Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению
Требования к содержанию образования лаконично определены в государственных нормативных документах. Так, в текст действующей Конституции РФ внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43). В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.
В Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) отмечается, что «…содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.
• Федеральный компонент — определяет базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране.
• Национально-региональный компонент — обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов страны.
• Школьный компонент — обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
• Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.
• Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная нагрузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
• Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.
• Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.
|
Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая
Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета:
- инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;
- прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;
- связи теории с практикой и с жизнью;
- единства знаний и поведения;
- положительного эмоционального фона педагогического процесса;
- эстетизации детской жизнедеятельности;
- субъектности.
Функции школьного учебника
- Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.
- Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.
- Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
- Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в -логике учебного предмета.
- Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.
- Координирующая — привлечение других средств обучения.
- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.
|
- Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.
Требования к учебнику
1. Отражает содержание учебного предмета.
2. Организует самостоятельную деятельность учащегося.
3. Отражает логику науки и логику учебного предмета.
4. Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.
5. Краток, лаконичен, конкретен.
6. Доступен, ориентирован на особенности учащихся.
7. Ясен и четок язык текста и формулировок.
8. Увлекателен, с элементами проблемности.
9. Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.
10. Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.
11. Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.
12. Удобный формат.