А.П.Бородин. (1883-1887).
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделён этот замечательный человек. Он вошёл в историю и как великий педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал он в качестве дирижёра и музыкального критика. И в то же время деятельность Бородина, как и его мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всём ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.
Точно так же разносторонним и вместе с тем внутренне единым является его музыкальное творчество. Оно невелико по объёму, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы. «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и опере и в романсе, - писал Стасов. – Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённая с изумительной страстностью, нежностью и красотой». К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор.
Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль – о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.
Любимые герои Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в неё (картины В.Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»). В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественный картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.
|
Обращаясь к далёкому прошлому, Бородин, подобно другим членам «Могучей кучки», не уходил от современности, а напротив, отвечал на её запросы.
Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном в художественном исследовании русской истории. При этом его мысль устремлялась к ещё более древним временам, особенно далеко в глубь веков.
В событиях прошлого находил он подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронёс свои высокие душевные качества через многие века тяжёлых испытаний. Бородин прославлял творческие силы созидания, таящиеся в народе. Он был убеждён, что богатырский дух жив и теперь в русском народе.
Положительные герои Бородина предстают перед нами как носители нравственных идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Это цельные и гармоничные натуры, которым не свойственны внутренний разлад, мучительные душевные конфликты. Создавая их образы, композитор видел перед собой не только людей далёкого прошлого, но и своих современников. В них он разглядел ту же силу духа, то же стремление к добру и справедливости, какие отличали героев богатырского эпоса.
|
Отражены в музыке Бородина и противоречия жизни, её трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности. О людских недостатках и пороках он говорит с улыбкой, добродушно высмеивая их.
Показательна и лирика Бородина. Подобно глинкинской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъёма чувств полна горячей страстности. Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.
Немало место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.
Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки – всё это заставляет вспомнить Глинку. Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Жизнь за царя» и которые порождены новой эпохой общественной жизни. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты – внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе образы стихийного народного бунта («Песня тёмного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (Романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряжённую, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана.
|
Эпическому содержанию музыки Бородина соответствует её драматургия. Как и у Глинки, она основана на принципах, близких народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин. Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закруглённые песенные мелодии.
Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне. Поскольку он стремился передать в музыке самые общие и устойчивые качества народного характера, постольку и в фольклоре он искал такие же черты – прочные, устойчивые, непреходящие. Поэтому он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжении многих веков, - к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням. Обобщая характерные для них признаки для ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.
Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов. Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни. Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.
Как и все «кучкисты», Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки. Бородин ощущал и передавал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и пристально, как учёный, изучал её по записи, по трудам исследователей.
Своими ориентальными образами Бородин расширил представление о восточной музыке. Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»). Это имело большое прогрессивное значение.
Своеобразие содержания, творческого метода, отношения к русской и восточной народной песне, смелые искания в области музыкального языка – всё это обусловило чрезвычайную самобытность музыки Бородина, её новизну. При этом новаторство сочеталось с уважением любовью к многочисленным классическим традициям. Друзья Бородина по «Могучей кучке» порой шутливо называли его «классиком», имея в виду его влечение музыкальным жанрам и формам, характерным для классицизма, - к четырёхчастной симфонии, квартету, фуге, - а также к правильности и закруглённости музыкальных построений. В то же время в музыкальном языке Бородина, и прежде всего – в гармонии, есть черты, сближающие его с западноевропейскими композиторами-романтиками, в том числе Берлиозом, Листом, Шуманом.
Жизненный и творческий путь.
Детство и юность. Начало творчества. Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Его отец, князь лука Степанович Гедианов, происходил по одной линии от татарских, а по другой – о грузинских князей. Мать, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рождённый вне брака, Александр был записан дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.
Будущий композитор воспитывался в доме матери. Благодаря её заботам детство мальчика прошло в благоприятной обстановке. Обнаружив разносторонние способности, Бородин получил прекрасное домашнее образование, в частности – много занимался музыкой. Под руководством учителей он научился играть на фортепиано и флейте, а самоучкой – на виолончели. Рано проявился у Бородина и композиторский дар. В детстве он сочинил польку для фортепиано, концерт для флейты и трио для двух скрипок и виолончели, причём написал трио без партитуры, прямо на голоса.
В эти же детские годы у Бородина появилась страсть к химии, и он с удивлением занимался всевозможными опытами. Постепенно эта страсть взяла верх над другими его склонностями. Подобно многим представителям передовой молодёжи 50-хгодов, Бородин избрал путь естествоиспытателя. В 1850 году он поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую (ныне Военно-медицинская) академию в Петербурге.
В студенческие годы Бородин ещё более увлекался химией. Он стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н.Зинина и усиленно занимался в его лаборатории. В то же время Бородин интересовался литературой и философией. По свидетельству одного из друзей, «в 17-18 летнем возрасте любимым его чтением были сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, статьи Белинского, философские статьи в журналах».
Продолжал он заниматься и музыкой, вызывая этим недовольство Зинина, который видел в нём своего приемника. Бородин брал уроки игры на виолончели, с увлечением играл в любительских квартетах. В эти годы начали складываться его музыкальные вкусы и взгляды. Наряду с зарубежными композиторами (Гайдном, Бетховеном, Мендельсоном), он высоко ценил Глинку.
В годы учения в академии Бородин не прекращал композиторской работы. Молодой музыкант-любитель интересовался русским народным творчеством, главным образом – городской песней. Свидетельствами этого явились сочинение собственных песен в народном духе и создание трио для двух скрипок и виолончели на тему русской пенсии «Чем тебя я огорчила».
Вскоре после окончания академии (в 1856 году) и прохождения обязательного врачебного стажа Боролин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему почётную известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провёл в Германии, Франции и Италии, большей частью – вместе с молодыми друзьями, впоследствии знаменитыми учёными, в том числе химиком Д.И.Менделеевым, физиологом И.М.Сеченовым.
Отдаваясь научным занятиям в лабораториях, он не оставлял и музыки: посещал симфонические концерты и оперные спектакли, играл на виолончели и фортепиано, сочинил ряд камерно-инструментальных ансамблей. В лучшем из этих ансамблей – фортепианном квинтете – уже начинают местами ощущаться яркий национальный колорит и эпическая сила, которые станут характерными для Бородина впоследствии.
Большое значение для музыкального развития Бородина имело знакомство за границей с его будущей женой, талантливой пианисткой из Москвы Екатериной Сергеевной Протопоповой. Она познакомила Бородина со многими неизвестными ему музыкальными произведениями, и благодаря ей Бородин стал страстным поклонником Шумана и Шопена.
Первый период творческой зрелости. Работа над Первой симфонией. В 1862 году Бородин вернулся в Россию. Он был избран профессором Медико-хирургической академии и занялся новыми химическими исследованиями.
Вскоре Бородин познакомился в доме знаменитого врача С.П.Боткина с Балакиревым, сразу оценивший его композиторский талант. Эта встреча сыграла решающую роль в художественной жизни Бородина. Бородин вошёл в «Могучую кучку», стал верным другом и соратником остальных её участников.
Балакирев помог Бородину, как и другим членам кружка, выработать на основе традиций Глинки собственный композиторский стиль. Под его руководством Бородин приступил к созданию своей Первой симфонии. через месяц-полтора после начала занятий с Балакиревым была уже почти целиком написана первая часть. Но научные и педагогические дела отвлекали композитора, и сочинение симфонии растянулось на пять лет, до 1867 года. Первое исполнение её состоялось в начале 1869 года в Петербурге, в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева и имело большой успех.
В первой симфонии Бородина полностью определилось уже его творческое лицо. В ней ясно чувствуются богатырский размах и могучая энергия, классическая строгость формы. Симфония привлекает яркостью и самобытностью образов русского и восточного склада, свежестью мелодий, сочностью красок, оригинальностью гармонического языка, выросшего на народно-песенной почве. Появление симфонии ознаменовало начало творческой зрелости композитора. О том же свидетельствовали его первые вполне самостоятельные романсы, сочинённые в 1867-1879-х годах. Наконец, в это же время Бородин обратился к оперному жанру, привлекавшему в те годы внимание всех членов кружка. Он сочинил комическую оперу (по существу оперетту) «Богатыри» и начал было писать оперу «Царская невест», но вскоре охладел к её сюжету и оставил работу.
Создание Второй симфонии. Начало работы над оперой «Князь Игорь». Успех Первой симфонии вызвал у Бородина новый подъём творческих сил. Он сразу же приступил к сочинения Второй («Богатырской») симфонии. Одновременно по просьбе Бородина Стасов нашёл ему новый сюжет для оперы – «Слово о полку Игореве». Это предложение вызвало восторг у композитора, и в том же 1869 году он принялся за оперу «Князь Игорь».
В 1872 году внимание Бородина было отвлечено новым замыслом. Театральная дирекция заказала ему вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи написать оперу-балет «Млада» на сюжет, навеянный преданиями древних западных славян. Бородин сочинил четвёртое действие «Млады», но опера не была закончена её авторами, и через некоторое время композитор вернулся к симфонии, а затем также к «Князю Игорю».
Работа над Второй симфонией продолжалась семь лет и была завершена лишь в 1876 году. Медленно продвигалась вперёд и опера. Главной причиной этого являлась необычайная занятость Бородина научной, педагогической и общественной деятельностью.
В 70-х годах Бородин продолжил свои оригинальные химические исследования, которые подготовили успех современной науки в области создания пластмасс. Он выступал на международных химических конгрессах, опубликовал ряд ценных научных работ. В истории русской химии он занимает выдающееся место как передовой учёный-материалист, видный соратник Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова.
Много сил отнимало у Бородина преподавание в Медико-хирургической академии. К своим педагогическим обязанностям он относился поистине самоотверженно. Горячо, по-отечески заботился он о студентах, использовал все возможности для помощи им. Его отзывчивость, благожелательность, любовь к людям и простота в обращении привлекали к нему горячие симпатии окружающих.
Подлинную заинтересованность Бородин проявил и в своей общественной деятельности. Он явился одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов. Бородин смело защищал это передовое начинание от преследований царского правительства и нападок реакционных кругов. В начале 70-х годов он принял участие в издании журнала «Знание», в котором велась пропаганда материалистического учения и демократических идей.
Разнообразные занятия Бородина почти не оставляли ему времени для сочинения музыки. Домашняя обстановка из-за болезни жены и неустроенности быта не благоприятствовала музыкальному творчеству. В результате Бородин мог работать над своими музыкальными произведениями лишь урывками.
Музыкальные друзья Бородина не раз сетовали на то, что «множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему» (Римский-Корсаков). В действительности Бородин-учёный не только мешал, но и помогал Бородину-композитору. Цельность мировоззрения, сторона последовательность и глубина мышления, присущие учёному, способствовали стройности и гармоничности его музыки. Научные знания наполняли его верой в могущество разума и в прогресс человечества, укрепляли в нём уверенность в светлом будущем народа.
Последние годы жизни и творчества. В конце 70-х – начале 80-х годов Бородин создал первый и второй квартеты, симфоническую картину «В Средней Азии», несколько романсов, отдельны новые сцены для оперы. С начала 80-х годов он стал писать меньше. Из крупных произведений последних лет его жизни можно назвать только Третью (неоконченную) симфонию. Помимо неё, появились лишь «Маленькая сюита» для фортепиано, немногие вокальные миниатюры и оперные номера.
Падение интенсивности творчества Бородина (как и его научно-исследовательской деятельности) может быть объяснено прежде всего изменениями общественной обстановки в России в 80-х годах.
В условиях жестокой реакции усилились гонения на передовую культуру. Был, в частности, учинён разгром Женских врачебных курсов, тяжело переживавшийся Бородиным. Всё труднее было бороться против реакционеров в академии. К тому же увеличилась его занятость, а здоровье композитора, казавшееся всем богатырским, стало сдавать. Тяжело повлияла на Бородина и смерть некоторых близких людей – Зинина, Мусоргского.
Всё же эти годы принесли Бородину и некоторые радостные переживания, связанные с ростом его композиторской известности.Его симфонии стали всё чаще и с большим успехом исполняться в России. Ещё в 1877 году Бородин, будучи за границей, навестил Ф.Листа и услышал от него восторженные отзывы о своих произведениях, об их свежести и оригинальности. Впоследствии Бородин ещё дважды посещал Листа и каждый раз убеждался в горячем восхищении великого музыканта творчеством композиторов «Могучей кучки». По инициативе Листа симфонии Бородина были неоднократно исполнены в Германии. В 1885 и 1886 годах Бородин совершил поездки в Бельгию, где его симфонические произведении пользовались огромным успехом.
Последние годы жизни Бородина были также скрашены общением с молодыми композиторами Глазуновым и Лядовым.
Бородин умер 15 февраля 1887 года. Утром этого дня он ещё импровизировал музыку для Третьей симфонии, а около полуночи, на праздничном вечере среди гостей, он неожиданно упал.
Сразу же после смерти Бородина ближайшие музыкальные друзья Римский-Корсаков и Глазунов решили закончить и подготовить к печати его незавершённые произведения. Но основе материалов Бородина они сделали полную партитуру оперы «Князь Игорь», обработав ряд эпизодов и дописав отдельные неоконченные сцены. Они также подготовили к печати неопубликованные до того времени сочинения – Вторую симфонию, второй квартет и некоторые романсы. Глазунов записал по памяти и оркестровал две части Третьей симфонии. Вскоре все эти произведения были изданы, а в 1890 году опера «Князь Игорь» была впервые поставлена Мариинским театром в Петербурге и нашла горячий приём у слушателей, особенно у молодёжи.