Кафедра управления образованием
РЕФЕРАТ
«СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
по дисциплине «Физическая культура»
Выполнила
студентка группы № 20605
А. С. Драчёва
Проверила
заведующая кафедрой
_________А. И. Загревская
___________________
зачтено /не зачтено
Томск- 2018
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Психологические виды восстановления работоспособности. 4
Аутосуггестивные методы психорегуляции. 4
Стретчинг. 5
Глава 2. Медико-биологические средства. 7
Музыка для восстановления. 7
Массаж.. 8
Сауна. 10
Адаптогены.. 10
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
Студенческая жизнь современной молодежи – это не только учеба, но и общественная работа, занятия спортом, участие в спортивно-массовой и общественной жизни ВУЗа и многое другое. Большинство молодых людей активно включается в интенсивный ритм жизни, стремится охватить все сферы интересов, не пропустить яркие моменты студенческой жизни. Это сопряжено с большими физическими, эмоциональными и психическими затратами. Большой объём учебной нагрузки, интенсивность тренировок, трудности с определение оптимального режима работы создают проблемы для студентов в восстановлении физической и умственной работоспособности.
С целью обеспечения условий для полноценного выполнения работы различной направленности и эффективного протекания процессов восстановления работоспособности необходимо использовать ряд средств. Их использование позволит снизить утомление, повысить работоспособность, исключить возникновение неблагоприятных реакций организма.
В процессе тренировочных и физкультурных занятий педагогические средства восстановления работоспособности выражаются в методах построения занятий, организации вводно-подготовительной части, правильном подборе упражнений и методов их использования, сочетании групповой и индивидуальной форм работы, использовании средств активного отдыха. Не следует забывать и об условиях, способствующих эффективному протеканию восстановительных процессов – создании благоприятного психологического микроклимата.
Глава 1. Психологические виды восстановления работоспособности
Психологические средства разнообразны. К ним относятся аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, релаксация и др. Большое влияние на психическое состояние студентов оказывают условия занятий, тренировки. Внимание привлекает психорегулирующие тренировки, основанные на регулировании психического состояния, использование сознательного расслабления мышечной системы и воздействие человека на функции своего организма посредством слова. Путем психорегулирующей тренировки удается обеспечить отдых нервной системы, уменьшить психическое напряжение.
С помощью психологических методов восстановления удается быстро снизить нервно-психическую напряженность, быстрее восстановить затраченную энергию, сформировать четкую установку на эффективное выполнение тренировочных программ, довести до границ индивидуальной нормы напряжение функциональных систем, участвующих в работе.
Аутосуггестивные методы психорегуляции.
Объединяют средства активного самостоятельного управления психическим состоянием. Под аутогенной тренировкой (AT) понимают активный метод саморегуляции психических процессов и психовегетативных функций. При восстановлении спортивной работоспособности выделяют две части AT: успокаивающую и мобилизующую.
Смысл аутогенной тренировки заключается в медленном мысленном произнесении успокаивающих фраз при полном мышечном расслаблении.
Доказано, что при длительном применении формулы аутотренинга не только повышают эффективность управления собой, но еще и развивают силу воли.
Автором аутогенной тренировки является немецкий психотерапевт Шульц. По его определению, это процесс сконцентрированного самоотключения. Данный метод позволяет достигнуть состояния аналогичного сну, характеризующегося расслаблением и внутренним спокойствием. В настоящее время аутогенная тренировка применяется при подготовке спортсменов к большим соревнованиям. С её помощью положительные воздействия оказываются на психику и организм спортсмена: появляется состояние покоя, точность движений, усиливается самоконтроль, устраняются состояния страха, паники, усталости, увеличивается сопротивление стрессу.
Аутогенная тренировка Шульца включает в себя шесть последовательных циклов упражнений. Переход от одного цикла к другому зависит от степени усвоения предыдущего. В начале автор предлагает упражнения для расслабления мышц путем умственного сосредоточения на ощущении тяжести в голове. Затем, путем внушения ощущения теплоты, расширяются сосуды. После этого следуют специальные упражнения для регулирования работы сердца, дыхания, внутренних органов и головного мозга. В конце проделываются упражнения, связанные с деятельностью мозга, путем самовнушения ощущения охлаждения головы. На всех циклах выполнения упражнений необходимо соблюдать следующие условия: тишина, затемненность, приемлемая температура воздуха.
Стретчинг
В настоящее время популярно увлечение новым средством физического совершенствования и расслабления, которое называется «стретчинг». Специалисты связывают внедрение стретчинга в практику спорта с поисками путей повышения эластичности мышечной ткани, сухожилий, связок и суставных связок, а также с целью профилактики травм.
Стретчинг – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Данные упражнения применяются в утренней зарядке, разминке и заминке как средство специальной подготовки во многих видах спорта, средство расслабления и восстановления функций мышечной системы.
Существует 3 типа упражнений, при выполнении которых происходит растягивание (удлинение мышц), – баллистические, динамические и статические:
Баллистические – это маховые движения руками и ногами, а также сгибания и разгибания туловища, которые обычно выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. В этом случае удлинение определенной группы мышц оказывается сравнительно кратковременным, оно длится столько, сколько длится мах или сгибание. Скорость растягивания мышц обычно пропорциональна скорости махов и сгибаний.
Динамические – медленные пружинящие движения, завершающиеся удержанием статических положений в конечной точке амплитуды движений.
Статические – это очень медленные движения (сгибания или разгибания туловища и конечностей), при помощи которых принимается определенная поза и занимающийся удерживает ее в течение 5-30 и даже 60 секунд. При этом он может напрягать растянутые мышечные группы (периодически или постоянно).
Преимущества стретчинга - Медленные и динамические движения, завершающиеся удержанием статических положений в конечной точке амплитуды движения, более эффективны для развития гибкости, чем маховые и пружинящие.
Цель занятий стретчингом – это гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма. Физиологической основой таких упражнений является активизация мышечных волокон за счет их сокращения в ответ на растяжение.
При расслаблении же мышцы снижается ее потребность в кислороде и уменьшается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц, связок, суставов и центральной нервной системы. То есть мышечная релаксация, используемая в различных вариантах, помогает регулировать нервные процессы. Лучший способ снимать ненужное напряжение – это умение дифференцированно расслабляться, достигая такого состояния, когда в отдыхающих клетках интенсивно происходят восстановительные процессы. Расслабление помогает приостановить ненужное расходование энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности. Расслабились мышцы – отдыхают нервы, успокаивается мысль, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие. Переход от напряжения мышц к расслаблению и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров.