Прежде чем рассматривать эту технологию относительно школы, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.
Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.
С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.
Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
Долгое просиживание детей в одной позе не только утомляет, но и приводит к различным нарушениям. Чтобы разнообразить урок и «размять» тело необходимо использовать физкультминутки как минимум один раз за урок: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.
«Здоровье ребенка — это не только физический показатель, но и эмоциональный. Чтобы сберечь эмоциональное здоровье ребенка, нужно запомнить несколько правил:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.» [4, с.36-37]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей школьников. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках. На фоне комплексной работы учителя физической культуры здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс развития и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Так давайте же не будем забывать об этой необходимости – поддерживать и приумножать здоровье наших учеников, нашей будущей смены, ведь от них зависит будущее всей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадеева Л.Г. Заботимся о здоровье учащихся/ Л.Г. Бадеева// Физическая культура в школе. – 2015. - №8. – С.42-46
2. Верхорубова, О.В. О здоровье как о ценности в образовании/ О.В. Верхорубова//Физическая культура в школе. - 2016. - №4. - С.9-14.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1/ Г.К. Селевко. – М: «НИИ школьных технологий», 2006 – 671-676с
4. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии/ Е.В. Советова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007 – С. 25-27; 33-44
5. https://infourok.ru/ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-sovremennoy-shkole-716057.html