Патриотический час
«Журавлик для Садако»
Дата проведения: 22 октября 2018 года, понедельник
Цель: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Ведущие мероприятия: активисты первичных отделений РДШ Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
Участники мероприятия: обучающиеся 4-ых классов образовательных учреждений.
Продолжительность: 30 – 35 минут
Презентация: приложение 1
Необходимо на ватмане нарисовать голубой фон, символизирующее небо.
Ход мероприятия:
Слайд 1 Ведущий 1: Мне кажется порою, что Гамзатов,
Ту песню написав про журавлей, -
Не песню сочинил, а гимн когда-то! -
Гимн памяти всех павших на земле...
Этими строчками мы начинаем рассказ об удивительном празднике, который в России отмечают 22 октября. День поэзии — Праздник Белых Журавлей — был учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовичем Гамзатовым.
Ведущий 2: А второе предназначение этого дня - память о павших на полях сражений воинах, положивших свою жизнь за спокойствие и развитие своей страны во всех войнах, когда-либо происходивших на территории России.
Слайд 2 Ведущий 1: В 1965 году, 53 года назад, Расул Гамзатов побывал у памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме. В руках девочка держит бумажного журавлика, у подножия памятника было также множество бумажных журавликов.
Слайд 3 Ведущий 2: В одну секунду было сожжено 86100 человек.
Ведущий 1: В одну секунду 72000 человек получили тяжелые ранения.
Ведущий 2: В одну секунду 6820 домов превратились в пепел, который поднялся столбом, высотой в километр.
Ведущий 1: В одну секунду было разрушено и превращено в раскаленные развалины 3750 зданий.
Ведущий 2: В ту же секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое в радиусе полутора километров.
Слайд 4 Ведущий 1: В это утро Сад а ко со своим братом Шиг е о долго стояли в очереди за хлебом. Утомившись они решили отдохнуть на берегу озера. Уложив в тени Садако, Шигео пошел купаться. Через несколько секунд мальчик был выброшен на берег огромной волной, а его сестра покатилась по земле, как легкий, скомканный из бумаги, шарик. Это все, что запомнил Шигео, да еще, пожалуй, сломанные ветви и массу сорванных с деревьев листьев, которые пронес неизвестно откуда взявшийся ветер. Садако же, кажется, вобще ничего не ощутила тогда и не запомнила. Да и что могла она запомнить, ведь ей было всего два года.
Слайд 5 Ведущий 2: Но через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой болезнью –раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта.
Ведущий 1: В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла.
Слайд 6 Ведущий 1: Предлагаю детям прочитать стихотворение «Японский журавлик».
(ведущий вызывает к доске 3 детей и дает им листочки для прочтения строек из стихотворения, приложение 2)
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст, Бумажного журавлика товарищ мне привез. С ним связана история, история одна – Про девочку, которая была облучена. | |
Тебе я бумажные крылья расправлю, Лети, не тревожь этот мир, этот мир, Журавлик, журавлик, японский журавлик, Ты вечно живой сувенир. | |
«Когда увижу солнышко?» – спросила у врача (А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча). И врач ответил девочке: «Когда пройдет весна, И тысячу журавликов ты сделаешь сама». | |
Но девочка не выжила и скоро умерла, И тысячу журавликов не сделала она. Последний журавленочек упал из мертвых рук, И девочка не выжила, как тысячи вокруг. |
Ведущий 2: До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.
Слайд 7 Ведущий 1: Поэт Расул Гамзатов был потрясен этой историей.
Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли.
Ведущий 2: Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.
Слайд 8 Ведущий 1: У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот. Песня «Журавли» стала гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых автор сравнивал с клином летящих журавлей, а впоследствии - и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние драматические времена песня, как никогда, значима для всего мира.
Задание «Умный разведчик» приложение 3
ответы по поднятой руке
1. Что общего между деревьями и винтовкой? (ствол или характер)
2. Чьи это слова “Тяжело в учении – легко в бою”? (Александра Невского или Александра Суворова)
3. Как называется подросток, изучающий морское дело? (юнга, юный инспектор, юный доброволец)
4.Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ? (пограничник или разведчик)
5.Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост … (солдат)
6.У офицера-новичка
Всего две звёздочки пока.
До капитана не дорос.
В каком он звании, вопрос. (Лейтенант)
7. Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут. (Танк)
8. Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная… (катюша)
9. Что не подлежит обсуждению? (приказ или письмо)
10. Судовой повар – (кок или кондитер )
Ведущий 2: Помните, ребята, мы говорили о том, что если сделать 1000 бумажных журавликов, то наступит выздоровление близкого человека, исполнится заветное желание, то которое нельзя купить, но очень-очень хочется, чтобы оно исполнилось. А у вас есть такое желание? И вы, наверное, тоже хотите, чтобы оно исполнилось? Что для этого нужно сделать? (Ответы детей)
Слайд 9 Ведущий 1: Мы, лидеры «Российского движения школьников» уже говорили вам о том, что до сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме. Выполняются они в технике «оригами». Т.к. изготовить их требуется много времени, мы с вами сегодня сделаем более простой вариант белых журавликов.
(Ребята с помощью ведущих делают из бумаги белого журавлика, пишут свои желания и крепят на голубой фон приложение 4)
Ведущий 1: Мы сегодня сделали прекрасную работу, запустили наших журавликов в небо, как напоминание о том насколько хрупок мир, в котором мы живем и загадали то самое-самое заветное желание.
Слайд 10 Ведущий 2: На этом наша встреча подошла к концу. Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. С вами были лидеры первичного отделения «Российского движения школьников» школы № _______.
Приложение № 2
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст, Бумажного журавлика товарищ мне привез. С ним связана история, история одна – Про девочку, которая была облучена. | |
Тебе я бумажные крылья расправлю, Лети, не тревожь этот мир, этот мир, Журавлик, журавлик, японский журавлик, Ты вечно живой сувенир. | |
«Когда увижу солнышко?» – спросила у врача (А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча). И врач ответил девочке: «Когда пройдет весна, И тысячу журавликов ты сделаешь сама». | |
Но девочка не выжила и скоро умерла, И тысячу журавликов не сделала она. Последний журавленочек упал из мертвых рук, И девочка не выжила, как тысячи вокруг. |
Приложение 4