Тема: Речевое общение как социальное явление
По дисциплине «Родной язык»
Группа: ПК-271
Дата: 12.10.2021 г.
Цель:
- углубить знания обучающихся о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче;
- формировать умения применять знания на практике; формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся.
Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери |
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.
Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)
В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях: когда слушаем преподавателя на уроке, отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, как сходил на каток или на рыбалку, когда слушаем радио, например новости или интервью с известным музыкантом, когда пишем письмо или читаем книгу. Всё это общение.
Язык - это основное средство общения людей.
По статистике 70 % бодрствования человек проводит в речевом общении:
из них
16% - чтение,
30% - говорение,
9% - письмо,
45% - слушание.
Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.
Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)
Активная (говорение, письмо).
Чтобы возникло общение, нужно, чтобы были два его участника: говорящий и слушающий. Могут общаться пишущий и читающий, когда мы читаем произведения писателей, когда мы переписываемся.
А как было написано первое письмо?
У Р. Киплинга есть сказка «Как было написано первое письмо».
Давным-давно, когда ещё не существовало письменности, жила-была девочка Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы наловить к обеду карпов, но им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи решила написать маме письмо и послать его с Незнакомцем. В письме она просила маму прислать с Незнакомцем другое копьё. Она нарисовала в письме такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое надо принести, незнакомца с копьём в руке, а также бобров, которые встретятся ему по дороге, чтобы не сбиться с пути. На последнем рисунке была изображена мама с копьём в руке. Таффи думала, что так будет всё понятно.
Незнакомец был из другого племени и не знал языка Таффи, прочитав, он подумал по-своему, что вождю племени угрожает опасность, враги племени подкрадываются со всех сторон. Я приведу на выручку всё его племя, - подумал Незнакомец. Мама, прочитав письмо, поняла так: незнакомец проткнул её мужа копьём и напугал Таффи, целая шайка врагов подкрадывается к ним. Незнакомец ничего не смог объяснить, он не знал языка. Когда всё выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О, девочка, ты сделала великое открытие! Придёт день, который назовут умением писать!»
Написать письмо – это полдела, надо его ещё прочитать. Письменная речь – это речь без собеседника, он отсутствует в данный момент – как мама находилась далеко от Таффи, поэтому письменная речь должна быть развёрнутой, максимально понятной для того, кто читает.
Итак, чтение, говорение, слушание и письмо – важные виды речевой деятельности.
Общение - это процесс взаимодействия людей, в результате которого:
а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);
б) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);
в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся (аффективно-коммуникативная функция).
Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»? Обратимся к словарю:
Коммуникация –
1) путь сообщения;
2) форма связи;
3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Существует множество видов речевой деятельности.
Речь может быть:
1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.
2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.
3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).
4) Монологической или диалогической.
ЗАДАНИЕ: