Коммерческий расчет и оценка возможностей тур.го бизнеса. Разработка бизнес-план. Организация менеджмента.
Организация тур.бизнеса- совокупность процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между участниками тур.деятельности для получения максимальной прибыли на основе высококачественного обслуживания клиентов.
Технология организации тур.бизнеса – совокупность организационных элементов процесса предпринимательства.
1) коммерческий расчет и оценка возможностей тур.го бизнеса
a) Поиск хозяйственной ниши — места тур.й организации в эк-ке Та. Предприниматель должен найти время и место для организации своего бизнеса на рынке, для чего необходимо:
· -сориентироваться в пространстве возможностей, т.е. изучить структуру тур.го рынка и учесть существующие входные барьеры (запрещенные законом сферы деятельности, экон ограничения — первоначальный капитал, срок окупаемости инвестиций и др.);
· -оценить конъюнктуру, т.е. выбрать время начала деятельности и место на тур.м рынке (отрасль эк-ки Та);
· - выявить возможности тур.го бизнеса, т.е. определить, насколько ему подходят традиционные или новые продукты и рынки и насколько эти продукты и рынки соответствуют целям и ресурсам предпринимателя; выявить льготы и пре- имущества.
При выборе ниши необходимо обратить внимание на ряд фак- торов, которые могут оказывать влияние на тур. бизнес:
· политические — стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
· соцо-экон — состояние покупательной способности отдельных групп туристов, возможную конкуренцию, инфляционные процессы, состояние фин.о- кредитной системы;
· правовые — наличие и состояние законодательной базы тур.го бизнеса.
|
b) Выбор продуктов (услуг) и рынка сбыта. На этом этапе подразумевается необходимость выбора из множества тур. продуктов (услуг) и рынков тех, которые обеспечат максимальный успех бизнеса. Выбор можно осуществить на основе личного опыта, изучив практику других предпринимателей в системе Та, или положиться на интуицию. Но разумнее провести анализ:
· - спроса — для предпринимателя в Те важны те потребности, которые турист может реально удовлетворить, т.е. он должен производить те продукты, которые турист- птрб.ь захочет купить, а для этого необходимо спрогнозировать текущий и перспективный спрос, что лучше сделать через личные контакты с птрб.ями;
· - предложения — необходимо определить степень насыщенности рынка избранным видом тур.й деятельности при помощи информации: вторичной (уже существующей — газеты, журналы, опыт знакомых и т.д.) и первичной (собирается впервые с помощью опроса и наблюдений);
· - конкурентоспособности — следует оценить количество конкурентов, их преимущества и недостатки, свои конкурентные преимущества и недостатки, свои предполагаемые экон показатели (доходы и расходы, прибыль и рентабельность), а также полезность, качество, надежность, долговечность своего продукта.
Маркетинговые исследования позволяют выбрать целевой сегмент тур.го рынка, который складывается из туристов- птрб.ей, одинаково реагирующих на какие-либо продукты (услуги). Предприниматель в соответствии со своими возможностями может сконцентрироваться на одном сегменте, обслуживать несколько не связанных между собой сегментов или охватить весь рынок.
|
Далее необходимо определить позицию тур.го продукта (или услуги), т.е. положение продукта (услуги) по отношению к другим продуктам (услугам) того же сегмента рынка. Речь идет или о конкуренции с аналогичными тур.и продуктами (услугами), или о вхождении в сегмент рынка с принципиально новыми продуктами или услугами. От этого будет зависеть рыночная стратегия.
c) Определение стратегии и тактики тур.го бизнеса. Рыночная стратегия определяет цель тур.й организации и пути ее достижения. Стратегия требует всесторонней разработки.
В отечественной теории и практике вопросы стратегического управления д-стью тур. организаций до сих пор недостаточно разработаны. Деловая стратегия ведущих мировых тур. организаций нацелена в основном на достижение стратегических конкурентных преимуществ. Таким образом, стратегию можно определить как обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем вы- явления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Число и формулировки стратегических целей могут быть свои в каждой компании: избежание банкротства и крупных фин.ых неудач, рост объемов производства и реализации, лидерство в борьбе с конкурентами, максимизация цены и др.
Тактика бизнеса в современных условиях — это конкретизация стратегии и выбор оптимальных для достижения целей бизнеса методов и инструментов реализации бизнес-стратегии. Так, в качестве инструментов в последнее время часто используются прогрессивные информационные технологии.
|
Стратегия и тактика определяют эффективность тур.го бизнеса и требуют непрерывного анализа, оценки и оптимизации в соответствии с меняющейся эк. конъюнктурой тур.го рынка.
d) Определение потребности в ресурсах, выбор источников формирования имущества тур.й организации. На данном этапе определяется состав необходимых бизнес-ресурсов, оценивается их достаточность и выявляется потребность в заемных ресурсах. Кроме того, выбираются предполагаемые поставщики недостающих ресурсов и разрабатываются схемы работы с ними.
e) Ценовой выбор, обеспечение правовой защиты тур. продуктов и услуг. Ценовой выбор должен быть нацелен на продажу тур. продуктов и услуг, покрытие расходов и получение при- были. Правовая защита тур. продуктов и услуг обеспечивается преимущественно торговой маркой и действующими нормативными законодательными актами.
f) Выбор сбытового поведения тур.й организации. На этом этапе предполагается выбор каналов сбыта и формирование общей схемы продвижения тур. продуктов и услуг к птрб.ю с учетом сезонности, конъюнктуры и особенностей тур.го рынка.
g) Эк. обоснование и оценка перспективности тур.го бизнеса. Это заключительный и очень важный этап коммерческого расчета. Реализация любого коммерческого проекта в Те требует инвестиций и всегда связана с риском, поскольку нельзя заранее сказать, в какой мере проект выйдет на коммерциализацию и найдутся ли птрб.и для новых продуктов и услуг. Именно оценка, осуществляемая на основе эк. расчетов, позволяет минимизировать риск инновационной деятельности в Те.
h) Эк. обоснование инвестиционного проекта включает осуществление некоторых расчетов:
· а) следует определить размер необходимых капитальных вложений в основной и оборотный капитал тур.й организации для реализации проекта. Капитальные вложения отражают потребность в финансировании, т.е. показывают, какое количество денег должно быть привлечено в данный проект, для того чтобы его реализация стала возможной;
· б) необходимо провести расчет ожидаемой в результате реализации проекта суммарной чистой прибыли;
· в) осуществляется расчет чистого дохода (эффекта) от реализации проекта. Под чистым доходом понимается разность между суммарной чистой прибылью от реализации проекта и капитальными вложениями в этот проект. Для эффективности проекта необходимо и достаточно, чтобы его суммарный чистый доход был неотрицательным. Неэффективность проекта свидетельствует о возможности более выгодного использования ресурсов. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с более высоким чистым доходом;
· г) определяется срок окупаемости — продолжительность наименьшего периода, по истечении которого накопленный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. На практике сроки окупаемости обычно выступают в качестве ограничительного условия: проекты с большими сроками окупаемости к реализации не рекомендуются;
· д) проводится расчет рентабельности проекта — определение отдачи капитала. Рентабельность проекта равна частному от деления суммарной чистой прибыли от проекта на капитальные вложения в данный проект. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с более высоким уровнем рентабельности.
Результаты расчетов позволяют оценить перспективность и целесообразность внедрения инвестиционного проекта.
2) Бизнес-план — это постоянно действующий стратегический доку- мент, который определяет цели организуемого тур.го бизнеса и предлагает пути их достижения, помогает оценить реальные возможности тур.го бизнеса, способствует предотвращению ошибок, показывает перспективу бизнес-проекта и позволяет убедить потенциальных инвесторов вложить средства в данный проект
Бизнес-план, как правило, составляется в соответствии с требованиями к оформлению организационно-правовой документации, имеет приложения (специальные расчеты, которые помогают увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они), разрабатывается при личном участии учредителей (с привлечением консультантов со стороны) и имеет четкую структуру. Соблюдение этих требований способствует привлечению инвестиций и реализации бизнес-проектов в Те.
Традиционно бизнес-план включает резюме и десять содержательных разделов
a) Резюме — часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь, т.е. она представляет собой «визитную карточку» дела. В резюме дается краткое изложение предмета бизнес-плана и обоснование привлекательности коммерческого проекта для адресата бизнес-плана, т.е. указывается, какие ресурсы или какая помощь необходимы новому бизнесу, какую отдачу он сможет обеспечить. Резюме представляет собой основные идеи и содержание бизнес- плана в миниатюре: генеральная цель проекта; краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намеченного плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта; затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов. Резюме создается и уточняется по мере проработки бизнес-плана, завершается лишь после составления бизнес-плана в целом, но помещается в начале его. Объем резюме не должен превышать 3-4 машинописных страниц, а само изложение должно быть простым, лаконичным и доступным для любого инвестора.
b) «Общие положения» - описание целей, стратегии и предмета инновационного тур.го проекта, характеристика тур.й организации (юридический статус, организационно-правовая форма, адрес, виды деятельности, имидж, рейтинг и др.). Раздел также содержит анализ текущего состояния рынка сбыта тур. услуг и оценку перспектив создания или развития того или иного сектора тур.го бизнеса на основе выявленной неудовлетворенной потребности туристов. Приводится состав управленческой команды, которая будет заниматься реализацией проекта.
Главное назначение этой части бизнес-плана — продемонстрировать адресату, что на рынке нужен именно данный хозяйствующий субъект, а также что возглавляющие его люди по своим знаниям и опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера.
c) В разделе «Характеристика тур.го продукта или услуги» описываются продукты и услуги, ради производства которых задумывался весь проект. Здесь целесообразно представить свойства и наглядные данные продуктов и услуг (описание, модели, фотографии), а также сведения о потенциальных птрб.ях продуктов (услуг) и потребностях, которые эти продукты (услуги) будут удовлетворять. Можно составить прогноз платежеспособного спроса и динамики ожидаемого потребления продуктов (услуг) по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данных продуктах (услугах). Кроме того, в разделе обычно дается прогноз цен, по которым предполагается реализовать создаваемые продукты (услуги).
d) В разделе «Оценка рынка сбыта» анализируется ситуация на рынке сбыта тур. продуктов и услуг, определяется емкость данного рынка, основывается на маркетинговых исследованиях и требует сбора и обработки большого объема информации. Основная цель — выбрать сегмент тур.го бизнеса, где найдут покупателей планируемые к производству продукты и услуги, а также отразить полноту представления о рыночной конъюнктуре. Кроме того, здесь предопределяются объемы производства и продаж продуктов (услуг) по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
e) «Анализ конкуренции»: статистика численности конкурентов, уровень качества их тур. продуктов (услуг) и обслуживания туристов, объемы реализации тур. продуктов (услуг), цены и доходы, а также сильные и слабые стороны конкурентов по бизнесу. Сравнительный анализ названных показателей организации-разработчика и предприятий-конкурентов позволяет оценить рейтинг и конкурентоспособность инновационного бизнеса, а также осуществить корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
f) «План маркетинга»: схема продвижения продукта (услуги) (контакты с птрб.ем, учет его запросов); методы распространения продукта (услуги) (самостоятельно, через посредников); ценообразование; реклама; стимулирование продаж (скидки и др.); организация послепродажного обслуживания клиентов (информирование своих клиентов о новых продуктах (услугах) и др.); формирование общественного мнения о тур.й организации и продуктах (услугах). Назначение раздела — показать, что на рынке достаточно птрб.ей данных продуктов и услуг, обосновать предложение, что птрб.и предпочтут именно эти продукты (услуги), показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта, в ценовой политике.
g) «План производства»: вопросы подготовки и организации производства, производственная структура, система сбыта, сеть снабжения, система обеспечения и контроля качества, обслуживание покупателя в процессе продажи и после продажи и др.
h) «План работы персонала» - система организации управления работой персонала на предприятии: формирование организационной структуры; расчет численности; формирование штатного расписания; определение квалификационных требований к персоналу; выбор формы оплаты и стимулирования труда; определение режима работы, системы льгот; вопросы набора и подготовки кадров и др.
i) «Юридический план» - правовые аспекты бизнеса: правовой статус предпринимателя, схему подчиненности, границы административного вмешательства в хозяйственную д-сть. Кроме того, в разделе должен быть обоснован выбор организационно-правовой формы тур.й организации в соответствии с ГК РФ.
j) «План управления рисками»: оценка, прогнозирование и управление различного рода рисками, характерными для тур.го бизнеса. Раздел включает перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению негативных факторов.
k) «Фин.ый план» обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении. В нем определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения. Раздел включает комментарии к фин.ым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и птрб.ями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продуктов (услуг) и др.), прогнозы фин.ых результатов.
3) Алгоритм организации менеджмента тур.го предприятия включает выполнение ряда мероприятий, обеспечивающих рациональное построение бизнеса исходя из его особенностей.
а) Выбор стратегии менеджмента тур.й организации, определение целей и задач. Стратегия менеджмента определяется стратегией бизнеса, а также стилем руководства управленческой команды организации.
б) Разработка производственной структуры — состава и соотношения ее внутренних звеньев как единого хозяйственного объекта. Структура определяется размерами организации и видом предпринимательства в Те. При всем многообразии структур тур. организации выполняют идентичные функции и имеют в своем составе основные, вспомогательные, дополнительные и административные подразделения. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых наделяется определенной производственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции.
в) Разработка организационной структуры. Организационная структура тур.й организации определяется ее назначением, местоположением, спецификой птрб.ей и другими факторами. Она отражает производственную структуру, характеризуется совокупностью рабочих мест и должностей органов управления, показывает их взаимосвязи, а также определяет место каждого сотрудника в производственном процессе и его роль в достижении стратегических целей организации. Большинство тур. организаций имеют линейную или линейно-функциональную организационную структуру.
г) Разработка и утверждение организационно-правовой документации. Состав организационно-правовой документации традиционно включает штатную численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также различные инструкции (например, по технике безопасности) и правила (например, правила проживания в гостинице).