Раздел 2: Примеры толкования сновидений 4 глава




ВОИНЫОЧЕНЬ БЛИЗКО ЗНАКОМЫС КАЖДЫМ АСПЕКТОМ СВОЕЙ СУЩНОСТИ, ДАЖЕ СО СКРЫТЫМИ СКЛОННОСТЯМИ. И В ОСОБЕННОСТИ – СО СВОИМИ СКРЫТЫМИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ЧТОБЫДОСТИЧЬ ТАКОГО ЗНАНИЯ, ВОИН ИСПОЛЬЗУЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР КАК ЗЕРКАЛО. ТАК КАК В ЭТОМ ЗЕРКАЛЕ ВСЁ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.

Этот принцип применим и к четырём основным техникам: перепросмотр связан с Востоком, не-делание – с Севером, стирание личной истории – с Западом, а сновидение – с Югом. Важно понимать, что четыре четверти представляют собой четыре качества существования, или бытия, и потому их нельзя понимать буквально. Качества, возникающие благодаря воплощению четырёх основных техник на практике, известны как четыре атрибута воина. Эти атрибуты чрезвычайно важны для жизни воина, и по этой причине следует ясно понять, что они собой представляют.

 

РАБОТАЯ С ЗЕРКАЛАМИ, НЕОБХОДИМО ПЕРЕПРОСМАТРИВАТЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ, ОТ ТЕКУЩЕЮ МГНОВЕНИЯ ДО МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ. ПОДОБНЫЙ ПЕРЕПРОСМОТР ТРЕБУЕТ ТАКОЮ УРОВНЯ ЧЕСТНОСТИ, КОТОРЫЙ ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО В АКТЕ БЕЗЖАЛОСТНОСТИ. БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ С СЕБЯ. ТОЛЬКО КОГДА ЖАЛОСТЬ К САМОМУ СЕБЕ СМЕНЯЕТСЯ БЕЗЖАЛОСТНОСТЬЮ, ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ОБРЕСТИ ТРЕЗВОСТЬ, НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ МУДРОЮ РАЗЛИЧЕНИЯ.

* Англ. Sobriety – трезвость, воздержанность, умеренность, сдержанность, спокойствие, серьёзность, рассудительность (Большой англо-русский словарь). Нам кажется, что, когда Т. Марез и К. Кастанеда предлагают подобные термины, подразумеваются одновременно многие значения используемого для них слова. Но мы, увы, вынуждены выбирать лишь одно из них. – Прим. ред.

Перепросмотр приводит к трезвости * – качеству, которое, вероятно, лучше всего описывается как способность относиться к любой ситуации в своей жизни в точном соответствии с её подлинной ценностью. По самой своей природе трезвость лишена эмоций, поскольку только в отсутствие эмоций, как положительных, так и отрицательных, человек способен с ясностью замечать всё, с чем связана любая конкретная ситуация. Трезвость представляет собой акт безжалостности, во время которого человек не позволяет своим личным чувствам заслонить рассматриваемую проблему.

Это никоим образом не означает, что воины являются бессердечными существами; напротив, воин так любит мир, что не может действовать с предвзятостью в отношении любого другого существа. Если бы в каждой ситуации воин выбирал ту или иную сторону, ему следовало бы признать, что одно для него важнее другого. Скорее всего, с этим не согласится ни один воин, так как для воина, понимающего взаимосвязанность всего живого, одинаково важно всё – атом, растение, животное, человеческое существо или сверхъестественная сущность. Это остаётся справедливым независимо от того, сражается ли он в битве рядом с чуждыми ему существами или в группе существ, близких его сердцу. Даже если эта битва заключается в противоборстве воина и другого существа, воин не позволяет себе испытывать жалость.

Таким образом, воин с равным уважением относится ко всему в своей жизни и не допускает, чтобы его личная сила заставляла его действовать несправедливо, на основе предвзятости. Это означает, что трезво действующий воин не станет несправедливо прикрывать ни любимого человека, ни самого себя; он не будет считать поступки другого существа отрицательными, пока не проведёт честную оценку этих поступков в соответствии с их подлинной ценностью. По самой своей природе и в согласии с дарованным Толтекам священным доверием, воины придерживаются истины и потому не могут действовать, исходя из соображений, отличных от трезвости.

Чтобы полностью понять это, обратимся к примеру молодой женщины, которую назовём Линдой. Линда всегда испытывала трудности в общении с мужчинами, но не понимала, почему это происходит, пока не начала заниматься перепросмотром. После этого Линда осознала, что все её неприятности вызваны её стремлением к обладанию. Погружаясь в причины такого стремления, Линда начала вспоминать очень многое из своего детства и при этом собирать воедино множество событий, результатом которых стала её ревность.

Линда смогла чётко вспомнить, что, будучи совсем ребёнком, она всегда состязалась со своим младшим братом за внимание со стороны отца. Поскольку в момент рождения брата ей едва исполнилось одиннадцать месяцев, а отец всегда мечтал о сыне, Линда уже в младенческом возрасте чувствовала себя уступающей брату. Это ощущение более низкого положения и необходимость бороться за внимание со стороны отца очень быстро привели к яростным дракам между Линдой и братом. Поскольку Линда была старше и чувствовала себя обиженной, именно она чаще всего начинала такие драки. Линда постоянно сама придиралась к брату, но всё же считала совершенно несправедливым, что именно её наказывали за бесконечные драки.

Поскольку она не могла объяснить отцу подлинные мотивы того, почему она мучает брата, Линду начали переполнять горькая обида на брата и в то же время растущее недоверие к отцу. Чувство, что отец не понимает её, а также то, что он явно больше беспокоился о её брате, заставили Линду постепенно отдалиться от отца, хотя в глубине души она по-прежнему жаждала его внимания. Отец Линды в определённой мере осознавал эти сложности и часто пытался исправить положение и баловал её. Однако Линда видела в этих попытках признание вины, после чего начала с подозрением и презрением относиться ко всем поступкам отца по отношению к ней.

К тому времени, когда Линда стала подростком, она была настолько разочарована, что изобрела мощное средство борьбы и с братом, и с отцом. Не зная иного способа привлечь к себе внимание отца, к которому она так отчаянно стремилась, Линда выработала в себе умение становиться лучшей во всём, что она делала. Это не только приводило к постоянным похвалам со стороны отца, но и давало возможность пристыдить брата. Линда следила за тем, чтобы быть лучшей в школе, блистать на спортивной площадке, выглядеть образцовой дома и в гостях, – в общем, она всегда и во всём оказывалась лучше брата.

Когда Линда поняла, насколько хорошо срабатывает её уловка, она начала пользоваться ею, чтобы отомстить отцу и брату за всю несправедливость, которую, по её мнению, они причинили ей. Так Линда вступила в тонкую, но беспощадную игру; она вышла на этот путь лишь для того, чтобы заслужить одобрение отца, но, добившись цели, решила довести дело до того, чтобы отец в той или иной степени постоянно ощущал жгучее чувство вины. Чаще всего Линда добивалась этого, давая ему понять, что, хотя она очень ценит его похвалы, они ничего не означают, поскольку она не наделена привилегией быть мужчиной в мире мужчин и любой её успех вряд ли когда-либо найдёт признание у других мужчин, кроме её отца. Столь утончённым способом Линда постоянно внушала отцу, что она обречена на незначительную жизнь уже тем, что она женщина, хотя и превосходит своего брата во всём.

Трагичность игры Линды заключалась в том, что она исполняла свою роль настолько хорошо, что в конце концов сама начала верить в неё. По этой причине, став взрослой, она всегда ощущала отсутствие признания со стороны мужчин. В глубине души Линда по-прежнему хотела добиться внимания, особенно от мужчин, но, даже добиваясь его, она продолжала ощущать враждебность к ним, так как была женщиной. Кроме того, глубокая подозрительность к мужчинам заставляла Линду считать, что и в тех случаях, когда мужчина явно высказывает ей своё одобрение, он просто обманывает её из жалости. Подобная мысль приводила Линду в бешенство, и она обрушивала на такого мужчину свой гнев, заставляя его чувствовать себя виноватым в том, что он мужчина. Так или иначе, нет ничего удивительно в том, что Линде удавалось отпугивать от себя всех встречающихся ей в жизни мужчин, а любые её романтические отношения быстро превращались в хаос.

Однако эти жизненные неудачи принесли Линде и огромную пользу, так как она научилась бороться за свои права и добивалась успеха во всём, за что только бралась. Благодаря тому, как разворачивалась её жизнь, Линда приобрела непоколебимую уверенность в своих силах и научилась самостоятельно справляться с любой ситуацией. Чрезвычайно уверенная в себе и до неистовства независимая, Линда стала грозным противником в любом сражении, особенно в тех случаях, когда бороться приходилось с мужчинами. Овладев хитростями и решимостью всегда быть лучшей, Линда быстро поднялась на самую вершину своей карьеры адвоката – её живой ум и острый, как бритва, язык вызывали заслуженное уважение даже судей на тех процессах, в которых эта молодая женщина исполняла роль защитника.

Ныне Линда добилась выдающегося жизненного успеха, но, хотя её безмерно уважали как мужчины, так и женщины, сама Линда никак не могла поверить, что она заслужила то признание, которого, по её мнению, была несправедливо лишена. По этой причине Линда чувствовала себя ещё больше ожесточённой, а её и без того острый язык становился ещё острее, пока наконец она не осознала, что если не изменит нечто в самой себе, то у неё вообще не останется друзей. Только в этот момент Линда решилась хорошенько разобраться со своей жизнью в целом и провести полную переоценку в неприятном, но честном свете трезвости.

Благодаря перепросмотру своей жизни вплоть до текущего момента Линда начала понимать, что в действительности она никогда не была жертвой обстоятельств. Теперь она смогла ясно понять, как всё в её жизни, включая представление о том, что отец больше любит её брата, подталкивало её к достижению такого успеха, которого никогда не смог бы добиться брат. Внезапно все фрагменты картины оказались на своих местах, и Линда поняла не только то, откуда исходила её ревность, но и то, почему всегда пыталась унизить любого мужчину, делавшего ей комплимент. В конце концов Линда смогла осознать, что только её состояние ума заставляло её чувствовать себя не получившей признания и одобрения, к которым она так стремилась.

Однако самым поразительным результатом этого перепросмотра стало для неё осознание того, что если она и была жертвой, то только жертвой самой себя. Долгие годы гнева и горечи внезапно рассеялись, и в ней осталось только чувство внутреннего покоя, которое она никогда не надеялась ощутить. После того как она впервые в своей жизни ясно увидела своё детство, Линда испытывала только глубокую благодарность к отцу и брату. Она уже не считала их мучителями и понимала, что действия отца и брата, а также её собственная борьба с восприятием этих действий принесли ей драгоценнейшие дары силы.

В связи с этим следует понять, что, как только трезвость позволяет человеку увидеть ситуацию или событие в их истинном свете, его всегда поражает красота взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимодействия всего живого. В случае Линды это позволило ей понять, как действия отца и брата помогли ей достичь большого успеха и, кроме того, как её собственные действия, в свою очередь, помогли им. Излишним будет описывать, какую пользу принесли действия Линды её отцу и брату, так как об этом упоминается лишь для того, чтобы подчеркнуть взаимодействие и взаимозависимость всего живого.

В результате понимания взаимосвязанности всего живого невозможно избежать того состояния ума, которое называется прощением. В случае Линды это означает, что она может простить не только отца и брата, но и саму себя. Чувство вины является одной из самых истощающих отрицательных эмоций; оно может – часто так и случается – полностью разрушить жизнь человека. Но если человек достиг ясного понимания взаимосвязанности всего живого, у него больше никогда не возникнет чувства вины. Это совсем не означает, что можно уклониться от ответственности за свои действия. Просто в свете трезвости человек способен обрести покой благодаря пониманию того, что, независимо от его действий, все окружающие, включая самого человека, получают справедливое возмещение в соответствии с той силой, что называется Законом Сохранения.

Невозможно избежать последствий своих действий, и нельзя использовать Закон Сохранения как оправдание любых действий, которые мы считаем неправильными, однако с помощью такого знания можно, по меньшей мере, достичь спокойного отношения своим действиям в прошлом. Сделанного не воротишь. Можно горько сожалеть о своих поступках и совершенно искренне просить прощения за них, но, даже если человека прощают, он по-прежнему не способен изменить своё прошлое. Любой аспект жизни во многом похож на чистый алмаз – если на нём появляется трещина, она остаётся навсегда. Прощение не затянет трещину, но помогает жить с этим надколотым алмазом, а со временем даже рассечь его и тем самым избавиться от трещины, обнаружив при этом те грани, увидеть которые иначе было бы невозможно.

Теперь должно быть понятно, что прощение очень отличается от душераздирающих извинений, высказываемых теми, кто просто пытается снять с себя ответственность за собственные поступки. Подлинного прощения нельзя получить от того, с кем вы поступили дурно; это внутренняя проблема сердца, разумное действие, основанное на трезвости. Пример Линды ясно показывает, что её простили не отец и не брат, а она сама. Когда Линда смогла увидеть действия отца и брата в их истинном свете, не осталось ничего, что она могла бы простить, кроме своих собственных поступков. Иными словами, единственным, что Линда могла простить, были её действия по отношению к отцу и брату, а также к самой себе. Линда смогла сделать это благодаря осознанию взаимосвязанности всего живого.

Таков итог перепросмотра. Результатом всегда является отрезвляющее ощущение ясности под названием трезвость. Когда человек достигает трезвости, его преобразование становится неизбежным, поскольку при этом он ясно видит, насколько искажёнными были его взгляды на мир. В случае Линды ей всё ещё предстоит проделать огромную работу, прежде чем она сможет считать себя свободной от прошлого. Чтобы избавиться от устоявшихся привычек, нужны терпение и время; на самом же деле, этого можно добиться только с помощью техники не-делания. Таким образом, Линде придётся полностью изменить свой эмоциональный подход к жизни и превратиться из несчастной и обозлённой молодой женщины в человека, который наконец добился мира со своим прошлым. Кроме того, теперь Линде предстоит заново учиться общению с мужчинами, и она сможет сделать это благодаря всё той же технике не-делания.

 

УСТОЙЧИВОСТЬ И ВОИН – СИНОНИМЫ. ЧТОБЫОБРЕСТИ УСТОЙЧИВОСТЬ, НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ HE-ДЕЛАНИЕМ. ЛЮБАЯ БИТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УПРАЖНЕНИЕ В НЕ-ДЕЛАНИИ.

* Англ. Strength – сила (физическая и сила духа), источник силы, поддержка, эффективность (движения, действия), крепость, прочность, сопротивление, твёрдость, концентрация, неприступность, стабильность, устойчивость, боеспособность и т.д.

Не-делание порождает то качество, которое может быть полностью выражено только понятием устойчивость *. Используемое Толтеками слово «устойчивость» определяется как внутренняя убеждённость, приобретаемая с опытом и проявляющаяся в стойкости и в совершенно непоколебимой уверенности в себе. Устойчивость тесно связана с трезвостью, так как устойчивость можно обрести только тогда, когда воин действует, не испытывая сомнений. Достижение такой ясности требует, чтобы воин был совершенно правдивым и беспристрастным в оценке любой ситуации и мог действовать с полной убеждённостью в том, что его решения и поступки лишены предвзятости.

Увидев своё детство в подлинном свете, Линда поняла, что ощущение непризнанности представляло собой лишь особенность её восприятия, и теперь она сама может отдать себе должное в отношении всего, чего добилась в своей жизни. Другими словами, теперь она может разыгрывать свою жизнь, не выискивая, как прежде, поводы к драке, но с полной убеждённостью, основанной на понимании того, что она – один из лучших адвокатов и, будучи уверенной в себе и независимой, способна самостоятельно справиться с любой ситуацией.

Следствием этого стало то, что впервые за всю свою жизнь Линда смогла признаться самой себе, что всегда требовала чего-то только от других. Это очень важный момент, и, хотя о нём уже говорилось в первом томе, стоит немного повториться, чтобы читатель мог ещё глубже постичь этот принцип.

То, что обычно называют уверенностью в себе, обычно совсем не является таковой и означает, как говорят Толтеки, привязанность к ближнему. То, что Линда постоянно требовала признания от своих собратьев, означает, что у неё не было никакой уверенности в себе. Если бы она действительно была уверена в себе, для неё не имело бы никакого значения, получает ли она какое-либо признание, так как уверенность в себе по определению означает, что источник уверенности кроется в самом человеке. Истина заключается в том, что на самом-то деле Линда получила огромное признание, однако не верила этому из-за своих сомнений в искренности мужчин. Разумеется, это также означает, что Линда сама не признавала своих успехов, иначе она знала бы без тени сомнений, что действительно заслуживает признания.

Теперь, когда Линда способна отдавать должное самой себе, она может двигаться дальше суверенностью, но ещё без убеждённости. Человек может быть совершенно уверен в том, что способен сделать нечто, и всё же есть только один способ убедиться в этом – выполнить свою задачу. Впрочем, в конечном счёте единственная реальная разница между уверенностью и убеждённостью заключается в силе этого ощущения. Прежде всего, степень такого отличия может значительно меняться в зависимости от конкретного человека, однако непрерывная практика снижает её, пока, наконец, уверенность и убеждённость не становятся одним и тем же.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК УВЕРЕН В СВОЕЙ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ, ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ.

Устойчивость заключается в убеждённости в том, что человек способен действовать самостоятельно, независимо от одобрения своих собратьев. Это подразумевает, во-первых, убеждённость в правильности своих решений и, во-вторых, что эта убеждённость достаточно сильна для того, чтобы не дрогнуть, даже столкнувшись с яростным сопротивлением своих собратьев. Вообще говоря, очень немногие люди способны действовать таким образом, поскольку обычно не требуется особо сильного противодействия, чтобы заставить их усомниться в себе. В большинстве случаев такие люди – просто фанатики, неистово преодолевающие внешнее сопротивление, и их действия чаще всего основаны на упрямстве и, очень редко, – на трезвости.

Для Линды не-делание заключается в том, чтобы прекратить требовать одобрения от окружающих и отдать себе должное во всех сферах, в каких она заслуживает признания. Кроме того, она должна признаться себе в собственных достоинствах и перестать верить и следовать своей выдумке о том, что женщина никогда не может добиться заслуженного признания. Как мы убедимся чуть позже, это заставит Линду тщательно взвешивать каждую мысль, чувство и действие, поскольку старые привычки проникают во все сферы жизни человека и, для того чтобы стать свободным, их необходимо вырвать полностью, с корнем.

Теперь, когда Линда обладает необходимой трезвостью, она может заняться не-деланием с требуемой для этого уверенностью, которая позволит ей действовать непоколебимо и приведёт к внутреннему ощущению спокойной решимости. В прошлом для того, чтобы поставить мужчин в подчинённое положение, Линде приходилось опираться на кнут своего острого языка, но не-делание позволит ей добиться ещё больших результатов без издевательств и сарказма. Со временем и с практикой Линда полностью преобразит себя путём не-делания, хотя внешне может показаться, что её жизнь почти не изменилась – разве что она сама стала более приятным человеком. Следует, впрочем, осознавать, что, если возникнет такая необходимость, Линда вновь сможет хлестнуть кого-нибудь острым словцом, однако, уже не ощущая внешней угрозы, она будет способна контролировать это умение и не делать его разрушительным.

Способность действовать со стойкостью и решимостью окружает поступки человека аурой высшей силы, порождаемой внутренней уверенностью. На примере Линды мы видели, что в результате ясного понимания обстоятельств своего детства она смогла уверенно двигаться вперёд. Однако не следует забывать, что такая уверенность вызвана, прежде всего, тем фактом, что Линда признала взаимосвязанности всего живого; не обладай она таким знанием, она по-прежнему не могла быть достичь подлинного понимания собственной жизни.

Внутренняя уверенность, возникающая благодаря трезвости, наполняет атмосферу волей, на которую невозможно не обращать внимания по той простой причине, что такая воля человека является силой справедливости в действии. Это не тщеславие чувства собственной важности – это сама ткань силы. Когда человек в в своих решениях и действиях опирается на всеобщие принципы, основанные на взаимосвязанности всего живого, он не только действует в согласии со всеобщим законом, но и использует всеобщий закон как опору и усиление своих поступков. Таким образом, только глупец обостряет своё положение, бросая вызов воле человека, вооружённого всеобщим законом, так как любой, кто так поступает, в буквальном смысле слова бросает вызов самой Вселенной.

Именно по этой причине говорят, что воля воина становится волей Орла; вот почему воин, действующий с позиции устойчивости, обладает полным контролем, ничего при этом не контролируя. Обычный человек чаще всего старается контролировать всё вокруг и действовать с позиции власти, однако это происходит лишь потому, что в его распоряжении оказываются грубая сила или, временами, средства манипулирования. Нет никаких сомнении, что до того, как Линда достигла понимания взаимосвязанности всего живого, она очень часто прибегала к одному из перечисленных средств, чтобы добиться преимущества над другими.

Однако грубая сила или манипулирование представляют собой отвратительные проявления насилия, приводящие к ужасным разрушениям и полностью противоположные всеобщим законам, управляющим гармонией и равновесием. Устойчивость воина основана на действиях, согласующихся со всеобщим законом, и потому эти законы способствуют и поддерживают его поступки. Таким образом, чтобы чем-то распорядиться, воину не нужно прибегать ни к грубой силе, ни к манипулированию, ни к мелочным угрозам – ему достаточно огласить власть Орла, и благодаря тому процессу, который называют взаимосвязанностью всего живого, он в буквальном смысле призывает силу Вселенной.

Очевидно, что не существует силы более мощной, однако эту устрашающую силу можно использовать только на общее благо всего живого и никогда не следует направлять на эгоистические цели. Те воины, которые пытались это сделать (а в прошлом таких воинов было множество), очень быстро обнаруживали, что нанесли жестокий удар самим себе, и последствия этого удара были ужасны. Противодействие всеобщему закону – просто глупость, однако сознательное и целенаправленное манипулирование всеобщим законом ради эгоистичных целей – нечто совершенно иное, и неизбежной расплатой за это является потеря надежды на свободу в самом широком смысле. Следует осознать, что, если решения и действия человека основаны на трезвости, по самой своей природе означающей понимание взаимосвязанности всего живoгo, то они заряжаются той силой, которую с полным правом можно назвать устойчивостью.

Рисунок 1. Четыре основные техники, связанные с четырьмя направлениями

 

Рисунок 2а. Четыре атрибута воина

Примечание: Четыре Атрибута Воина иногда изображают приведённой ниже схемой, однако эта терминология относится к устаревшей методике обучения, ныне уже не используемой; таким образом, эта терминология, хотя она и является точной, стала сейчас достаточно туманной. Схема включена в эту книгу, чтобы избежать возможной путаницы.

Рисунок 2б. Четыре атрибута воина (устаревшая терминология)

ВОИН ДОЛЖЕН СЛУШАТЬ СВОЁ СЕРДЦЕ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ СВОЕМУ ЧУВСТВОВАНИЮ – ОДНАКО В КОНТЕКСТЕ НАШЕЮ ОБЫЧНОГО ВЗГЛЯДА НА МИР ЭТО ОЧЕНЬ ТРУДНО. СТИРАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МОЩНОЕ СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ ОГРАНИЧЕННОСТИ ОБЫЧНОЮ ВЗГЛЯДА НА МИР.

Стирание личной истории порождает качество под названием чувствование, которое по самой своей природе противоположно Востоку, трезвости. Чувствование определяется как способность участвовать в жизни свободно, без ограничений, навязываемых логическими предположениями. Это легко понять на примере Линды. Всё её детство было основано на том, что, по её предположению, было правдой. В результате она никогда не могла свободно участвовать в жизни; вместо этого Линда сражалась с жизнью так яростно, что превратилась в одинокую и совершенно несчастную женщину. Ощущая угрозу со стороны каждого встреченного мужчины, Линда решила, что не может доверять никому, в результате чего были разрушены все её отношения с окружающими – с коллегами по работе, с друзьями и романтическими знакомыми.

Зная по собственному опыту, что мир не таков, каким кажется, воины не совершают такой ошибки и не считают, что понимают всё известное. Признавая, что и внешняя, и внутренняя вселенные бесконечно превышают границы их понимания, воины постоянно стремятся приспосабливаться к ходу жизни, независимо от того, какой чуждой она может казаться на первый взгляд, но никогда не попадают в ловушку логических допущений. Воины знают, что, даже если в данный момент они не могут понять, что в действительности происходит, со временем им удастся выявить подлинное значение любого события, если только они будут следовать его течению, а не отбрасывать его. В этом заключается истинный смысл принципа текучести.

Текучесть не очень просто понять, однако аналогия поможет прояснить эту чрезвычайно важную концепцию. Представим себе человека, живущего во времена до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Для такого человека единственными известным формами перемещения по дорогам были колёсные экипажи, запряжённые лошадьми или другими животными, верховая езда, велосипед или просто пешая ходьба.

До определённого времени не было никаких иных видов транспорта, однако человек по имени Карл Бенц осмелился воспользоваться потенциальными возможностями мечты. В 1893 году он воплотил в жизнь такую мечту и вывел на дорогу первый самодвижущийся экипаж.

Как только люди поняли принцип механики двигателя внутреннего сгорания, он стал выглядеть совершенно логичным и простым. Однако до того, как Бенц осуществил свою мечту на практике, у него не было никакой иной опоры, кроме того, что можно справедливо назвать внутренним ощущением. Если бы Бенц был рациональным человеком, способным верить только в известный мир, он вряд ли смог бы следовать течению своей мечты.

Это имеет огромное значение. Люди слишком часто полностью упускают все свои возможности, поскольку, обнаруживая искомые ответы, склонны не обращать на них никакого внимания, если ответы не вписываются в известное, и неизменно считают эти ответы нелогичными. Интересно отметить, что, как показывает случай Линды, то же самое обычно происходит и с детьми, так как у детей недостаточно жизненного опыта, чтобы они могли понять, что мир не таков, каким кажется; по этой причине детям приходится принимать окружающий мир за чистую монету. С другой стороны, взрослый неизбежно оказывается в ловушке логических допущений рационального разума.

На примере Линды стало понятно: для того, чтобы её попытки не-делания стали успешными, ей нужно будет избегать индульгирования в собственных логических допущениях и заняться стиранием личной истории – техникой, которая будет описана в этой книге чуть позже. Пока же сосредоточимся только на том свойстве, которое возникает благодаря этой технике, а именно – на чувствовании.

Вообще говоря, люди обычно относятся к чувствованию с юмором и считают логичность единственным достойным уважения качеством. И всё же ирония судьбы заключается в том, что большая часть величайших открытий и изобретений начиналась с воображения или внутреннего ощущения. Если бы миром правила логика, если бы в нём не было людей, готовых следовать предчувствию, или чувствованию, человеческое мышление стало бы бесплодным, а эволюция осознания остановилась бы. Логика представляет собой великолепное средство разработки приёмов практического воплощения мечтаний, однако любая мечта остаётся неизвестной величиной, пока не воплощается на физическом плане. По самой природе непознанного, единственным, чем может руководствоваться воин при столкновении с ним, является чувствование. Фраза «чувствовать дорогу в темноте» представляет собой старый штамп; однако для воина она имеет очень глубокое значение. Чтобы лучше понять это, читатель может освежить в памяти положения первого тома, связанные с использованием эмоций и намерения.

Вернёмся к Линде. Что ей действительно нужно в данный момент, так это текучестьспособность следовать течению ситуации, а не отвергать её на основе поверхностного понимания. Теперь Линда уже не может реагировать на окружающий мир в привычной ей манере и потому должна научиться доверяться течению жизни. Она достигнет этого с помощью не-делания. Однако её доверие течению жизни не может быть основано на слепой вере; если Линда начнёт действовать, опираясь на слепую веру, она очень быстро убедится, что в мире действительно есть люди, которым нельзя доверять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: