Реформа Унитарных предприятий




21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Указом утверждён Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, обозначено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Мероприятия Национального плана развития конкуренции направлены на достижение ряда ключевых показателей, одним из которых является:

- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

Для достижения данного показателя, а также во исполнение поручений Президента РФ и Распоряжения Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы» был разработан и принят Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".

Закон вступил в силу 08.01.2020г.

Закон предусматривает определенные запреты:

Во-первых это запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В данном случае предусмотрен закрытый перечень исключений:

· федеральные законы, акты Президента РФ или Правительства РФ

· обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности

· в сферах естественных монополий

· районы Крайнего Севера

· в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей

· за пределами территории Российской Федерации

· в области обращения с радиоактивными отходами

Однако к перечисленным исключениям закон предусматривает дополнительную возможность создания унитарных предприятий - при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации и недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Одновременно с этой возможностью предусмотрен и механизм её реализации, так решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия вправе принять Правительство Российской Федерации по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Второй вопрос рассмотренный Законом – это осуществление деятельности унитарных предприятий.

Так введен общий запрет деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.

За исключением:

· осуществление разрешенной для создания деятельности;

· дополнительно не более 10 % выручки на иных рынках.

Правило «десяти процентов» не распространяется на предприятия созданные в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ, для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности, в области обращения с радиоактивными отходами.

Помимо требований к созданию и деятельности унитарных предприятий Законом также предусмотрен механизм антимонопольного контроля.

Одним из таких механизмов можно назвать - право предварительного запроса. Уполномоченный орган государственной власти вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

В случае выявления нарушения установленных запретов данные действия будут рассматриваться как нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В таких случаях антимонопольным органом в соответствии с Законом будут выдаваться предупреждения о принятии мер по реорганизации или ликвидации предприятия, возбуждаться дела о нарушении антимонопольного законодательства с возможной выдачей предписаний, в случае неисполнения предписания антимонопольный орган будет обращаться в суд о ликвидации предприятия.

При этом могут быть следующие виды предписаний:

- Предписания органам власти (учредителям)

· о ликвидации унитарного предприятия (если НЕ осуществляет разрешенные для создания виды деятельности);

· о принятии мер по прекращению предприятием деятельности (если осуществляет разрешенные для создания виды деятельности).

- Предписания унитарным предприятиям

· о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением Закона о защите конкуренции.

 

Необходимо отметить, что Законом предусмотрен переходный период - до 1 января 2025 года, который распространяется на предприятия, созданные до 08.01.2020 года

Для данных предприятий предусмотрено:

· реорганизация в АО или ООО при осуществлении деятельности на конкурентных рынках

· реорганизация в учреждения для решения социальных задач

· Ликвидация

По окончании переходного периода

– ликвидация в судебном порядке, если не входят в перечень исключений и осуществляют деятельность на конкурентных рынках.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: