Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС и возможные пути решения




Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.А.Сухомлинский.

Урок – зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных нравственных и физических усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологических ситуациях.
Урок музыки — основная форма работы по музыкальному воспитанию школьников. Урок, как правило, вбирает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, изучение теоретических дисциплин, элементы композиции.

Уроки музыки отличаются особа эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т.к. музыка – язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.

Получаемые впечатления и настроения подчеркиваются специальными воздействиями учителя. Это могут быть обычные слова восхищения, одобрения. Это может быть и просто задумчивый взгляд во время слушания музыки. Даже жест и мимика могут сработать на усиление детских эмоции.

Акцентируя внимание школьников на звучании музыкального произведения, развивая детское воображение, добиваясь эмоционального отклика на услышанное, учитель помогает детям окунуться в безбрежный океан музыкальных образов, почувствовать их колорит, уникальность, выразительность.

Всё в уроке должно быть продумано – цель, задачи, содержание, структура, средства, методы.

Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности учащегося. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.

 

Основной целью современного музыкального образования в школе является

«Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству).

 

Задачи современного музыкального школьного образования:

· развитие сознания, музыкального мышления детей;

· развитие эмоциональной сферы обучающихся;

· развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Основные усилия по обновлению содержания музыкального образования учителя музыки должны быть связаны с обогащением репертуара, использованием фольклора, церковной музыки, музыки современных стилей, джаза.

Именно такой широкий охват явлений музыкального искусства дает возможность ученику постепенно осознавать мысль о единстве различных «пластов» музыки, их прочных связях с окружающей жизнью, с внутренним миром человека, понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания музыки не только целостным, но и нравственно значимым. Знакомство с новейшими достижениями музыкальной педагогики, с современными программами приводят к осознанию того, что обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Пример таких программ:

· «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной;

· «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр;

· УМК «Гармония» «К вершинам музыкального искусства»

М. С. Красильниковой;

· «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.

· УМК «Планета знаний» Т.И. Бакланова

 

Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:

· использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;

· внедрение новых образовательных технологий;

· использование инновационных форм работы;

· использование современных методов музыкального воспитания;

· принципов художественной дидактики.

Содержание учебного процесса на уроках музыки нацелено на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия) ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, нужно стараться формировать у учащихся ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательную деятельность, совершенствовать память, внимание, воображение.

Пути решения

Для успешного овладения знаниями учащихся, учитель должен владеть следующие формами работы:

1. Активное внедрение инновационных форм работы на уроках музыки:

· Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

· Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами)

· Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль);

· Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов).

Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий, творческих работ и проектов.

2. Использование различных типов уроков:

· Уроки овладения новыми знаниями;

· Уроки формирования и усвоения умений и навыков;

· Уроки обобщений и систематизации знаний;

· Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;

· Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины;

· Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

3. Методов обучения

· Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;

· Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

· Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности;

· Методы активизации обучающихся на уроках музыки.

4. Принципов художественной дидактики

· Увеличение объема репертуара;

· Увеличение теоретической емкости урока;

· Насыщенность урока музыкальным звучанием;

· Отход от репродуктивного уровня к творческому;

· Принцип эмоционально-ценностного развития;

5. Формами организации учебной деятельности

· Фронтальная;

· Групповая;

· Индивидуальная.

Учитель музыки – связующее звено между непосредственно музыкой и внутренним миром детей. Он передает свои мысли, знания, чувства ребенку не только посредством выразительного и в высокой мере художественного исполнения произведения, но и прочими возможными и доступными методами, способами коммуникации. Переход на новый ФГОС будет легким и успешным, если учитель работает увлеченно и творчески, а так же соблюдает следующие заповеди.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: