ПОЛЕВЫЕ И САДОВЫЕ ЦВЕТЫ
Лексический строй речи.
Задачи работы:
Ø Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов.
Ø Углублять знания детей о названии всех цветов и их строении и росте.
Обогащение словаря:
Существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, роза, пион, нарцисс, тюльпан, ирис, гвоздика, астра, первоцвет, бутон, лепесток, стебель, корень, охрана, природа.
Прилагательные: хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые, красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.
Глаголы: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, расцветать, распускаться, рвать, охранять, нюхать, рисовать.
https://www.youtube.com/watch?v=grmpGk-zKpU
https://www.youtube.com/watch?v=grmpGk-zKpU
https://www.youtube.com/watch?v=qs_t2x9MHfE
https://www.youtube.com/watch?v=EBBW_4Ld2nM
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=VZghWuSHWCw&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=lslR6eBLb-s&feature=emb_logo
Побеседовать о том, какие сезонные изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами; вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.
1. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.
2. Объясни, почему такие названия у подорожника, мать-и-мачехи, одуванчика?
ОБЪЯСНЕНИЯ: Подорожник часто растет возле дорог; у мать-и-мачехи одна сторона гладенькая, нежная, как рука у мамы, а противоположная сторона шершавая, на ощупь неприятная; одуванчик от дуновения ветра облетает, и разлетаются далеко его семена-пушинки. А еще эти растения называют лечебными. Почему?
|
3. Отгадай загадки
Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой! И шапка долой. (Одуванчик.)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыши)
У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи. (Ромашка.)
Стебель весь ее в колючках.
Об него исколешь ручки.
Хоть страшна ее угроза,
Все равно красива... (Роза)
Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу. (Астры)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми …(Гвоздиками)
Как называются цветы,
Когда в руке их держишь ты? (Букет.)
Грамматический строй речи.
1. По названию полевого цветка образуй сочетание признака и предмета по образцу:
Мак – маковая росинка,
Ромашка -
Одуванчик –
2. Д/и «Назови ласково».
Стебель — стебелек.
Подснежник —... Корень —... Василек —...
Лист —... Гвоздика —... Лепесток —...
Тюльпан —... Цветок —... Ромашка —...
3. Д/и «Скажи – какой цветок?»
Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый,
-в поле — полевой,
-на лугу – луговой,
-в лесу — лесной,
-растёт весной – весенний,
-растёт в комнате — комнатный,
-растёт летом — летний,
-лечит болезни — лечебный,
-растёт много лет — многолетний,
-одно лето — однолетний,
-растёт для декора — декоративный,
-приносит пользу – полезный.
|
4. Д/и "Один - много" - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один одуванчик - много …...
Один мак - много...
Один подснежник - много...
Одна мимоза- много...
5. Д/и «Один – два – пять» по аналогии с «Один – много»
Один тюльпан – два тюльпана – пять тюльпанов
Связная речь.
1. Д/у «Подбирай, называй, запоминай»
Закончи предложения словами-действиями.
На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...
Из садовой лейки цветы (что делают?) —...
Удобрениями садовые цветы (что делают?) —...
Выращенные цветы ножом (что делают?) —...
В букеты цветы (что делают?) —...
Цветами люди (что делают?) —...
2. Чтение и пересказ близкий к тексту:
Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели. В чашечке цветка хранится сладкая капля нектара, за которой к цветам летят насекомые. Пчелы, шмели или бабочки высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль. В раскраске цветов есть особые метки, указывающие насекомым путь к нектару. Насекомые видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Они хорошо видят желтые, синие и фиолетовые цветы. А вот бабочки сразу замечают красные цветы и подлетают к ним. Пыльца, которой покрыты цветы, нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и выросли новые красивые цветы. Перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу и опыляют растения.
|
3. Сравни: Чем похожи одуванчик и мать-и-мачеха? Чем они отличаются?
Чем похожи и чем отличаются, подснежник и ромашка, незабудка и фиалка?
4. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.
Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...
В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы:....
Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:………….
И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....
Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....
Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.
5. Упражнение «Путешествие пчелы».
Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).
6. Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.
Или