Редактор, корректор Компьютерная верстка
Подписано в печать 18.09.2003. Бумага тип.
Усл. печ. л. 5,8. Уч.-изд. л. 6,5.
Тираж 100 экз. Заказ № 190.
Издательство "Аверс Пресс", г. Ярославль, уя. Советская, 78. Тел. (0859) 97-69-22.
Глава I Семья как культурно-исторический феномен
/./. Проблема определения семьи
Семья как элементарная единица общественной структуры стала центром внимания исследователей различных дисциплин достаточно давно. Еще в конце XIX века в работах Г. Кунов и Л. Моргана (1877), К. Штарке (1888), Э, Вестермарка (1891) были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи и структуры власти в ней- Однако до настоящего времени в науке не сложилось однозначного определения семьи, и, соответственно, единого представления об ее функциях и ценностях. Некоторые из существующих определений настолько распространены, что не всегда удается достоверно определить их авторство. Не ставя перед собой задачи предложить новую дефиницию, попытаемся провести теоретический анализ существующих принципов определения семьи, которые могут быть важными для исследования института современной семьи.
В целом, в литературе выделяется два основных направления в разработке проблемы определения понятия «семья»: фактологический и логический. [32]
Фактологический подход фиксирует эмпирически наблюдаемую картину распределения населения по группам, в основе которого лежат супружество и родственные связи- В рамках этого подхода Н.Я. Соловьев определяет семью, как «...малую социальную группу, являющуюся важнейшей формой организации личного быта, которая основана на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и ребенком, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [60]. В данном определении подчеркиваются две основные характеристики, имеющие ключевое значение для понимания особенностей функционирования семьи как социального института. Во-первых, это рассмотрение семьи как малой социальной группы, позволяющее оценить эффективность ее функционирования через характер разрешения проблем внутригрупповой коммуникации что является определяющим не только для теоретического анализа семейной структуры, но и для практического разрешения возникающих в ней проблем. Именно такой подход к пониманию семьи и определяет, по мнению О.А. Карабановой [21], психологический аспект изучения се-
мьи как социальной системы. Вторым ключевым моментом определения Н.Я. Соловьева является подчеркивание аффективной интенсивности отношений между членами семьи, которая во многом определяет эмоциональный тон мироощущения каждого конкретного члена семьи, отдельного человека, личности.
Логический подход ориентирован на выявление специфики социального феномена семьи, обладающего совокупностью устойчивых, повторяющихся признаков. С этой точки зрения, семья рассматривается как социальный институт и форма инстигуциализации ответственности, долга и других социальных норм, групповым ядром которой является брачный союз, включающий в себя отношения «мать - ребенок» и «отец - ребенок», а отсюда и отношения «мать - отец». Иначе говоря, семья есть результат того, что «в любви участвуют двое и возникает третья, новая жизнь» [52],
Обобщая выделенные подходы, можно отметить, что в обоих случаях в качестве единого основания рассмотрения семьи как института и как малой социальной группы выступает понятие «брак». Брак, в определении отечественных исследователей, есть «санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, включающая в себя вертикальные («муж - жена») и горизонтальные («родители - дети») связи» [50, с. 62]. Принимая во внимание данный подход, мы, тем не менее, не можем согласиться с тем, что брак как форма существования семейной структуры является единственной точкой анализа семьи как социального института, поскольку далеко не сегодня стали возникать семьи, фактически существующие вне брачных отношений. Так, СИ. Голод, описывая особенности развития и изменения семьи в конце XIX - начале XX века, отмечает, что в этот период в развитии института семьи происходили следующие изменения:
увеличение числа мужчин и женщин, никогда не вступавших в
брак;
снижение рождаемости и рост числа разводов,
широкое распространение сексуальных контактов вне семьи (в том
числе проституции);
отмирание контроля над семьей и семейной жизнью со стороны
религии;
эмансипация женщин вследствие их вовлечения в профессиональную деятельность [15].
Сегодня многие исследователи также отмечают значительный рост числа семей, существующих вне брака, определяя этот факт как
тенденцию разделения институтов брака и семьи. В частности, в исследовании Центра Общечеловеческих Ценностей, проведенном в 1995 г., было обнаружено, что около 13% респонденток оценивают свое семейное положение как «фактически я замужем, но не могу (или не хочу) оформить наши отношения» [17]. Можно предположить, что сегодня эта цифра будет еще более высокой. Более того, статистика показывает, что большинство беременностей у ранее не рожавших женщин наступает вне брака - на их долю приходится 61,7% всех зачатий. В связи с этим для понимания современной семьи и тенденций ее развития необходимо разделить понятия института брака и фактического супружества Под супружеством в современной психологии и социологии понимается личностное взаимодействие мужчины и женщины, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями [15]. В отличие от брака супружество характеризуется неинституциональным характером связи, а также равноправием и симметричностью нравственных обязательств и привилегий супругов.
Таким образом, между понятиями «семья», «брак» и «супружество» существует тесная взаимосвязь. Однако в их содержании есть и немало особенного, специфичного. Так, как было показано, выше фактическое супружество может иметь место и без брака, т.е. без инсти-туциализацни отношений между партнерами, а семья в целом представляет более сложную форму взаимоотношений, нежели брак и супружество. Она, как правило, включает в себя не только супругов и их детей, но также и других родственников или просто близких членам семьи и принимаемых ими людей. При анализе семьи как малой группы и социального института обычно выделяется три основные характеристики: ее функции, структура и динамика. Именно они являются определяющими для функционирования данного социального института в различные периоды социально-экономического развития общества [48].
/. 2. Функции семьи
Функции семьи призваны реализовывать ее возможности в качестве как цели (создание оптимальных условий для формирования социальной идентичности и социализации детей), так и средства удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей [52]. При этом сами семейные функции являются формой реализации двухсторонней связи. Через них, с одной стороны, семья связана с обществом, а с другой с составляющими ее индивидами. Реализация основных семейных функций удовлетворяет потребности отдельных
членов семьи и системы в целом, в том числе ее потребность в росте и изменении. Однако также как до сегодняшнего дня в науке не обозначилось единого определения семьи, так и в многочисленных публика, циях указывается значительное количество ее функций, нередко различающихся между собой, а в некоторых случаях и противоречащих друг другу. По мнению Г.Наваитиса [32] причиной этого является недостаточно четкое определение потребностей, удовлетворяемых в семье.
В частности, А.Г. Харчев и М.С. Мацковский [52], описывая функции семьи, выделяют функцию воспроизводства (именно она, по их мнению, составляет социальную сущность семьи), хозяйственно-бытовую (хозяйственно-экономическую), воспитательную, рекреативную (досуговую) функции и функцию первичного социального контроля. Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [35] дополняют данный список функцией представительства и защиты семьи перед более широким социальным окружением. В.И. Зацепин, Л.М. Бучинская и И.Н. Гавриленко в изданном ими словаре «Семья: социально-психологические и этические проблемы» (1989) описывают такие функции как: экономическая, репродуктивная, воспитательная, рекреативная, коммуникативная, регулятивная и фелицитологическая (от итальянского «фелиците» - счастье). Дж. Мевес [32] представляет функции социального и экономического статуса, самовыражения, продолжения рода, постоянства общения и смысла сексуальной связи, а А. Эглите [62] - функции рождения и воспитания детей, удовлетворения духовных потребностей и бытовую. B.R Дружинин [18] выделяет экономическую функцию семьи, функцию передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют различный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям), а также функцию поддержания благосостояния членов семьи. Э.Г. ЭЙдемиллер и В.В. Юстицкис [60] предлагают следующий перечень семейных функций: воспитательная, хозяйствекно-бытовая, эмоциональная, духовная, сексуально-эротическая и функция первичного социального контроля.
Нередко список выделяемых функций зависит от задач конкретного исследования. Так, Г. Навайтис [32], описывая исследование влияния семьи на нравственное развитие и социализацию ребенка Р, Штерна (1993), отмечает, что автор выделяет такие функции семьи, как подготовка детей к самостоятельной экономической деятельности, ознакомление с религиозными и нравственными ценностями, формирование сексуальной ориентации. Таким образом, здесь имеет место дробление такой важнейшей функции семьи как рождение и воспитание детей, представленной практически у всех авторов. Очевидно, что
в исследовании, посвященном изучению других аспектов жизни семьи все перечисленные функции можно было бы объединить в одну.
Несмотря на достаточно обширный перечень разнообразных функций семьи, выделяется определенный «костяк» потребностей, на которых они основываются, представленный в работах практически всех авторов. Вслед за А.Н. Елизаровым попытаемся представить обобщенный список наиболее часто встречающихся в литературе функций, приписываемых семье (по мере уменьшения частоты их встречаемости в литературе): 1) рождение и воспитание детей; 2) трансляция ценностей из поколения в поколение, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала; 3) удовлетворение потребностей в эмоциональном комфорте и психологической поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви; 4) создание условий для развития личности всех членов семьи; 5) удовлетворение сексуально-эротических потребностей; 6) удовлетворение потребности в совместном проведении досуга; 7) организация домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь; 8) удовлетворение потребностей в отцовстве или материнстве, общение с детьми, их воспитание, самореализация в детях; 9) удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в устойчивых коммуникативных связях с ними; 10) социальный контроль за поведением отдельных членов семьи; 11) организация деятельности по финансовому обеспечейию семьи; 12) охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессов
[19].
Рассматривая представленный выше список, следует еще раз подчеркнуть, что им список функции семьи как социального института далеко не ограничивается. В этом плане можно согласиться с Н,Я. Соловьевым, который считал, что «...функций семьи столько, сколько видов потребностей они удовлетворяют в устойчивых, повторяющихся формах» (цит. по [32, с.4]).
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что большая часть семейных функций может удовлетворяться вне ее, другими людьми или социальными институтами. Однако важнейшей особенностью функций семьи является их комплексность. Бесспорно, удовлетворяемые в семье потребности могут быть реализованы и в других социальных общностях, однако только семья позволяет реализовать их в комплексе.
Еще одним аспектом исследования ценностно-функциональной структуры современной семьи, связанным с многочисленными противоречиями, является вопрос определения так называемой «ведущей»
семейной функции. Большинство исследователей в качестве ведущей функции семьи выделяют функцию рождения и воспитания детей [15, 19, 51, 60]. Однако на этот счет имеются и другие точки зрения. Например, Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина считают, что основной функцией семьи является обеспечение комфорта и психологической поддержки ее членов, а репродуктивная функция - есть частный случай потребности в эмоциональных контактах, т.к. взрослые члены семьи, прежде всего, ждут от своих детей любви и эмоциональной поддержки [14].
Основной проблемной точкой данной дискуссии является определение критериев сравнительной оценки отдельных сторон семейной жизни и, соответственно семейных функций. По мнению некоторых авторов, например А.Н. Елизарова [19], поиск главной, ведущей функции семьи отражает поиск основного интегрирующего фактора такой социальной группы как семья. На наш взгляд, такой подход не совсем правомерен. Ведущая функция индивидуальна для каждой семьи, и значимость каждой отдельной функции в различных семьях может оцениваться по-разному. Это во многом зависит от того типа семейной структуры, в котором человек хочет жить. Каждая семья создает собственную субкультуру, которая основана на определении значимости ее функций (их ценности), а основополагающие характеристики семьи и брака определяются, прежде всего, тем, насколько успешным считают свой брак сами супруги, насколько они удовлетворены им.
Реализуя свои функции, семья сама по себе определяет значимость каждой из них. Обозначенные выше функции, преломляясь в сознании личности, выступают как установки относительно семейных ценностей. Эти ценности образуют иерархическую шкалу: от самых важных до несущественных. Реализации ведущих для себя ценностей человек склонен уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое ■ качество реализации членами семьн таких ценностей вызывает у него разочарование в семейной жизни с данным партнером, вследствие чего несовпадение иерархических шкал семейных ценностей супругов может стать причиной их социально-психологической несовместимости и выступить в качестве основания для возникновения глобальной неудовлетворенности семейной жизнью [35]. Таким образом, в этом плане уместнее было бы говорить не о семейных функциях как таковых, а о ценности этих функций для отдельных членов семьи и всей системы в целом. Данный подход к пониманию семейных функций обозначается в литературе как ценностно-функциональный [47].
Таким образом, каждая из указанных функций имеет свою, внутреннюю ценность для отдельной семьи и конкретного субъекта, и
она не является однажды и навсегда сформировавшимся образованием. По сути, семья отражает в себе происходящие в обществе события и трансформации, это не окостеневшая система, а живой социальный организм, который постоянно эволюционирует, развивается и изменяется вместе с развитием общества. Таким образом, и система семейных ценностей не может быть постоянной и стабильной, а также подвергается временной трансформации. В этом плане ведущую функцию семьи можно рассматривать как сохранение, развитие, преобразование и передачу последующим поколениям сложившейся системы ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации членов семьи [19]. Результатом этого процесса является формирование идентичности каждого члена семьи с семьей в целом. По мнению многих авторов [19, 60], главной характеристикой и основой стабильности семьи, а также эмоциональной удовлетворенности членов семьи жизнью в ней является единство целей и ценностей, которые в ней задаются. В этом смысле существование и развитие семьи можно понимать как процесс постепенной идентификации ее членов с этими целями. Принятие человеком ценностей, декларируемых семьей, отражает его внутреннюю солидарность с ее устоями и идеалами и тем самым способствует формированию категоризации собственного «Я» и его отождествлению с семейной структурой.{7, 61].
/. 3. Структура семьи
Классификация типов семейной структуры
При анализе семейной структуры рассматриваются такие показатели как количество членов семьи, ее состав (прародители, родители, дети и т.п.), а также направленность и характер взаимосвязей и взаимоотношений между членами семьи. Анализ структуры позволяет ответить на следующие вопросы: каким образом в семье реализуются ее основные функции, кто осуществляет руководство, кто исполнение, как распределены права и обязанности В виду сложности семьи как социально-психологического феномена в литературе выделяется несколько оснований для классификации типов семейных структур
С точки зрения характера распределения власти выделяют следующие группы семей:
- Семьи, в которых руководство и организация исполнения всех функций сосредоточены в руках одного члена семьи, как правило, матери (матриархальные семьи) или отца (патриархальные семьи). Для данного типа семейной структуры характерна авторитарная система отношений между членами семьи.
- Семьи, в которых явно выражено участие в управлении се-мейными делами всех ее членов (и родителей и детей) - биархальные семьи. Власть в такой семье распределена достаточно равномерно, характерная демократическая система взаимоотношений между членами семьи.
С точки зрения структуры преобладающих взаимосвязей, т.е. в зависимости от доминирования определенных осей отношений внутри семьи выделяются родительско-детские, детоцентрические и супружеские семьи.
При анализе количества членов семьи рассматривают; нуклеарные семьи, включающие в себя два поколения (родители и дети) при наличии минимального количества детей (1-2 ребенка); трехпоколенные семьи (включают в себя помимо родителей и детей также прародителей с одной или обеих сторон); неполные семьи, в которых отсутствуют дети или один из родителей.
Следует отметить, что в различных культурах значительно отличается преобладающая численность членов семьа Например, на Западе практически не распространены трехпоколенные семьи, а для российского общества такой тип семейной структуры на сегодняшний день считается наиболее распространенным.
Относительно количества детей в семье выделяют семьи: малодетные семьи (1-2 ребенка); среднедетные (3-4 ребенка); многодетные (более 4 детей).
Характер взаимоотношений между детьми внутри семьи во многом зависит от порядка рождения детей и их пола Рассматривая характер влияния порядкового номера рождения ребенка на его психологическое развитие, Г.Т. Хоментаускас [53J вводит понятие «экология семьи». По его мнению, семья является определенным жизненным пространством для ее членов, которое образует своего рода «экологическую систему». Эта система существует и оптимально функционирует, только находясь в состоянии равновесия, в случае согласованности психологических потребностей ее элементов (членов семьи) и способов их удовлетворения. Нарушение этого баланса может привести к распаду семьи или процветанию одного ее члена за счет психологического благополучия другого. В семейной «экологической системе» каждый член семьи занимает определенную нишу, в рамках которой выполняет необходимые для баланса всей системы функции. С точки зрения психологического развития ребенка его позиция во внутрисе-
мейных взаимоотношениях во многом зависит от наличия сиблингов (братьев и сестер) и порядка их появления на свет.
Порядок рождения детей в семье и его влияние па психологическое
развитие личности
По мнению многих авторов [24, 53, 57, 60] важнейшее влияние на всю последующую жизнь человека оказывает порядок его рождения и ролевая позиция. 3. Фрейд одним из первых отметил и описал в своих работах данный феномен, в последствие его точка зрения была пересмотрена, дополнена и преобразована в работах А. Адлера. В семье существует достаточно ограниченное число ролевых позиций, которые может занимать ребенок, зависящих от его пола, возраста, а также временным промежутком между рождением старших и младших детей. При этом существует несколько основных вариантов подобных позиций - это ролевые позиции первого и второго, старшего, младшего, среднего и единственного детей. Многое также зависит од поло ребенка, занимающего ту или иную ролевую позицию. Если в семье воспитываются дети разного пола, то, при отсутствии открытого предпочтения родителями одного из них, создаются дополнительные возможности для формирования социального поведения, связанного с половыми особенностями человека Совместная жизнь ребенка со своими братьями и сестрами (особенно если их несколько) создает ему реальные условия для более широкого общения с детьми разных полов, что значительно облегчает контакты со сверстниками, способствует его социальному развитию и приобретению навыков взаимодействия в детской группе. При этом если разница в возрасте составляет более 5-6 лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к позиции единственного ребенка, хотя к ней, безусловно, в той или иной степени будут добавляться качества той ролевой позиции, которую он занимал бы при наличии меньшей возрастной разницы.
Чаще всего первый ребенок, родившийся в благополучной семье, испытывает по отношению к себе со стороны родителей открытую любовь и восхищение, получает максимум внимания и заботы. При этом его воспитание идет под знаком неуверенности, т.к. молодые родители не имеют опыта ухода и взаимодействия с маленькими детьми. Как правило, первый ребенок хочет появления брата или сестры и с нетерпением ждет этого момента. При этом младший ребенок воспринимается им как потенциальный партнер для игр, а также как возможный объект для проявления собственного авторитета.
При появлении же второго ребенка отношение к нему старшего часто изменяется. В семье появляется малыш, привлекающий к себе внимание обоих родителей. Старший ребенок часто остается в стороне, начинает чувствовать себя забытым, отверженным и одиноким, говоря языком А. Адлера, он переживает «детронизацию» - свержение с престола всепоглощающей родительской любви Эти чувства могут стать основой для формирования чувства ревности, которая становится основой и фоком негативного взаимодействия сиблингов в будущем. Именно она является основой агрессивных проявлений старшего по отношению к младшему, которые достаточно часто встречаются в психологической практике. В связи с этим, одной из основных воспитательных задач родителей в этот период является максимальное сглаживание перехода ребенка с ролевой позиции единственного к позиции старшего. Для этого при консультировании родителей рекомендуется обсудить с ними возможные приемы привлечения старшего брата или сестры к воспитанию и уходу за младшим, многие из которых можно использовать еще до его рождения К числу таких приемов и рекомендаций могут быть отнесены следующие.
- Заблаговременное объяснение ребенку того, что в доме скоро появится малыш. Желательно, если позволяет возраст рассказать ему, как происходит развитие ребенка до его рождения, сопровождая рассказ картинками. Сейчас в магазинах появилось достаточно много литературы, помогающей родителям ответить на извечный вопрос «Откуда берутся дети?». Можно рекомендовать родителям вместе со старшим ребенком посмотреть его младенческие фотографии, объяснял ему, что для новорожденного мама и папа будут делать все то же, что когда-то делали и для него самого.
- Необходимо подготовить ребенка к отсутствию дома мамы Дети - дошкольники очень тяжело переживают разлуку с ней. Временную разлуку необходимо представить не как потерю, а как что-то особенное, необычное. Например, можно предложить старшему ребенку вместе с папой и бабушкой готовить комнату для малыша, привлечь его к покупке одежды, игрушек, других необходимых мелочей. Не стоит увозить ребенка к бабушке на время маминого отсутствия, он будет лучше чувствовать себя дома, где он все знает и ощущает себя в безопасности.
- В период отсутствия дома маме необходимо по возможности поддерживать связь со старшим ребенком. Находясь в больнице, она может звонить ему, спрашивать, как у него дела, что нового, чем он сегодня занимался. При этом необходимо рассказать ему о малыше.
Желательно, чтобы старший ребенок мог навестить маму и малыша в больнице и познакомиться с ним.
- При появлении в семье младшего ребенка родителям необходимо максимально сохранить так называемые «ритуалы любви» (поцелуи, поглаживание, совместное засыпание). Необходимо уделять старшему ребенку больше внимания, стараясь не дать ему возможности почувствовать себя одиноким и чужим в собственном доме
- Желательно привлечь старшего ребенка к уходу и заботе о брате или сестре (естественно учитывая его возможности и способности). Можно давать ему посильные поручения, играя в «Маленького помощника». Задача родителей в этот период времени - дать ребенку понять, что присутствие в доме маленького влечет за собой немало интересного и увлекательного.
- Много обид вызывает у старших детей то, что в первые дни малыш и мама получают много подарков от друзей и родственников, Старший ребенок легко может почувствовать себя обделенным. Можно попросить приходящих в дом гостей принести что-нибудь и для него, самим подарить ребенку игрушку или сладости. Это поможет ему понять, что он по-прежнему много значит для родителей, несмотря на то, что большую часть времени они уделяют его братику или сестричке.
Однако, как отмечает Г. Хоментаускас [53], формирование негативных чувств, связанных с появлением в семье младшего ребенка имеет и положительное значение, поскольку именно они заставляют старшего искать новые формы поведения в семье. Становясь старшим, ребенок становится более ответственным, трудолюбивым, добросовестным, он стремится достичь большего, становится более честолюбивым. Часто он стремится взять на себя часть родительских функций, помогая им и заботясь о младшем ребенке в семье.
Появление второго ребенка обычно вызывает меньше тревоги в семье (родители стали более опытными), и ребенок растет в более спокойной атмосфере. Мать по отношению к нему, как правило, последовательнее и ласковее. Атмосфера уверенности и стабильности делает второго ребенка более уравновешенным. Второй ребенок не переживает ситуации единственного, при этом исследования показывают, что родители с ним меньше разговаривают и занимаются [53, 57]. Этот пробел частично восполняется первым ребенком. Младший ребенок обычно бывает более беззаботен, оптимистичен, он с готовностью принимает чужое покровительство. Сложный момент его психологического развития состоит в том, что, чувствуя демонстрируемое превосходство старшего, он может либо начать подражать его поведению,
либо «зафиксировать» в своем сознании чувство собственной неполноценности.
Г. Хоментаускас рассматривает несколько вариантов развития взаимодействия старших и младших в семье:
- Между старшим и младшим ребенком устанавливаются символические границы. Они растут вместе, на одной «почве» и каждый из них получает свою долю родительского признания и любви Это самый оптимальный вариант развития отношений между детьми в семье.
- Младший ребенок растет «в тени» старшего, но ищет свои пути выхода из нее. Для этого он часто может использовать неадекватные средства. Желая привлечь себе внимание, он хулиганит, становится агрессивным, т, е. Как бы ломает установленные в семье «границы».
- Младший ребенок полностью находится «в тени» старшего, который является для него непререкаемым авторитетом «Свет родительского солнца» полностью заслонен для него. Все внимание в семье направлено на старшего. Для психического развития младшего это грозит психологической незащищенностью, потерей самоуважения, формированием чувства собственной неполноценное™.
- Конкурентные отношения между детьми. Младший начинает «подъедать» старшего, стараясь «погубить» его. Это выражается в появлении чувства зависти, ябедничестве, открытой вражде. Младший ребенок повышает собственную значимость, дискредитируя старшего в глазах родителей. Открытая вражда может сохраниться между ними на всю жизнь.
- Младший отказывается от «борьбы» за себя, за свою самоценность, теряет надежду почувствовать себя значимым и признанным окружающими. Внутренняя позиция таких детей может быть определена фразой: «Оставьте меня в покое!». Младший ребенок становится закрытым и необщительным, его интересы очень ограничены.
Таким образом, варианты развития «экологического» взаимодействия детей в семье могут быть достаточно сложными для обоих детей. Они имеют свои истоки в психологической неподготовленности старшего ребенка к появлению в семье младшего.
При консультировании родителей по проблемам взаимодействия старшего и младшего ребенка необходимо, прежде всего, убедить их в том, что изменение поведения одного практически невозможно без коррекции поведения другого. Если старшему ребенку удастся ощутить свою значимость, у него не будет необходимости провоцировать младшего на нежелательное поведение. С другой стороны, если младший ребенок сможет почувствовать равенство собственной роле-
вой позиции и позиции брата или сестры, ему не надо будет дискредитировать его в глазах родителей, завоевывая «место под солнцем». Конкурентные отношения между детьми в семье часто невольно провоцируются самими родителями. Именно это обусловливает в сознании ребенка восприятие окружающего мира как арены конкурентной борьбы. В этой связи задача родителей, которая обсуждается в процессе консультативной работе, - это поиск таких форм собственного взаимодействия с детьми, которые позволили бы каждому из них почувствовать свою ценность и необходимость не только для родителей, но и друг для друга.
Если второй ребенок остается младшим, сформировавшиеся ранее ролевые установки приобретают постоянство. В большинстве случаев сохраняется несколько снисходительное отношение родителей по отношению к нему, вследствие чего он менее включается в жизнь семьи. Несмотря на то, что младший ребенок стремится стать самостоятельным, это желание непоследовательно, т.к., привыкнув к постоянной помощи и поддержке со стороны окружающих, ребенок начинает подсознательно ждать и требовать ее. Если в семье не появляется еще один ребенок, то все описанные установки сохраняются и проявляются даже во взрослой жизни.
В случае появление младшего брата или сестры, ребенок, еще недавно сам занимавший позицию младшего, попадает в достаточно сложную ролевую ситуацию. С одной стороны, он никогда не имел преимуществ старшего, который продолжает оставаться для него недостижимым идеалом, с другой, выбранная ранее роль «малыша» также теряется. Средний ребенок занимает так называемую маргинальную позицию, являясь одновременно и младшим и старшим. Таким образом, смена ролевых позиций среднего ребенка отягощена тем, что сверху него находится старший ребенок, т.е. в семье «уже есть сильный и способный», кроме того, есть и «малыш». Это означает, что основные ролевые позиции в семье уже заняты и среднему ребенку приходится искать собственную ролевую нишу, что зачастую бывает сделать достаточно сложно. Чаще всего ребенок, попавший в ситуацию «среднего» становится тихим и послушным, стремится оказывать родителям всяческие услуги, стараясь тем самым обратить на себя их внимание, он находит свою сферу интересов в семье и вне ее. В этом случае его дальнейшее психологическое развитие проходит достаточно благополучно. Если найти себя ему не удается, средний ребенок начинает воспринимать мир злым и несправедливым. Братья и сестры воспринимаются им как конкуренты в получении родительского внимания и заботы, В результате, чтобы добиться этого, он начинает пле-
сти интриги против своих братьев и сестер, используя все имеющиеся в его арсенале средства борьбы. Возникновение конкурентных отношений, провоцируемых средним ребенком, может рассматриваться как сигнал неблагополучности ситуации его психологического и социального развития в семье и требует особого внимания со стороны родителей.
Особая ситуация в развитие ребенка складывается, если первый ребенок продолжает оставаться единственным. В этом случае, особые отношения между родителями и первенцем, описанные выше, сохраняются в течение всего периода детства, закрепляются и соответствующие им ролевые установки переносятся единственным ребенком и во взрослую жизнь. Одной из основных особенностей развития единственного ребенка является то, что он имеет меньше возможностей общаться со сверстниками не только в семье, но и вне ее. Родители единственного ребенка склонны больше оберегать его, считая, что контакты с другими детьми могут повредить его здоровью, развитию и т.п. Кроме того, родители единственного ребенка имеют больше возможностей и времени для общения с ним, у них нет необходимости распределять свое внимание между несколькими детьми В условиях недостаточности контактов со сверстниками, ребенок имеет меньше возможностей социального сравнения - соотнесения себя со сверстниками, старшими и младшими детьми, что ведет к формированию неадекватно завышенной или заниженной самооценки, Впереди него находятся только недосягаемые взрослые, дотянуться до которых практически невозможно, вследствие чего ребенок может потерять веру в себя, в собственные силы, что становится основой формирования негативного самоотношения.
С другой стороны, не обоснованное восхищение взрослых способностями и умениями своего единственного ребенка, особенно в сочетании со стилем воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, наоборот, может привести к формированию неадекватно завышенной самооценки, которая впоследствии может стать основой формирования у единственных детей таких качеств как самонадеянность, самовлюбленность, эгоизм, снобизм и т.п. Помошь и внимание родителей воспринимается таким ребенком как нечто само собой разумеющееся, он начинает злоупотреблять их вниманием и заботой, Исследования показывают, что у единственных детей часто возникают внутриличностные конфликты, лежащие в основе истерических неврозов [26]. Кроме того, отсутствие опыта взаимодействия с братьями и сестрами, а также ограниченность контактов со сверстниками приводит к тому, что единственные дети не обладают развитыми коммуни-
кативными навыками, вследствие чего, как показывают данные многих авторов [53, 57], они менее популярны в среде сверстников. В этой связи можно привести слова известного американского психология С. Холла, который считал, что «... быть единственным ребенком - это уже болезнь».
Однако, помимо описанных негативных характеристик, воспитание по типу единственного ребенка имеет и немало положительных черт. Единственный ребенок испытывает на себе любовь и безусловное принятие со стороны родителей, что создает благоприятную ситуацию для его личностного развития Как правило, родители единственных детей уделяют больше внимания (и имеют больше возможностей) его развитию и обучению, начиная с самого младшего возраста Установлено, что единственные дети обладают значимо более высоким уровнем интеллекта, нежели дети, занимающие иные ролевые позиции. По всей видимости, благоприятная психологическая атмосфера и условия, создаваемые родителями