Посвящённый (The Giver, 2014)




В этом фильме мы наблюдаем абсолютно те же черты коллективного общества, что и в предыдущих примерах. Человечество постигла очередная катастрофа. Конечной точкой разногласий между людьми стало построение специальных социальных ячеек – коммун. Как же устроена коммуна?

Дети выращиваются в инкубаторе, рожениц назначают и оплодотворяют специально-подготовленным генетическим материалом. Дефективных младенцев «удаляют», то есть убивают при помощи специальной инъекции. Далее на церемонии назначения имён вновь рождённым членам коммуны дают имена, и они отправляются в специальные семейные ячейки для воспитания. В коммуне ни у кого нет фамилий, то есть отсутствует принадлежность к семье. Семейная ячейка – лишь функция, почти как работа, долг перед обществом.

С самого детства детям внушают пять основных правил:

1. Правильно употреблять слова. То есть нельзя использовать слова с явно негативным и ярко-эмоциональным оттенком.

2. Носить предписанную одежду. То есть все члены коммуны ходят в одинаковых костюмах.

3. Делать специальные инъекции каждое утро. Инъекции отнимают эмоции.

4. Соблюдать комендантский час и распорядок дня: жёсткие рамки на отдых, на сон, на выполнение работы, учёбы, на ужин и т.д.

5. Нельзя лгать.

Также прикосновения к другим членам коммуны, если люди не являются одной семейной ячейкой, строго запрещены. В коммуне не существует музыки. По наступлению совершеннолетия старейшины определяют род занятий для подросших детей, и дети должны безоговорочно подчиниться их воле. Постоянно ведётся видеонаблюдение за всеми проживающими в коммуне. Для сгущения красок мир сделан чёрно-белым. Это было сделано для создания полной одинаковости, для возведения в предел уравниловки:

«Мы жили в мире, где различия были недопустимы. Не было ни амбиций, ни славы. Не было ни победителей, ни неудачников. Наши старейшины всё это устранили, чтобы между людьми не было конфликтов. Страх, боль, зависть, ненависть – даже отзвука таких слов не было, их отголоски ушли в историю».

«Создав коммуны, они решили от всего этого избавиться: от цвета, расы и религии. Они создали одинаковость. Будь у нас различия, мы бы стали завистливыми, злыми, обиженными, полными ненависти. Нам нужна одинаковость».

Но вместе с отказом от разнообразия, человек лишается радости насладиться красотой этого мира, всей палитрой красок восхода и заката, неба и моря, зелёного леса и т.д.

Также в коммуне существует церемония удаления в другое место: это добровольное умерщвление. Члены коммуны не догадываются, что эта процедура – просто убийство, и другим местом является тот свет. Удаление применяется не только к старикам, которым пора освободить ареал обитания для подросших детей, но и, как было сказано ранее, к «дефективным» новорождённым.

То есть опять перед нами предстаёт коллективное общество тоталитарного толка. Ведь с точки зрения индивидуалиста такой тип общества может быть построен только насилием над личностью, угнетением индивидуальности. Отсюда всё вытекающее – вплоть до устранения цветности мира и таких слов, как любовь. Для индивидуалиста в мире, где человек живёт не столько для себя, сколько ради других, не может быть любви и сострадания, а люди – лишь винтики безжалостной системы.

Главный герой по имени Джонас назначается принимающим воспоминания. По мнению старейшин, он обладает способностью «видеть дальше». На церемонии назначения он получает треугольный предмет – вероятно, символ вершины иерархии власти, ведь он должен стать следующим хранителем воспоминаний. Для принимающего правила несколько отличаются, чем для остальных членов коммуны. Принимающий может:

1. Не соблюдать правило о грубости.

2. Задавать любые вопросы.

3. Кроме ежедневных инъекций запрещается принимать другие лекарства, особенно от боли.

4. Нельзя обсуждать обучение с кем бы то ни было.

5. Может лгать.

То есть суть преображения Джонаса состоит в постепенном обретении всё большей личностной свободы. В конечном итоге, Дающий намекает на то, что и инъекции можно не принимать. Джонас, отказавшись от инъекций, погружается в мир эмоций и чувств, проникается красотой воспоминаний о прошлом, где люди умели по-настоящему радоваться счастливым моментам. Воспоминания, мир, обретший краски, яркие впечатления заставляют Джонаса совсем с иной стороны посмотреть на свою коммуну и на принятые в ней распорядки.

Однажды Дающий объясняет Принимающему, что «СВОЙ дом – это не просто жилище». То есть индивидуалистическое мировоззрение совсем иначе относится к имуществу, предполагая, что оно обязательно должно находиться в чьих-то частных руках, и только так оно представляет какую-то ценность.

Одним словом, преобразование Джонаса состоит в обретении индивидуальности, что, по мнению индивидуалиста, и есть обретение счастья.

Но одно из воспоминаний, демонстрируемых Джонасу, как раз очень чётко характеризует индивидуалистическую систему: убийство слона ради денег, ради собственной выгоды – это первая боль, которую видит Принимающий. Это воспоминание очень ярко демонстрирует то, от чего в нашей цивилизации такие беды: коррупция, загрязнение окружающей среды, убийство братьев наших меньших – и это далеко не весь список. Эгоизм заставляет человека идти на такие преступления, так как только человек, думающий о себе, может украсть деньги у других людей, у государства, выливать помои в реки, не тратя деньги на их утилизацию, убивать животных либо ради забавы, либо ради наживы.

Однако количество хороших воспоминаний из прошлой цивилизации явно превышает количество плохих. И нам постоянно показывают, что при всех недостатках, тот мир явно был лучше. Да, никто не спорит, что построение общества, где под запретом даже любовь – это не есть путь. Но почему нам не предлагается иной вариант, где люди объединены в общем порыве – создать гармонию на нашей планете, где каждый без каких-либо инъекций, слежек и принуждения готов отдавать себя ради счастья других, где различия в цвете кожи, религии, идеологии не мешали бы жить людям в уважении и согласии? Но при этом и эгоизм был бы побеждён, люди бы, наконец, переступили через него в будущее коллективного сосуществования, соборного разума.

Конечно, всё это выглядит утопично. Но хочется верить, что нет ничего невозможного, и человечество способно преодолеть свои слабости, излечиться и стать по-настоящему счастливым. Однако такие сюжеты, по всей видимости, предлагают убедить нас в обратном.

Кому это нужно?

«От того, что Вы говорите, мне становится страшно. Почему? Вы предлагаете власть в руки населения. Вы знаете, эта проблема была ключевой в общественных дискуссиях… Если каждый человек сможет напрямую участвовать в управлении, то что же мы тогда науправляем?»

Это заявление сделал Герман Греф на сессии Сбербанка России «Выход из управленческого тупика». В этом же выступлении Герман Греф также касался вопросов о необходимости сохранения страт в обществе и о том, какую роль в этом играют СМИ.

То есть сохранение власти, своих элитарных привилегий, классового неравенства, недопущение к рычагам управления иных представителей общества, не входящих в правящие круги, – это и есть одна из главных целей не только части национальных элит, но и транснациональных элит в целом.

Каким образом этого можно достичь? Очевидно, помимо привития людям идеи потребления, подсаживания их на разные сомнительные развлечения, чтобы они не задумывались о том, что происходит на самом деле (помните «Остров дураков» в мультфильме Незнайка на луне?), их необходимо ещё и разделить настолько, насколько это максимально возможно – принцип «разделяй и властвуй».

 

Один человек бессилен перед системой, у которой, к тому же, есть масса способов подавления всякого несогласия. Но любое объединение людей в группы – уже опасно, особенно если эти группы становятся многочисленными. Отсюда и вытекает вся выгода идеологии индивидуализма, транспортировка которой в наше сознание и осуществляется через СМИ, превращая людей в эгоистичных высокомерных инфантилов, которые недовольны своим положением, постоянно грызут друг друга, но изменить ничего не могут. Отсюда и вытекает необходимость уничтожения любых зачатков коллективизма на корню, чтобы даже мыслей о мечте коллективного мирного сосуществования не было в головах. Поэтому коллективное общество в современном кинематографе постоянно сопрягают с тиранией и угнетением личности и её свобод.

Голливуд в этом смысле является рупором подобных идей. Но почему американская киноиндустрия так активно экспортирует идеологию индивидуализма по всему миру? Дело в том, что на подобной разобщённости людей очень легко играть. Ни для кого уже не является секретом, что американские элиты ведут достаточно агрессивную внешнюю политику, считая США страной-гегемоном. Одним из методов воздействия на страны-сателлиты является так называемая теория управляемого хаоса. Оранжевые революции, которые прокатились волной по миру – и есть управляемый хаос в его практическом применении.

Обратите внимание на страны Ближнего Востока, которые в своё время не смогли договориться между собой о создании какого-то единого экономического, политического и военного пространства, к чему в своих речах призывал ныне покойный Муамар Кадафи.

Кроме того, в этих странах крайне ортодоксальное отношение к религии, и даже приверженцы различных течений ислама не могут договориться друг с другом, не говоря уже о родоплеменных распрях и о межконфессиональных конфликтах. Именно разрозненность стран Ближнего Востока привела к тем событиям, которые мы наблюдаем сегодня.

Что же является благодатной почвой для того, чтобы управляемый хаос можно было взрастить? Очевидно, необходимо, чтобы в обществе доминирующей идеологией был индивидуализм, так как когда люди не могут найти общий язык, не умеют договариваться друг с другом, не способны работать сообща, то между ними легко вбить клинья противоречий и натравить друг на друга.

Что делать?

Осенью 45-го года через два месяца после капитуляции Японии состоялась серия матчей московского «Динамо» против лучших клубов английской футбольной лиги. Естественно, футбол был далеко не самым важным направлением деятельности полуразрушенной, голодной и изрядно побитой страны – СССР, только одолевшей фашистскую Германию.

Англия, как родоначальница футбола, конечно же, считалась безусловным фаворитом в этой игре. У нас же не было ничего, кроме духа только что одержанной победы в самой кровопролитной войне, и спаянных в монолит в горниле мировой бойни людей. Вот как описывает эту игру российский журналист Константин Сёмин.

Две мысли из материала К. Сёмина, которые хотелось бы выделить.

«Русские показали восхитительную футбольную технику, которую они называют пассовочка – система, основанная на КОМАНДНЫХ ДЕЙСТВИЯХ и физической силе».

«Десять голов вбили динамовцы в ворота профессиональной английской команды «Кардиф-Сити», которая сумела ответить лишь одним. В этом матче ярко выразилось преимущество московских футболистов в технике КОМАНДНОЙ ИГРЫ, в то время как футболисты Южного Уэльса каждый В ОТДЕЛЬНОСТИ показывал и умение обращаться мячом и хорошую игру головой, но согласованной игры не получилось».

Пример со спортом, конечно же, не единственный. Если посмотреть на нашу традиционную культуру, то она вся пропитана коллективизмом. Это и хоровые песни, и обряды, и праздники, которые никогда не проводились в одиночку или в узком кругу семьи, напротив, как правило, устраивались массовые гуляния.

«Спорт – это та же война, только без стрельбы» – сказал Джордж Оруэлл, автор романа «1984» и, кстати, термина «холодная война», который комментировал эту серию матчей.

Так о какой же войне идёт речь? Возвращаясь к словам нашего президента В.В. Путина, упомянутым в начале статьи, это, прежде всего, война идей: коллективистской и индивидуалистической. Причём, если рассматривать серию футбольных матчей 45-го года с этой точки зрения, то надо отметить, что коллективизм – это наше культурологическое преимущество, которое может принести нам победу на любом фронте, будь то спорт, будь то информационная война, будь то открытый военный конфликт. И мы просто обязаны его использовать в своём противостоянии деструктивным смыслам, которые пытаются внедрить в нашу культуру, в том числе через культурное сотрудничество и сферу кинематографа.

Более того, вычищение идеологии коллективизма из нашего сознания может привести к уничтожению русской ментальности, стиранию нашей самоидентификации. Ведь такое фундаментальное понятие как справедливость – один из столпов Русской цивилизации – целиком и полностью является основой коллектива. Без справедливого отношения к каждому человеку объединить людей невозможно, и даже если получится спаять что-то, то работать такая социальная группа будет крайне неэффективно.

Таким образом, в свете последних событий в мире и постоянной угрозе эскалации напряжения, о чём не говорит сейчас только ленивый, необходимо объединение людей вокруг тех ценностей, которые являются фундаментом построения нашего общества: семья, справедливость, вера Богу, дружба и братство народов. Только так мы сможем победить в этой последней войне за наши души.

Олег Ищущий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: