ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕВАТОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ




СД.01.01

ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕВАТОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Практическое занятие № 1

Построение генерального плана элеватора.

Расчет длины железнодорожных путей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Специальность 260201 Технология хранения и переработки зерна

 

 

Уфа 2008

 

УДК 378.147.88: 663/664

ББК 74.58: 65.304.25

Л 12

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета пищевых технологий 18 сентября 2008 года

Составитель: к.т.н., доцент С.А.Леонова

Рецензент: к.т.н., доцент А.В. Савельев

 

Ответственный за выпуск: зав.кафедрой ТХППР С.А. Леонова

 

 

 

Общие сведения

Генеральный план представляет собой увязку всех основных, вспомогательных и подсобных сооружений, подъездных путей и инженерных коммуникаций. Важным фактором при размещении основных, вспомогательных и подсобных сооружений предприятия служит правильный выбор земельного участка под строительство.

 

Железнодорожные пути на территории предприятия

 

Правильное размещение зданий и сооружений на территории предприятия означает, в первую очередь, удобство и экономичность всего хозяйства; первостепенное значение при этом имеет привязка железнодорожных путей.

Железнодорожные пути на территории предприятия делятся на;

- приемные (предназначены для ожидания погрузки и разгрузки);

- рабочие (для погрузо-разгрузочных работ);

- пути ожидания отправки (для установки обработанных вагонов);

- маневровые (для передачи вагонов с одних путей на другие).

Протяженность железнодорожных путей должна быть достаточной для бесперебойной подачи и проезда запланированного числа вагонов при условии соответствия правилам эксплуатации.

Ширина железнодорожной колеи в Российской Федерации принята 1524 мм. На кривых участках для улучшения вписывания вагонного колесного ската допускается уширение колеи до 1540 мм. Для передачи вагонов пути соединяют между собой стрелочными переводами. Они могут быть одиночными (симметричными или односторонними) или двойными. В первом случае путь разветвляется на 2 направления, во втором – на 3. Стрелочные переводы характеризуются углом, под которым пересекаются оси путей: это так называемый угол крестовины. Чем меньше угол крестовины, обозначаемый дробью, тем плавнее проходят по ней поезда. Поэтому на главных путях ставят крестовины с маркой 1/11, 1/13; на подъездных и боковых – 1/9.

 

 

Локомотив

 

 

в

 

 

Рис. 1 Расчетные схемы железнодорожных путей.

 

Границу, до которой может доходить подвижной состав при установке его на одном из сходящихся путей без риска быть задетым подвижным составом, проходящим по соседнему пути, обозначают особым знаком –предельным столбиком. Он устанавливается там, где расстояние от середины столбика до оси каждого из сходящихся путей равно 2 м. Габариты приближения строений железных дорог составляют 3100 мм до оси первого железнодорожного пути.

Все поданные за один раз вагоны должны разместиться на рабочей части подъездного пути, достаточной для маневровых работ, связанных с погрузкой- выгрузкой. Длина рабочей части зависит от схемы путей, которые могут быть очень разнообразны. Наиболее простой вариант, когда имеется всего один путь без разъезда, а рабочий фронт расположен по середине рабочего участка, представлен на рис. 1а. Предположим далее, что маневры осуществляются локомотивом, стоящим во главе состава. Длина локомотива составляет порядка 20 м.: например, габарит электровоза ЭП10 по длине составляет 22532 мм, Габаритная длина крытого вагона составляет 13800мм, вагона-зерновоза 14720 мм. Поданный состав устанавливают в положение 1, причем первые вагоны оказываются в зоне рабочего фронта Lрф По мере выполнения операций состав продвигают вперед, пока в положении 11 погрузка (разгрузка) не заканчивается. Теперь из схемы можно определить длину рабочего участка. Она будет равна (в м):

 

Lр.у. = 2 lсост + lэлектр - lр.ф. + 10+10 (1)

 

10 м – запасная длина пути, остающаяся свободной перед локомотивом и в конце состава.

Если ж/д путь имеет разъезд, как показано на рис 1 б, при маневрах требуется постепенная передача вагонов через вытяжку. В этом случае рабочая длина полного участка подъездного пути Lр.у определится из следующего уравнения:

 

Lр.у. = lвыт + lстр + lсост + l2-го пути (2)

 

где lвыт = lстр + lэлектр + lр.ф.+ 10 (3)

lстр - длина стрелочного перевода (в зависимости от марки крестовины принимается 32….42 м

l2-го пути = + 2 lcтр (4)

 

1.2 Правила выполнения генеральных планов

 

Генеральные планы предприятий выполняются согласно ГОСТ 21.508-93 (95) «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов».

 

Генеральные планы выполняют в масштабах 1:500 или 1:1000, фрагменты планов — в масштабе 1:200, узлы в масштабе 1:20. Допускается планы выполнять в масштабе 1:2000, узлы — в масштабе 1:10.

Масштаб изображения указывают в основной надписи после наименования изображения. На плане приводят экспликацию зданий и сооружений по форме. В графах экспликации зданий и сооружений указывают:

— в графе “Номер на плане” — номер здания, сооружения;

— в графе “Наименование” — наименование здания, сооружения;

— в графе “Координаты квадрата сетки” — координаты нижнего левого угла квадрата стро­ительной геодезической сетки, в пределах которого на изображении здания и сооружения нанесен его номер (при необходимости).

Форма и пример оформления экспликации зданий и сооружений приведены в приложении Б.

На генплане наносят и указывают:

а) строительную геодезическую сетку или заменяющий ее разбивочный базис, которая должна перекры­вать весь план;

б) “красную” линию, отделяющую территорию магистрали, улицы, проезда и площади от территории, предназначенной под застройку;

в) ограждения с воротами и калитками или условную границу территории. Если ограждение совпадает с “красной” линией или с условной границей территории, то наносят только огражде­ние с соответствующим пояснением на чертеже;

г) скважины и шурфы инженерно-геологических изысканий, не указанные на инженерно-топо­графическом плане;

д) здания и сооружения, в т. ч. коммуникационные (эстакады, тоннели);

е) площадки производственные и складские;

ж) автомобильные дороги и площадки с дорожным покрытием;

и) железнодорожные пути;

к) элементы благоустройства (тротуары, площадки спортивные и для отдыха);

л) элементы и сооружения планировочного рельефа (откосы, подпорные стенки, пандусы);

м) водоотводные сооружения;

н) указатель направления на север стрелкой с буквой “С” у острия (в левом верхнем углу листа).

Генеральный план выполняют с координатной или размерной привязкой. Строительную геодезическую сетку наносят на весь разбивочный план в виде квадратов со сторонами 10 см. Начало координат принимают в нижнем левом углу листа. Оси строительной геодезической сетки обозначают арабскими цифрами, соответствующими чис­лу сотен метров от начала координат, и прописными буквами русского алфавита.

Примеры

1 0А (начало координат); 1А; 2А; 3А — горизонтальные оси;

2 0Б (начало координат); 1Б; 2Б; 3Б — вертикальные оси.

Размерную привязку осуществляют от разбивочного базиса. Разбивочным базисом может быть любая прямая линия, проходящая через две закреплен­ные на местности точки, которые обозначают прописными буквами русского алфавита. Пример — А; Б.

Здания и сооружения на плане наносят в масштабе чертежа с указанием проемов ворот и дверей, крайних осей и, при необходимости, координат осей ворот или привязки ворот к координационным осям здания.

Внутри контура здания (сооружения) указывают номер здания, сооружения в нижнем правом углу.

На контуре здания, сооружения указывают:

а) координаты точек пересечения координационных осей здания, сооружения в двух его про­тивоположных углах, а при сложной конфигурации здания, сооружения или расположении его не параллельно осям строительной геодезической сетки — во всех углах, для центрических сооруже­ний — координаты центра и одной характерной точки, а также диаметр, для линейных сооруже­ний — координату оси или координаты начала и конца отдельных участков;

б) размерную привязку координационных осей здания, сооружения к разбивочному базису и размеры здания, сооружения между осями при отсутствии строительной геодезической сетки;

в) обозначение координационных осей здания, сооружения в координируемых точках.

Вокруг контура здания, сооружения показывают отмостку и въездные пандусы, наруж­ные лестницы и площадки у входов.

На генеральном плане в части автомобильных дорог наносят и указывают:

а) переезды через железнодорожные пути;

б) транспортные развязки;

в) координаты или привязки осей автомобильных дорог и, при необходимости, их номера;

г) ширину автомобильных дорог;

д) радиусы кривых по кромке проезжей части автомобильных дорог в местах их взаимного пе­ресечения и примыкания;

е) откосы насыпей и выемок (при необходимости).

На генплане в части железнодорожных путей наносят и указывают:

а) номера путей;

б) стрелочные переводы;

в) упоры;

г) откосы насыпей и выемок (при необходимости).

План благоустройства территории выполняют на основе генплана без указания координационных осей, координат и размерных привязок. На плане благоустройства территории наносят и указывают:

а) тротуары, дорожки и их ширину;

б) площадки различного назначения и их размеры;

в) малые архитектурные формы и переносные изделия площадок для отдыха;

г) деревья, кустарники, цветники, газоны.

 

1.3 Условные изображения элементов генплана

Условные графические обозначения и изображения выполняют в масштабе чертежа с учетом рекомендуемых размеров, приведенных в таблицах в миллиметрах.

Основные условные графические обозначения и изображения проектируемых зданий и сооружений выполняют в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1 Основные условные обозначения элементов генплана

Наименование Обозначение и изображение
1 Здание (сооружение) а) наземное
б) подземное
в) нависающая часть здания
2 Навес
3 Проезд, проход в уровне первого этажа здания (сооружения)
4 Переход (галерея)
5 Вышка, мачта
6 Платформа (с пандусом и лестницей)
7 Контрбанкет, контрфорс
8 Ограждение территории с воротами
9 Площадка, дорожка, тротуар: а) без покрытия
б) с булыжным покрытием
в) с плиточным покрытием
г) с оборудованием  

 

Элементы генеральных планов и сооружений транспорта, под­лежащие разборке или сносу, изображают в соответствии с рисунком 2. Здания и сооружения, подлежащие реконструкции, изображают в соответствии с рисунком 3.

Рисунок 2 Рисунок 3

Условные графические обозначения и изображения проекти­руемых транспортных сооружений и устройств на планах выполняют в соответствии с таблицей 2

Номер железнодорожного пути ука­зывают в разрыве условного графического изображения линии пути. Главные станционные пути обозначают римскими цифрами, прочие станционные и внутриплощадочные пути — арабскими цифрами.

.

Таблица 2 Условные графические обозначения и изображения проекти­руемых транспортных сооружений

Наименование Обозначение и изображение Размер, мм
  для М 1:500; М 1:1000; для М 1:2000; М 1:5000;
1 Автомобильная дорога ¾ ¾
2 Путь железнодорожный колеи 1520 мм   ¾   ¾
3 Путь железнодорожный узкой колеи   ¾   ¾
8 Направление движения транспорта
13 Вершина угла поворота оси трассы железнодорожно- го пути и автомобильной дороги
14 Начало и конец круговой кривой
15 Начало и ко­нец переходной кри­вой
19 Стрелочный перевод с номером перевода и обозначением центра пе­ревода: а) одиночный несимметричный
б) одиночный несимметричный
в) сдвоенный односторонний
г) сдвоенный разносторонний
д) перекрест­ный Примечание—Централизован- ные стрелочные перево­ды показывают с заливкой хвостовой части
20 Пересечение путей глухое ¾ ¾
21 Сплетение путей
22 Конец рельсового пути а) без упора
б) с упором
31 Переезд: а) с деревянным настилом     ¾
б) с железобе- тонным настилом     ¾
32 Мосты и путе­проводы: а) на железных до­рогах
б) на автомобиль­ных дорогах     ¾
         

Условные графические обозначения элементов озеленения выполняют в соответствии с таблицей 3

Таблица 3 Условные графические обозначения элементов озеленения

Наименование Обозначение
1 Дерево
2 Кустарник: а) обычный
б) вьющийся (лианы)
в) в живой изгороди (стриженый)
4 Цветник
5 Газон

 

Генеральный план характеризуют следующие показатели: коэффициент застройки, коэффициент мощения и коэффициент озеленения. Они рассчитываются по приведенным ниже формулам.

 

(5)

 

где f – площадь каждого здания;

F – площадь всей территории предприятия.

 

(6)

где f оз – суммарная площадь озеленения;

F – площадь всей территории предприятия.

Предельные нормы коэффициентов нормируются СНиП 11-89-80(94) «Генеральные планы промышленных предприятий ». Нормативные показатели коэффициентов застройки для некоторых видов предприятий приведены в таблице 4.

 

Таблица 4 Показатели минимальной плотности застройки площадок промышленных предприятий

 

Предприятие К-т застройки, %
1. Сахарные заводы при переработке свеклы, тыс. т/сут: до 3 (хранение свеклы на кагатных полях)  
от 3 до 6 (хранение свеклы в механизированных скла­дах)  
2. Хлеба и хлебобулочных изделий производственной мощ­ностью, т/сут: до 45  
более 45  
3. Кондитерских изделий  
4. Растительного масла производственной мощностью, т переработки семян в сутки: до 400    
более 400  
5. Маргариновой продукции  
6. Парфюмерно-косметических изделий  
7. Виноградных вин и виноматериалов  
8. Пива и солода  
9. Плодоовощных консервов  
10.Первичной обработки чайного листа  
11.Ферментации табака  
12. Мелькомбинаты, крупозаводы, комбинированные кормо­вые заводы, элеваторы и хлебоприемные предприятия  
13.Комбинаты хлебопродуктов  

 

Порядок выполнения работы

Задание 1.

Вычертить схемы железнодорожных путей по рис. 1 (а и б). Рассчитать длину железнодорожных путей из условия одновременной подачи под разгрузку n вагонов (в соответствии с таблицей 5) по обоим вариантам. Число n (число вагонов в подаче) и количество подач подбирается студентом самостоятельно, зависит от грузооборота предприятия и его величины. Расчет вести по формулам 1-4.

Таблица 5 Варианты задания 2

 

Вариант Количество вагонов в составе (маршруте)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 2.

Вычертить на листах миллиметровой бумаги формата А3 в масштабе 1:500 генеральный план элеватора в соответствии с выданным заданием. (табл.5). Помимо обозначенных в таблице, ввести в генплан следующие объекты:

-административное здание;

- визировочную лабораторию;

- автомобильные весы;

- приемно-отпускные устройства;

- отдельно стоящие зерносушилки

Задать оптимальную форму и размеры участка застройки и рассчитать его площадь F. Наметить автомобильные пути и направление движения на территории. Вычертить схему железнодорожных путей по полученным размерам (см. задание 2). Наметить на генеральном плане озеленяемые участки территории. Использовать условные обозначения, приведенные в тексте.

 

1схема

 

 
 
 
 
 
11111111222222ииии

 

 

 
2 схема

                   
     
 
     
 
 
 
 
 

 


 
 
2 схема

 

 


3 схема

               
   
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Рис. 4 - Схемы элеватора. Условные обозначения: 1- рабочее здание элеватора; 2-силосный корпус

 

 

Таблица 6 Варианты задания

 

Схема элеватора (по рис. 4) Размер рабочего здания, м Размер силосного корпуса,м Количество и расположение зерноскладов (размер одного зерносклада 12х18 м) Схема ж/д путей (по рис. 1)
    9х12 30х9 3, параллельное  
    12х16 36х9 5, параллельное  
    12х12 42х12 -  
    6х9 18х42 4, торцовое  
    9х12 45х12 6, параллельное  
    12х16 18х42 2, параллельное  
    12х12 30х9 5, торцовое  
    6х9 36х9 3 торцовое  
    9х12 42х12 -6,торцовое  
    12х16 33х9 4, параллельное  
    12х12 45х12 -3, параллельное  

Рассчитать коэффициенты застройки и озеленения по формулам 5 и 6, сопоставить с нормативными показателями таблицы 4.

3. Контрольные вопросы

1. Дайте определение генерального плана. Какие коэффициенты его характеризуют и как они рассчитываются?

2. Перечислите и охарактеризуйте виды железнодорожных путей на территории предприятия.

3. Назовите допустимую ширину ж/д колеи в РФ и габариты приближения строений железных дорог.

4. Где устанавливается предельный столбик?

5. Назовите виды стрелочных переводов.

6. В каких масштабах выполняются генеральные планы и их фрагменты?

7. Опишите, как следует наносить строительную геодезическую сетку.

8. Как осуществляют размерную привязку?

 

Библиография

1. Платонов Г.Н., Пунков С.П., Фасман В.В. Элеваторы и склады. М.: Агропомиздат, 1987, 319 с.

2. Пунков С.П., Ким В.Л., Фейденгольд В.Б. Проектирование элеваторов и хлебоприемных предприятий с основами САПР. Воронеж, 1996, 282 с.

3. Вобликов В.М. Технология элеваторной промышленности. Ростов-на Дону: МарТ, 2001, 188 с.

4. Правила по организации и ведению технологического процесса на элеваторах. М.: ЦНИИТЭИ, 1984 г, 123 с.

Приложение А(справочное)

Пример оформления генерального плана

 

Приложение Б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: