Адаптация: это привыкание к новой обстановке




Выделяют три степени адаптации:

легкую (15-30 дней);

среднюю (30-60 дней);

тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Тяжёлая степень: ухудшение аппетита, нарушение сна, перепады настроения, капризы; в коллективе ни с кем не играют, неуверенны.

• Средняя степень: терпимо переносит детский сад, может поплакать, но ненадолго.

• Лёгкая степень: спокойно идёт в сад, чувствует уверенность.

Все дети разные. И все дети по-разному идут в детский сад. Один ребёнок забегает весело, вприпрыжку, другой рыдает в три ручья. Одна часть детей бодра и весела, другая - грустит и плачет. Почему так происходит?

Есть два типа причин: внутренние и внешние. Внутренние причины - индивидуальные особенности темперамента и характера ребёнка, которые имеют некоторое значение при адаптации и на которые родителям сложно влиять, но хорошо бы учитывать. Внешние причины - это та воспитательная среда, в которой растёт и развивается ребёнок дома и на которую родители не просто активно влияют, а вообще создают и формируют! Анализируя поведение тех детей, которым не хочется идти в детский сад, а также отношение к ним их родителей, можно выделить 5видов родительских ошибок, вызывающих дезадаптацию ребёнка, которые при благоприятных обстоятельствах превращаются в 5 условий, способствующих благополучной адаптации ребёнка и нормальному возрастному развитию. П ервое и самое главное условие эмоционального благополучия ребёнка в детском саду — это эмоциональный комфорт родителей, особенно мамы. Если мама переживает, волнуется, тревожится за то, как ребёнку будет в саду (хорошо ли, плохо ли, как он там без неё, он такой маленький и беспомощный и т.п.), то весь этот эмоциональный дискомфорт будет у ребёнка на душе (даже если она это постарается тщательно скрыть). Потому что ребёнок в этом случае будет считывать эмоциональный посыл от матери в том, что он бедный, несчастный, брошенный малыш (брошенный — если у матери есть ещё и чувство вины за то, что она отдаёт его в детский сад). И с таким «букетом» негативных эмоций, полученных от матери, ребёнку становится небезопасно, тревожно и даже страшно идти в детский сад. (Ещё мамочки могут подливать масла в огонь вопросами, типа: «Тебя кто-то обидел? «Что-то случилось?»— запугивая себя и ребёнка ещё больше). Дорогие мамы! Если вам удастся преодолеть собственную родительскую тревогу перед садом, считайте, что 50% успеха уже есть! Второй важный момент — это то, насколько ребёнок может оставаться с другим взрослым человеком (не вашим родственником). Это прообраз ситуации, когда ребёнок остаётся с воспитателем в детском саду. Хорошо бы, чтобы воспитатель не оказалась тем первым «чужим» взрослым человеком, с кем мама оставила ребёнка. Иначе проблем не миновать. Часто дети в период адаптации тоскливо ноют, канючат, пытая воспитателей: «А мама придёт — а мама придёт?» Как будто в их жизни не было опыта, чтобы мама благополучно уходила и приходила. Навык отпускать маму можно и полезно тренировать. Например, оставлять ребёнка с подругой, соседкой и т.п. (с тем взрослым, кому доверяете) на некоторое время, хотя бы на 5-10 минут (потом можно и подольше). Ребёнку важно увидеть и ощутить, что мама ушла-пришла, и ничего страшного не произошло. Третье важное условие адаптации — это то, как ребёнок общается с детьми (и общается ли вообще). Считается, что потребность в общении со сверстниками начинает формироваться с 3 лет, а к 4 годам становится ярко выраженной. А до 3 лет главным условием развития ребёнка является общение со взрослым, а не с детьми. Поэтому с детским садом торопиться нецелесообразно. Главное, чтобы ваш ребёнок до сада умел играть с детьми (предлагать что-то своё, считаться с инициативой другого, уметь уступить, поделиться, поменяться игрушками и т.д.). Чем больше у него будет вариантов поведения, тем более адаптивен он будет. Дети чаще принимают, любят, выбирают для игр тех детей, которые умеют ладить, договариваться, находить общий язык. А если у ребёнка нет опыта и желания общаться с детьми, то что интересного он найдёт в детском саду? Бегать хвостом за воспитателем?! Четвёртый момент — навыки самообслуживания. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно поесть, сходить в туалет, одеться (хотя бы частично)? Чем более самостоятелен Ваш ребёнок в вопросах самообслуживания, тем более он уверен и спокоен. И наоборот, несамостоятельный ребёнок много тревожится, беспокоится, волнуется из-за бытовых вопросов. И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Насколько Ваш ребёнок капризен? Если вы замечаете упрямство, своеволие, нытьё, истерики и подобное «приятное» поведение у ребёнка уже до похода в детский сад, то не думайте, что детский сад всё исправит. Наоборот, теперь «полем битвы» станет детский сад! Поэтому хорошо бы решить проблему капризов ещё до посещения детского сада. (Профессиональная помощь психолога хорошо решает такие проблемы). Итак. Резюме. Что нужно для успешной адаптации ребёнка в детском саду? 1. Отсутствие тревожности родителей перед детским садом. 2. Принятие ребёнком другого взрослого (кроме родственников). 3. Умение общаться с детьми. 4. Развитые навыки самообслуживания. 5. Решённый вопрос капризов ребенка. Конкретные рекомендации: Спокойна мама – спокоен ребёнок! v И дома, и в саду говорите уверенно и спокойно. v Пусть отводит в сад тот, с кем легче расстаться. v Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда. v Придумайте свой ритуал прощания. После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает ребёнок. v Нельзя наказывать за слёзы. v Избегайте разговоров о слёзах. v Нельзя пугать детским садом. v Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. v Нельзя обманывать ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: