Функции школьного учебника




Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению

 

Требования к содержанию образования лаконично определены в государственных нормативных документах. Так, в текст действующей Конституции РФ внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43). В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) отмечается, что «…содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

 

• Федеральный компонент — определяет базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

 

• Национально-региональный компонент — обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов страны.

 

• Школьный компонент — обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

 

• Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.

 

• Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная нагрузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

• Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

• Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета:

- инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;

- прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;

- связи теории с практикой и с жизнью;

- единства знаний и поведения;

- положительного эмоционального фона педагогического процесса;

- эстетизации детской жизнедеятельности;

- субъектности.

 

Функции школьного учебника

- Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.

- Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.

- Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

- Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в -логике учебного предмета.

- Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.

- Координирующая — привлечение других средств обучения.

- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.

- Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.

Требования к учебнику

1. Отражает содержание учебного предмета.

2. Организует самостоятельную деятельность учащегося.

3. Отражает логику науки и логику учебного предмета.

4. Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

5. Краток, лаконичен, конкретен.

6. Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

7. Ясен и четок язык текста и формулировок.

8. Увлекателен, с элементами проблемности.

9. Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.

10. Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

11. Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.

12. Удобный формат.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: