Политические установки и выводы




Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

  • регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:

Все эти типы политического сознания сложились в основном к моменту развития капитализма в Европе. В разных странах они имеют свои разновидности и обусловленные национальной спецификой особенности. Тем не менее, можно выделить некоторые общие, «наднациональные» черты, присущие каждому из этих типов в качестве исходных, базисных, т.е. наиболее «репрезентативных».

Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное. В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.

Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.

Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение. Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.

Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

Правый радикализм обычно сравнивают с реакционным бунтарством. Он формируется путем эволюции консерватизма вправо из-за неэффективности слишком «умеренных» консервативных интересов. Однако правый радикализм формируется также за счет эволюции социального протеста масс. Поводом к этому служит систематическая практика ущемления интересов различных групп общества, вызывающая в их сознании ощущение несправедливости господствующих порядков и желание их изменить.

К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.

Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: