Технология музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского
Кабалевский Дмитрий Борисович (1904 - 1987) – советский композитор, педагог и общественный деятель, Народный артист СССР, академик АПН СССР, доктор искусствоведения, профессор. Создал концепцию массового музыкального воспитания, которая органически связывает музыку как искусство с музыкой – учебным предметом.
Одной из основных уже длительное время является программа «Музыка» 5-8 кл. (под рук. Д.Б. Кабалевского). Концепция массового музыкального воспитания школьников, положенная в основу данной программы, была создана Д.Б. Кабалевским. Разработанная в 70-е годы, эта концепция предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствоведении, так и во всех сторонах общественной жизни, а именно: признание приоритета общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры. Концепция находится в постоянном развитии. Однако цели, задачи, основные принципы и методы сохраняются. В программе должное внимание уделяется слушанию и исполнению разнообразных музыкальных произведений на доступном учащимся уровне.
Классификационная характеристика технологии
Уровень и характер применения: частнопредметный.
Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: системный, стратегический.
Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
Характер содержания: обучающий, воспитательный, светский, гуманитарный, частнопредметный.
Вид социально-педагогической деятельности: воспитательная, культурологическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: современное традиционное (аудиовизуальное).
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, развивающие, творческие, арт-технология.
Организационные формы: академическая + клубная.
Преобладающие средства: аудиовизуальные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: антропоцентрический, личностно ориентированный, сотрудничества.
Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации + эффективной организации и управления.
Категория объектов: все категории.
|
Целевые ориентации:
- Воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры, «очеловечивание» искусством.
- Формирование интереса к музыке, обогащение духовного мира.
- Расширение музыкального кругозора.
- Формирование умения размышлять о музыке, выявлять связи между музыкой и жизнью.
- Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности.
Концепция программы Д.Б. Кабалевского
- Воспитание через музыкальные образы.
- Принцип красоты.
- Взаимосвязь музыки с другими видами искусства – литературой, ИЗО, театром, кино.
- Преемственность в музыкальном воспитании школьников.
- Тематическое построение программы.
- Целостность урока музыки – отказ от деления урока на традиционные разделы.
- Принцип тождества и контраста:
- определение каждого из трех музыкальных жанров по их различию (различие в характере мелодии, темпе, ритмическом рисунке, фактуре, тембре);
- объединение разновидностей одного и того же, музыкального жанра по сходству: например, знакомство с разновидностями марша (2-ой урок 1-ой четверти 1-го класса), где основой объединения становится характерный для данного жанра 2-х дольный метр и пунктирный ритм.
|
Данный принцип играет решающую роль во всех проявлениях, начиная от восприятия и осознания элементов музыки, вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости. Принцип в равной мере имеет значение и в творчестве, и в исполнительстве, и при восприятии музыки.
Особенности содержания
«Три кита» содержания – песня, танец, марш – три основных жанра в музыке.
Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского
Каждая четверть года имеет свою тему: тема l-ой четверти 1-го класса «Три кита в музыке», тема 2-ой четверти 1-го класса – «О чем говорит музыка» и т.д.
Внутри каждой четверти происходит усложнение и углубление темы: например, тема 1-го урока 1-ой четверти 1-го класса – «Три кита в музыке» (песня, танец, марш). Здесь происходит уточнение основных характеристик данных жанров на основе уже имеющегося у учащихся музыкального опыта. На 2-ом уроке этой четверти происходит расширение представлений учащихся о жанре, знакомство с его разновидностями: спортивным, военным, пионерским.
Между всеми четвертями года существует внутренняя преемственность: например, если материал 1-ой четверти 1-го класса направлен на развитие умения воспринимать различные музыкальные жанры в их связи с жизнью, то материал 2-ой четверти «О чем говорит музыка» направлен на решение более сложной задачи – формирование умения воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе.
Между всеми годами обучения существует внутренняя преемственность: 1 класс – установление непосредственных связей между музыкой и жизнью; 2 класс – углубление представлений школьников о связи музыки и жизни; 3 класс – выявление социальной направленности музыкального искусства.