Теоретический материал для самостоятельного изучения




Конспект урока

Литература

Класс

Урок № 26

Н. С. Лесков. «Левша». Автор и сказитель в сказе, идейный смысл произведения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· соотношение фактов биографии писателя, эпохи и содержания произведения;

· нахождение незнакомых слов и определение их значения;

· нравственная оценка героев сказа;

· анализ различных форм выражения авторской позиции;

· определение темы, идеи произведения;

· определение основных линий сюжета повести.

Тезаурус

Сказ – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Легенда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») – одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле – недостоверное повествование о фактах реальной действительности. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображённого в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Левша (леворукий) – человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к слову «левша» – «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Атаман – старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

Атаман Платов – граф (1812) Матвей Иванович Платов (1753[2]—1818) – атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска.

Царь Александр I Павлович – император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.

Царь Николай I Павлович – император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров) и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.

Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Подковать – прибить кому-нибудь, к чему-нибудь подковы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии. Его отец, Семён Дмитриевич, был сыном священника, тоже окончил семинарию, однако предпочёл работать в Орловской уголовной палате. Отец Лескова был очень одарённым следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула. Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Когда будущему писателю исполнилось 8 лет, отец остался без должности. Семья вынуждена была переехать в деревню Панино. Именно здесь началось, по образному выражению самого писателя, «познание жизни русского народа», что позже нашло своё отражение в творчестве Николая Лескова.

Учёбу Николая Лескова в Орловской гимназии нельзя было назвать успешной. После 5 лет учёбы Николай Лесков получил свидетельство об окончании всего двух классов.

Детство Николая Лескова закончилось в 16 лет, когда от холеры умер отец. К этой трагедии добавился и пожар, уничтоживший все имущество семьи.

В 1849 году Лесков при помощи дяди-профессора получил место чиновника казённой палаты в Киеве. Посещал вольнослушателем лекции в университете, серьёзно заинтересовался изучением языков и чтением книг.

Интересно начало литературной деятельности Николая Семёновича Лескова. Сначала он попробовал себя в журналистике. В 1857 году Лесков поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию, по делам которой за три года объездил большую часть России Каждый день он встречался с различными людьми и был свидетелем любопытных ситуаций. Они легли в основу статей, в которых чиновники обличались в незаконной деятельности (после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела).

Пробуя себя в журналистике и в литературе, Лесков печатался в уже известном вам журнале «Отечественные записки», а также в «Русской речи» и «Северной пчеле».

Многие произведения писателя раскрывают идею праведничества, которая открывает положительный тип русского человека, готового к самопожертвованию, деятельной любви.

Желание Николая Семёновича Лескова создать и закрепить в культуре русский праведнический тип человека основывалось на духовных началах, выработанных многовековым укладом народной жизни.

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).

Николай Семёнович Лесков сопроводил публикацию сказа предисловием, раскрывающим творческий замысел:

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе... Во всяком случае, сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела.

В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого».

Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.

Основной же идейный посыл был заключён писателем в знаменитой фразе Левши, который повторял её даже при смерти в больнице: «Англичане ружья кирпичом не чистят». Здесь явный намёк на неудачу русских в Крымской войне.

Это стремление несмотря ни на что донести до царя самое важное, что он узнал, открытие, которое могло бы сберечь жизни многим русским людям, подчёркивало патриотизм простого тульского оружейника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: