Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре. 7 – 8 классы
Художественное наследие Древнего мира
1. В истории человечества самым длительным периодом стала эпоха первобытности. Именно тогда зародились многие виды творческой деятельности: изобразительной (рисунок, живопись, скульптура), архитектонической (архитектура, декоративно-прикладное искусство), актерско-танцевальной (обряды, ритуалы,), словесно-музыкальной (сказки, загадки, пословицы). Какие науки раскрывают тот или иной вид творческой деятельности первобытного человека? Ответ на этот вопрос представлен в таблице, в последней строке которой, однако, допущены ошибки. Исправьте их. (4 балла).
Источники наших представлений о первобытной художественной культуре | |||
Данные наук: | |||
Археология – наука о древности, изучающая прошлое на основании материальных остатков деятельности человека | Этнография – наука, изучающая бытовые культурные особенности народов мира. Т.н. традиционное искусство | Лингвистика – наука о языке (языкознание) | |
Виды творческой деятельности | |||
Актерско- танцевальная | Архитектоническая | Словесно-музыкальная | Изобразительная |
Образец выполнения задания:
Источники наших представлений о первобытной художественной культуре | |||
Данные наук: | |||
Археология | Этнография | Лингвистика | |
Виды творческой деятельности | |||
? | ? | ? | ? |
2. По материалам изготовления орудий труда принята следующая периодизация первобытности: а) палеолит, б) мезолит, в) неолит, г) бронзовый век, д) железный век. Соотнесите изображения с основными периодами первобытной культуры, например, 1 – в. (6 баллов). Почему главным героем изображений является ЗВЕРЬ? (2балла).
|
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
3. Удивительно, но древние строители знали и использовали многие современные формы и конструкции: стоечно-балочную (сочетание вертикальных колонн, столбов и горизонтальных перекладин – балок) и каркасную системы, арку, свод, купол. Рассмотрев изображения и сопоставив сооружения первобытной эпохи с поздними постройками, впишите номера рисунков в текст, посвященный зарождению строительного искусства. (27 балла).
Сооружения первобытной эпохи | ||||||
1.Стоечно – балочная система | 2.Свод пещеры | 3. Постройки на сваях | 4. Каркас жилища | |||
5. 5. Дольмены 6. | 6. Стоунхендж. Кромлех | |||||
Сооружения последующих эпох | ||||||
7. Парфенон | 8. Египетский храм | 9. 9. Акведук 10. | 10. Колизей | |||
11.Свод романского храма | 12.Готический сбор | 13. Пантеон | ||||
Основы архитектуры были заложены еще в первобытном обществе. Именно тогда возникли первые постройки - жилища 1* (см. рис. №…) и сооружения культового назначения 2* (см. рис. №…). Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывался "цоколь" будущего жилища первобытного человека - чуть выступающая наземная часть строения. Внутри образовавшегося круга устанавливались деревянные дуги. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их крепко-накрепко связывали жилами. Так создавался каркас будущей постройки, который покрывали шкурами животных 3* (см. рис. №…). Удивительно, но эта, казалось бы, примитивная конструкция стала прообразом громадных соборов зрелого Средневековья с каркасной конструкцией, поражающей своей легкостью и устремленностью ввысь 4* (см. рис. №…).
|
Первобытное жилище напоминало по форме купол или свод. О них потом надолго забудут и заново откроют только древние римляне и жители средневековой Европы 5* (см. рис. №…). В истории мировой архитектуры будет востребована и первобытная арка 6* (см. рис. №…).
Прямой угол, открытый безымянными древними строителями, найдет применение как в стоечно-балочной конструкции первобытных жилищ 7* (см. рис. №…), так и в мегалитических постройках, предназначенных, видимо, для религиозно-культовых церемоний 8* (см. №…). Стоечно-балочная система останется основным принципом строительства не только в Древнем мире 9* (см. рис.№…), но и в последующие эпохи.
Образец выполнения:
1* рис.№……; 2* рис.№……