Города Русской земли
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут уяснить суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплениями древнерусского города. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор, образ, цвет, тон, композиция |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли». Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяют готовность обучающихся к уроку. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли». Просмотр мультимедийной презентации «Древнерусский город-крепость». | – Сегодня мы будем говорить о городах. – Какие города Древней Руси вы знаете? – А что значит город-крепость? – Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла. Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие башни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному. . |
Физкультминутка. Пауза общего воздействия | Мы в лес пошли, топор нашли. Дрова рубили: Ах! Ух! Ох! Их! Руки – в замок, энергичные наклоны вперед | |
III. Творческая практическая деятельность | Создание коллективного панно «Город-крепость». Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова | Делит учащихся по группам. Объясняет порядок выполнения работы. – Выполните задание на с. 53 по плану: 1-я группа выполняет собор и колокольню, три смотровые башни. 2-я группа – людей (для каждого учащегося по 2 персонажа). 3-я группа выполняет избы. 4-я группа – растительность, животных (деревья, скот). 5-я группа – общий фон (на ватмане) |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ древнерусского города-крепости? – Крепость в легендах Запада и Востока – это всегда хранитель священного. И неважно, как называть этот священный центр – Ось Мира, Чаша Христова, Святой Грааль, Небесный Иерусалим, Небесный Камень или как-то еще. Есть много названий, но суть одна – это то, что невозможно описать словами, но ради чего только и стоит жить на свете. Человек, по древним легендам, сам символически представляет собой крепость со священным центром, находящимся в сердце. Пока не откроешь в себе сердце, пока не найдешь собственный центр, ты ничего не узнаешь ни о своей судьбе, ни о своем предназначении... |