началось, вмешательство, шестеро.
35. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме ?
1) всхлип, взрыв, вспять;
2) вход, вскачь, встарь;
3) всплеск, взмах, вскрик;
4) взгляд, взнос, вскользь.
36. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
?
1) единовластный, златотканый, черноморский;
2) стекловидный, основоположник, любознательный;
3) разнообразный, противотанковый, метростроитель;
4) вольнодумец, конноспортивный, железнодорожный.
37. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме
?
1) возчик, грузчик, стаканчик;
2) калачик, перчик, кончик;
3) пончик, жетончик, ключик;
4) стульчик, пальчик, мячик.
38. В каком ряду во всех словах приставка пере - имеет одно и то же значение?
1) перелетать, переварить, перешить;
2) перегреть, переезжать, перечитать;
3) перевоспитать, пересолить, переносить;
4) перебежать, переползти, перейти.
39. В каком ряду во всех словах приставка при - имеет одно и то же значение?:
1) приоткрыть, пришить, прилететь;
2) притормозить, привстать, привязать;
3) прикрепить, приклеить, приблизить;
4) приподняться, приписать, придумать
40. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
диво дивить
удивить
…
удивительно
1) удивительный;
2) удивление;
3) удивиться;
4) дивиться.
БЛОК 5
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
41. Какое из перечисленных слов имеет значение «заботливый, чуткий, предупредительный»?
1) бдительный;
2) внимательный;
3) неослабный;
4) настороженный.
42. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Своим человеком у Лаптевых был Ивановский, прозванный ВЕЧНЫМ студентом;
2) Пожалуй, главная тема поэта – тема ВЕЧНОГО одиночества;
3) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами;
4) Они молча стояли у могилы Неизвестного солдата, глядя на голубое, мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
43. Значение какого слова определено неверно?
1) МЕЛОМАН – страстный любитель пения и музыки;
2) АНТОЛОГИЯ – сборник избранных художественных произведений разных авторов;
3) КРЕДО – точка зрения, мнение;
4) ВЕРНИСАЖ – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных гостей.
44. Значение какого слова определено неверно?
1) РЕЗОНЕР – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно;
2) ПРИОРИТЕТ – первенствующее положение;
3) ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ – необязательный, нерегулярный;
4) ФУРОР – неуспех, полная неудача.
45. Выберите правильный синоним к слову МИНОРНЫЙ:
1) жизнерадостный;
2) естественный;
3) печальный;
4) оптимистический.
46. В каком из словосочетаний многозначное слово СТАЛЬНОЙ употреблено в прямом значении?
1) стальной клинок;
2) стальная воля;
3) стальной взгляд;
4) стальные воды моря.
47. Подберите антоним к прилагательному СВЕЖИЙ в словосочетании
свежий взгляд:
1) необычный взгляд;
2) новый взгляд;
3) удивлённый взгляд;
4) радостный взгляд
48. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) рукой подать, за тридевять земель;
2) семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает;
3) раз-два и обчёлся, как с гуся вода;
4) прежде всего, в последнюю очередь.
49. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»
1) авгиевы конюшни;
2) вавилонское столпотворение;
3) ахиллесова пята;
4) филькина грамота.
50. Какой фразеологический оборот имеет значение «защищать, отстаивать»:
1) стоять горой;
2) стоять в стороне;
3) стоять на месте;
4) стоять на своём.
БЛОК 6
МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ
51. Все части речи делятся на:
1) главные и второстепенные;
2) значимые и незначимые;
3) самостоятельные, служебные и междометия;
4) самостоятельные и служебные
52. Союз – это служебная часть речи, которая:
1) связывает самостоятельные части речи со служебными;
2) главные члены предложения с второстепенными;
3) однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного;
4) не выполняет связующей роли.
53. Имена существительные имеют категории:
1) рода, числа, падежа;
2) спряжения, наклонения;
3) вида, склонения;
4) времени, лица.
54. Междометия от других слов отделяются:
1) точкой с запятой;
2) запятой;
3) двоеточием;
4) тире.
55. Наречие изменяется, как:
1) существительное
2) прилагательное;
3) глагол;
4) не изменяется.
56. Имена числительные двое, трое, пятеро называются:
1) собирательными;
2) количественными;
3) дробными;
4) порядковыми.
57. Какое утверждение неверно?
1) прилагательные делятся на качественные, относительные, притяжательные;
2) качественные прилагательные, называющие признак, который не проявляется в
большей или меньшей степени, не имеют степени сравнения;
3) притяжательные прилагательные имеют окончания - ин (дядин), - ын (курицын),
- ов (отцов), - ев (Далев);
4) относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы.
58. Какое утверждение неверно?
1) В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи;
2) Слова из одной лексико-грамматической группы могут переходить в другую;
3) Формы слова – это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга лексическим значением;
4) Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
59. В какой строке содержится неверное утверждение?
(Не) сколько (ни) чем (не) примечательных картин висело на той стене, что почти весь день находилась в тени.
1) В предложении пять местоимений
2) Что – подчинительный союз;
3) Весь – определительное местоимение;
4) Ничем – отрицательное местоимение, в предложении является дополнением.
60. В каком ряду все выделенные курсивом слова – количественные числительные?
1) из десяти книг, восемь с половиной страниц, семьюдесятью тремя тоннами, обоих студентов, с трёхметрового столба;
2) сто тысяч лет, одна шестая суши, двести семьдесят первая квартира, десятка два яблок, первоклассный шофёр;
3) четырёхсот пятнадцати рублей, к восемнадцати миллионам граждан, в трёх томах стихов, девятьюстами гектарами, двести пятьдесят лет;
4) у семи учениц, в первой тысяче билетов, до восьми раз, обеими бригадами, аттестат с пятёрками.
БЛОК 7
НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВ
61. В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание - ы (- и)?:
1) доктор, фронт;
2) консул, торт;
3) юнкер, приговор;
4) шофёр, корпус (здание).
62. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) платье-халат постиран и убран в шкаф;
2) письмо-открытка уведомило покупателя о выходе новой книги;
3) театр-студия открыл новый сезон;
4) урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
63. В каком предложении неверно употреблена форма местоимения?
1) Я не вижу разницы между нами и ими;
2) В доме не осталось детей, которые были бы старше них;
3) Хотя была дана инструкция, отряд действовал 0вопреки ей;
4) Благодаря ему у нас всё стало получаться.
64. В каком предложении фамилия не склоняется?
1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет;
2) О моём друге (Данилевич) написали в местной газете;
3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники;
4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава)
65. В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного?
1) нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды;
2) гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить проезд в метро;
3) уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги;
4) уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписанию.
66. Слова лаборант – лаборантша, секретарь – секретарша, различаются:
1) лексическим значением;
2) морфологическими признаками;
3) стилевой окраской;
4) синтаксической ролью.
67. Выражения: кусок сахару, быть в отпуску характерны для:
1) разговорного стиля;
2) публицистического стиля;
3) научного стиля;
4) официально-делового стиля.
68. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительного?
1) абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок;
2) центнеров, калмыков, сумерек, чучел;
3) туфель, простыней, пять драгунов, вафель;
4) яблок, болгар, усадеб, побережий.
69. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) наиболее точно;
2)двумястами журналами;
3) полейте цветы;
4) килограмм апельсин.
70. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?
1) коммюнике, какао, бра, авеню, депо;
2) зебу, кашне, рантье, меню, салями;
3) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе;
4) пари, такси, кашпо, бюро, жюри.
БЛОК 8