Правила оценки аудитории
1. Состав аудитории оценивается по следующим критериям: возраст, пол, национальность, классовая (сословная) принадлежность, уровень образования.
2. Цель прихода на выступление (мотив).
3. Подготовленность по вопросам предлагаемого выступления.
4. Отношение к теме выступления.
5. На какие инстинкты (мотивы) нужно воздействовать в ходе выступления.
6. В какой степени следует воздействовать на логику. На эмоции.
7. Что следует дать людям своим выступлением.
8. Каких результатов нужно добиться.
9. Какие термины можно использовать без объяснения и какие из них желательно прокомментировать.
10. Какие вопросы могут быть заданы во время выступления, после выступления.
Важной составляющей публичного выступления оратора являются коммуникационные эффекты – комплекс вербальных и невербальных (словесных и несловесных) действий или комплексов действий, которые предопределяют положительную самопрезентацию самого оратора и обеспечивают ему положительную оценку со стороны аудитории.
Ключевые коммуникационные эффекты
1. Эффект визуального имиджа – восприятие оратора по внешнему облику, составляющими которого являются: эстетика одежды, отработанная мимика, развитое чувство такта, обаяние, отточенные манеры общения, уверенное и доброжелательное поведение.
2. Эффект первых фраз: закрепляет и корректирует первоначальное впечатление от облика оратора. Для этого в первых фразах должна быть сконцентрирована интересная и оригинальная информация, приковывающая внимание слушателей.
3. Эффект аргументации: речь должна быть аргументированной, логичной, вызывающей со-переживание и со-размышление слушателей.
|
4. Эффект интонации и паузы: интонационное богатство речи дает значительное приращение получаемой слушателями информации (до 15%), а пауза дает возможность оттенять более значимые слова, выделять кульминационные моменты речи, отделять один логический "кусок" от другого.
5. Эффект художественной выразительности: грамотное построение предложений, умеренное использование художественных приемов, правильная расстановка логических и смысловых ударений.
6. Эффект релаксации: умение вовремя вставить остроумное замечание, краткое лирическое отступление без потери контроля над аудиторией.
7. Эффект порционного выброса информации: заранее продуманное распределение по всему "полю" речи новых мыслей и подкрепляющих их аргументов, а также периодического комментария вышесказанного.
В зависимости от типа и стиля речи возможно выборочное использование коммуникационных эффектов и даже их частей.
Причины скованности оратора. Способы их устранения
1. Слишком глубокое погружение в собственные переживания ® сконцентрировать свое внимание на содержании речи, которая обязательно должна иметь грамотно аргументированную, четкую позицию.
2. Недооценка собственных возможностей ® заставить себя поверить в высокое качество своего выступления (подготовленность и информативность).
3. Недостаток опыта ® последовательное накопление опыта путем развития своей речевой (коммуникативной) компетенции в целом.
4. Ошибочная оценка слушателей ® видеть в слушателях не озлобленных критиков, а доброжелательных и понимающих (в худшем случае – нейтральных) партнеров.
|
5. Воспоминания о провале ® смириться с мыслью, что даже опытнейший оратор не застрахован от полного или частичного провала и, разумеется, скрупулезно проанализировать свое неудачное выступление вплоть до мелочей.
Одной из серьезнейших причин скованности и последующей растерянности оратора может стать потеря логической и словесной "нити" выступления. В этом случае можно применять как психологические, так и риторические приемы, главное назначение которых – выиграть время и снова обрести уверенность.
Способы возвращения к "нити" выступления
1. Никогда не говорить в начале своего выступления о своей некомпетентности в каком либо из предлагаемых вниманию аудитории вопросов: это производит негативное впечатление.
2. Спокойно объявить небольшой (не более 4-х минут) перерыв.
3. Сделать краткие выводы по сказанному ранее. Например: " Подводя итоги сказанному, позвольте мне еще раз подчеркнуть…".
4. Повторить сказанное последнее предложение, чтобы выиграть время для раздумья. Например: " Хочу еще раз обратить ваше внимание, что…".
5. Обезоруживающе честно признаться: "Ну вот, потерял нить мысли (рассуждения)…". Только в предельно официальной обстановке это признание нежелательно.
6. Задать вопрос(ы) слушателям, чтобы выиграть время. Например: "Нет ли у вас вопросов по изложенному ранее материалу? ".
7. Сменить тему, аргументировав это впоследствии. Например: "Теперь позвольте перейти к следующей теме (вопросу)…".
8. Иметь наготове для подобного случая какую-либо веселую историю (шутку), тематически связанную с проблематикой выступления. Например: " Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод, главными участниками которого были…".
9. Не переоценивать степень подготовленность аудитории и не слишком серьезно воспринимать самого себя.