Срок сдачи теста – до 13 апреля, сочинения – до 16 апреля.




Апреля. Русский язык. 11 класс. Повторение.

Выполняем тест ЕГЭ.

Срок сдачи теста – до 13 апреля, сочинения – до 16 апреля.

 

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

(1) Многие предметы, которые окружают человека в быту, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2) Начиная с древнейших времён люди активно использовали эти материалы: они изготавливали ткани для одежды и других нужд из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные бытовые предметы, украшения и другие необходимые вещи. (3)<...> современный человек, использующий сегодня природные материалы, должен думать о том, что их запасы далеко не безграничны.

 

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

 

2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, далеко не безграничны.

 

3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать ещё и искусственно созданные материалы.

 

4) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

 

5) Сегодня, используя природные материалы, находящиеся в обиходе с древнейших времён, современный человек должен помнить о том, что их запасы далеко не безграничны.

 

2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

МАТЕРИАЛ, -а; м.

 

1) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный материал.

 

2) Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

 

3) обычно мн.Собрание сведений, документов, предметов по какому-л. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

 

4) Ткань, материя. Цветной м. М. на пальто. Выбирать м. на платье.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

граждАнство

 

зАняли

 

засЕленный

 

завИдно

 

придАное

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Велимир Хлебников - русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

 

Неожиданно открылась дверь и на пороге показался странный человек весьма ВРАЖДЕБНОГО вида.

 

СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, о своих чувствах, помыслах.

 

ДРАМАТИЧНЫЕ события, произошедшие совсем недавно в жизни Алексея, оставили неизгладимый след в его душе.

 

Что может быть для рыболова ЖЕЛАТЕЛЬНЕЕ тихого раннего утра на реке!

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

с ДЕВЯТЬЮСТАМИ страницами

 

более КРАСИВЫЙ бант

 

в ПОЛТОРАСТА граммах

 

абхазских БАШЕН

 

церковные КУПОЛА

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

 

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

Предложения

 

1. Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.

2. Многие из тех, кто побывал в парке знаменитого Михайловского, обращали особое внимание на старые деревья.

3. Международная общественность сегодня очень хорошо понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

4. Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о возможности существования жизни вне Земли.

5. Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «он знает, что ничего не знает».

6. Многие из тех, кто присутствовали в аудитории, не согласились с мнением докладчика и довольно активно вступили с ним в дикуссию.

7. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

8. За короткий срок в новом посёлке были построены не только больница и новая школа, но и детский сад, библиотека и дом культуры.

9. Согласно распоряжения директора школы в научно-практической конференции смогут принять участие все желающие.

 

А Б В Г Д

 

 

9, Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) хв..стун, об..стрённый, г..ристая (местность)

 

2) благ..говеть, прик..снувшись, оч..рование

 

3) зан..во, заст..вляет, фант..зёр

 

4) г..ремыка, г..рнизон, ч..столюбивый

 

5) задр..жать (от холода), осн..щение, одр..хлеть

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) пр..встать, пр..страстие, пр..клеить

 

2) пр..израстать, п..дсказать, р..зыскивать

 

3) безбар..ерный, обез..яна, под..езд

 

4) пред..стория, вз..мать, из..скать

 

5) бе..сердечный, чере..чур, ра..фасовать

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) причудл..вый, солом..нка

 

2) желт..зна, претерп..вать

 

3) письм..цо, алюмини..вый

 

4) матерч..тый, слев..

 

5) парч..вый, зайч..нок

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

1) (травы) колыш..тся, противореч..щий

 

2) (полезные) ископа..мые, удво..нный

 

3) (флаги) ре..т, стел..щийся (туман)

 

4) задерж..шься, непроница..мый

 

5) дремл..шь, занавеш..но (окно)

 

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Далеко (НЕ)КАЖДЫЙ человек умеет признавать свои ошибки.

 

Он меняет всё вокруг, потому что (НЕ)ГОТОВ измениться сам.

 

Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.

 

Собаки, (НЕ)СГОВАРИВАЯСЬ, легли под сосной, где сухо.

 

Огненный шар (НЕ)ЗАХОДЯЩЕГО солнца медленно клонился к западу.

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

 

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)час перенёсся в мир другой - солнечный и яркий.

 

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

 

(ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.

 

Я (ТОТ)ЧАС направился к Михалычу с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать там Кузьмича.

 

(Этот (С)ВИДУ такой тихий и скромный человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ проявил себя как настоящий герой.

 

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) В этом необыкновенном бору как-то по-особенному мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки и ели.

 

2) Дом к празднику убирали только что рацветающим шиповником да белою ромашкою.

 

3) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

 

4) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и всегда отзывается на самые незаметные звуки жизни.

 

5) Лесные дали в свете уходящего солнца кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гимназисты не просто читали стихи (1) желая их запомнить (2) они выучивали наизусть, декламировали (3) участвуя в поэтических вечерах (4) и (5) сидя на лекциях (6) записывали их в свои тетрадки.

 

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».

 

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Ерофеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.

 

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Есть на Земле озера такие большие, что так и хочется называть их морями. (2)Одно из таких озер-морей – озеро Байкал в Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. (3)Глубочайшее озеро Земли лежит в котловине, со всех сторон окруженной горными хребтами и сопками. (4)Местами горы отступают от берега на десятки километров. (5)Озеро протянулось в виде гигантского полумесяца с севера на юго-запад на 636 км. (6)Его ширина колеблется от 25 до 80 км, а длина береговой линии составляет 2100 км. (7)Байкал занимает всего лишь шестое место среди крупнейших озер мира. (8)Но по глубине, которая достигает 1637 м, он абсолютный рекордсмен планеты Земля. (9)В 1996 году озеро было внесено в Список природных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

 

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

 

(6)Но именно это и произошло.

 

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

 

(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. (11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.

 

– (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

 

(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

 

(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

 

– (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

 

(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

 

(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.

 

(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

 

– (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.

 

(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

 

(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

 

(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

 

(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

 

(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!

 

– (46)Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.

 

– (47)Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48)Тебе не нужно оружие.

 

– (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?

 

(51)Он стал коротко, быстро дышать:

– Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.

 

(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

 

(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

 

(По В.А. Каверину*)

 

* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Немецкие танки безжалостно расстреляли санитарный поезд.

 

2) Ромашов помог раненному в ногу рассказчику выбраться из поезда, перебраться через болото и спрятаться в берёзовой роще.

 

3) Ромашов хотел пойти вместе с бойцами и санитарками ставить дрезину на рельсы, но рассказчик не пустил его, пригрозив пистолетом.

 

4) Когда рассказчик уснул, Ромашов вытащил у него мешок с едой, флягу и пистолет.

 

5) Ромашов ушёл искать пропавших бойцов и санитарок.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложении 5 представлено описание.

 

2) В предложениях 9, 10 содержится повествование.

 

3) В предложении 20 представлено рассуждение.

 

4) Предложение 34 поясняет, раскрывает смысл предложения 33.

 

5) В предложении 55 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.

 

24. Из предложений 21–28 выпишите один фразеологизм.

 

25. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

26. «В.А. Каверин – мастер психологического повествования. Конфликт между героями показан с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 46–50). Возмущение, негодование рассказчика ярко передаёт лексическое средство – (Б)__________ (в предложении 44). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 33) и (Г)__________ (в предложениях 31, 40, 55) – помогают автору передать, как рассказчик оценивает события».

 

Список терминов:

 

1) эпитет

 

2) анафора

 

3) вопросительное предложение

 

4) диалог

 

5) фразеологизм

 

6) лексический повтор

 

7) восклицательное предложение

 

8) вводные конструкции

 

9) ряд однородных членов предложения

 

Часть 2

 

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: