21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Указом утверждён Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.
Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, обозначено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.
Мероприятия Национального плана развития конкуренции направлены на достижение ряда ключевых показателей, одним из которых является:
- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.
Для достижения данного показателя, а также во исполнение поручений Президента РФ и Распоряжения Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы» был разработан и принят Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".
Закон вступил в силу 08.01.2020г.
Закон предусматривает определенные запреты:
Во-первых это запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.
В данном случае предусмотрен закрытый перечень исключений:
· федеральные законы, акты Президента РФ или Правительства РФ
· обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности
· в сферах естественных монополий
· районы Крайнего Севера
· в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей
· за пределами территории Российской Федерации
· в области обращения с радиоактивными отходами
Однако к перечисленным исключениям закон предусматривает дополнительную возможность создания унитарных предприятий - при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации и недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.
Одновременно с этой возможностью предусмотрен и механизм её реализации, так решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия вправе принять Правительство Российской Федерации по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Второй вопрос рассмотренный Законом – это осуществление деятельности унитарных предприятий.
Так введен общий запрет деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.
За исключением:
· осуществление разрешенной для создания деятельности;
· дополнительно не более 10 % выручки на иных рынках.
Правило «десяти процентов» не распространяется на предприятия созданные в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ, для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности, в области обращения с радиоактивными отходами.
Помимо требований к созданию и деятельности унитарных предприятий Законом также предусмотрен механизм антимонопольного контроля.
Одним из таких механизмов можно назвать - право предварительного запроса. Уполномоченный орган государственной власти вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.
В случае выявления нарушения установленных запретов данные действия будут рассматриваться как нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В таких случаях антимонопольным органом в соответствии с Законом будут выдаваться предупреждения о принятии мер по реорганизации или ликвидации предприятия, возбуждаться дела о нарушении антимонопольного законодательства с возможной выдачей предписаний, в случае неисполнения предписания антимонопольный орган будет обращаться в суд о ликвидации предприятия.
При этом могут быть следующие виды предписаний:
- Предписания органам власти (учредителям)
· о ликвидации унитарного предприятия (если НЕ осуществляет разрешенные для создания виды деятельности);
· о принятии мер по прекращению предприятием деятельности (если осуществляет разрешенные для создания виды деятельности).
- Предписания унитарным предприятиям
· о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением Закона о защите конкуренции.
Необходимо отметить, что Законом предусмотрен переходный период - до 1 января 2025 года, который распространяется на предприятия, созданные до 08.01.2020 года
Для данных предприятий предусмотрено:
· реорганизация в АО или ООО при осуществлении деятельности на конкурентных рынках
· реорганизация в учреждения для решения социальных задач
· Ликвидация
По окончании переходного периода
– ликвидация в судебном порядке, если не входят в перечень исключений и осуществляют деятельность на конкурентных рынках.