Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему
«Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Для развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, я использую круги Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду на занятиях по развитию речи. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаю схематично, с помощью пиктограмм.
Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие",
так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивается речь, память и мышление.
Я в своей работе с дошкольниками для развития логического мышления при классификации использую модель «классификационного древа» и кругов Эйлера, которые наглядно отражают родовидовые отношения.
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
|
Для развития связной речи, овладение приемом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения я использую заранее нарисованные схемы, круги Эйлера. Различие предметов указаны схематично в кругах, сходства, одинаковые признаки предметов, указаны в пересечении колец.
Карточка-схема для сравнительного описания апельсина и лимона.
|
Иллюстрация из авторского архива
Сравнительное описание апельсина и лимона.
Апельсин и лимон это фрукты. Они растут на деревьях. Перед тем как их съесть их нужно хорошо помыть водой. Они очень полезны для человека. В них много витаминов. У этих фруктов много общего, но также есть и отличия. Апельсин по цвету - оранжевый, а лимон – жёлтый. Апельсин круглый, а лимон овальный. Апельсин сладкий, а лимон – кислый. Апельсин можно вымыть и съесть, можно из апельсинов выжать апельсиновый сок. С лимоном можно пить чай.
Карточка-схема для сравнительного описания кошки и собаки.