«Семья – любви и верности союз»
Акция проходит в рамках регионального проекта «Сохраним семью – сбережём Россию» в течение III квартала 2020 года, т.е. июль-август-сентябрь.
Можно использовать методические рекомендации Академии за 2019 год (см. Приложение), информационно-методические материалы нашей группы (https://vk.com/aro.proekt): (стендовый и раздаточный материал по родительскому образованию, аудиозаписи и видеоролики о семье и семейных ценностях), а также идеи из опыта работы межведомственных команд территорий Пермского края в группе проекта под хэштегом #акция_СемьяЛюбвиВерностиСоюз@aro.proekt по ссылке: https://vk.com/wall-155074174?q=%23%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7
При планировании мероприятий акции мы рекомендуем использовать технологии развития личности, т.е. сначала набросайте свои идеи. Просто верьте в себя, в свою команду и, самое главное, помните: ваши умные головушки полны креатива, и мы уже учимся у вас.
При проведении командой «мозгового штурма» опирайтесь на содержательные блоки родительского образования:
Ø Основы мужской и женской культуры.
Ø Основы семейного уклада.
Ø Основы семейного воспитания.
Ø Содержательный досуг, здоровый образ жизни.
Ø История семьи, история рода.
Ø Права и обязанности родителей и детей.
Ø Формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
А теперь познакомьтесь с нашими предложениями по акции – может быть, какими-то идеями дополните свой план.
· Торжественный приём у главы района:
- семьи, где родился первенец;
- семьи, где родился третий ребёнок, и родители получили статус многодетных;
- лучшие многодетные семьи;
- семьи, где дети-отличники – выпускники школ;
- пары-юбиляры (25 и 50 лет совместной жизни).
· Заложите новую традицию – новогодний бал молодожёнов, т.е. тех, кто зарегистрировал свой брак в течение текущего календарного года. А первые приглашения за подписью главы вручить 8 июля; последующие – на церемонии регистрации брака.
Оргкомитет по подготовке новогоднего бала молодожёнов создайте прямо сейчас. Тогда точно традиция родится и приживётся.
· Посмотрите, какие арт-объекты, связанные с семьёй, есть в вашем районе (см.Приложение). Может быть, у вас появится «Дерево семейного счастья»: новобрачные загадывают свои первые совместные желания и завязывают ленточку на одной из веточек. Дерево может быть той же березкой около ЗАГСа или в аллее, в парке вашего района или кованным узорчатым деревом. И, как исключение (а в последствие и традиция), только 8 июля – в День семьи, любви и верности – ленточку может повязать любая семья. Кстати, ленточка одна, поэтому члены семьи решают, кто в этом году завяжет её – отец семейства или дочка, которая только что закончила школу…
· Презентация семейных клубов. Можно задать конкретную тему, а можно обойтись и без неё.
· Конкурсы «Мужчина/женщина года», «Муж/жена года», «Сын/дочь года». Кстати, в последнем конкурсе участвуют не только школьники и студенты, но и солидные люди – мы все чьи-то дети.
Не забудьте про свекровь и тёщу. Опыт есть у Частинского района (см. в ленте проекта).
· Выставка-презентация портфолио семьи, родословного древа и родовых книг.
· Семейные велогонки. Важна не скорость, а просто прохождение дистанции всей семьёй. Другой вариант: у каждого члена семейной команды – своя дистанция.
· Фестиваль-хобби – «Бабушкино счастье». Дети и внуки оказывают помощь бабушке в презентации её хобби, а их может быть несколько.
· Флешмоб селфи «Сестра и брат – родные души».
· Парад колясок, соревнования ползунков – малышей, которые только пока научились ползать. Можно ещё сделать соревнования и для детей постарше «Мои первые шаги». Не забудьте про близнецов всех возрастов.
· Многонациональный хоровод семей. С использованием национальных костюмов для всей семьи. Национальные семьи объединяются в группы и готовят 1-2 песни на своём языке. Здесь же можно провести калейдоскоп семейных этнокультурных традиций. В завершение мероприятия все участники объединяются в общий хоровод. Песня для финального хоровода согласуется заранее, текст можно вывести на общегородской экран.
· Игровые программы, семейный квест «Ромашковая Русь» в очном и дистанционном форматах.
· Дефиле беременных женщин в сарафанах или нарядных платьях, фото на память. В последующем можно сделать фотовыставку с информационной составляющей: высказывания по выбору участниц дефиле о материнстве, о детях, о семье, о женском и родительском счастье, и т.д.
· Мероприятия по семейному укладу «Дом вести – не рукавом трясти» (см. в ленте опыт Кишертского района) и «Древнеславянский домострой в современной семье» (см. в ленте опыт Частинского района).
· Конкурс-защита семейных проектов «Дом родительского счастья» можно сделать среди молодых семей, многодетных или приемных.
· Доска почёта (она может быть реальной и виртуальной) «Район гордится вами», семейные портреты с информационной составляющей, а именно: девиз семьи или главное правило семейной жизни, либо рецепт семейного счастья…
· Очень важно в течение акции формировать у детей и у взрослых такие понятия, как «женственность», «мужественность». Делать это можно через уроки семейной любви, мастер-классы, буклеты, открытки, опросы населения…
· В ходе самого праздника, 8 июля, можно наработать содержание районной книги «Семья – любви и верности союз». Организовать несколько тематических площадок, где все желающие смогут поучаствовать в составлении и толковании главных составляющих семейного счастья (верность, любовь, терпение, трудолюбие и т.д.).
- Это могут быть письма к девочкам с пожеланием быть счастливой девушкой/женщиной. Пишут только мамы, или папы, бабушки, или все вместе – всем девочкам, а не только своей дочке/внучке. То же самое можно сделать и для мальчиков.
- А ещё – наказы молодой семье от юбиляров семейной жизни в письменной форме.
- Пожелания тещам и свекровям.
- Детям можно предложить (да и взрослым) закончить предложения: «Семья, о которой я мечтаю….», «Счастливая семья – это…».
И вообще, соберите все материалы по этой акции, проиллюстрируйте фотографиями, портретами лучших семей. Не получится издать книгу, сделайте её виртуальной. Но можно и помечтать: изданную типографскую книгу можно дарить молодожёнам на церемониях заключения брака или выпускникам школ.
· Час правовых знаний: индивидуальные консультации, лекции, может быть квест для отцов семейств по основам правовых знаний.
· В самих семьях тоже стоит подумать о праздничном семейном обеде или ужине в этот день. Порекомендовать семьям ввести традицию – День рождения семьи. Это может быть день свадьбы или день первого свидания будущих мужа и жены – как решат супруги.
Торжественный обед в честь самых старших членов семьи.
· Подумайте о подарках на конкурсах, на торжественном приёме у главы. Это могут быть дневники А.Ф.Романовой. И вы их можете приобрести в церковных лавочках, а можно заказать и книги «Академии родительского образования»: «Любовь в нашем доме», «Словарь семейного счастья» и вновь изданную книгу – «Мои родительские уроки или письма к любящим родителям».
· Подготовить с ребятами небольшие открытки в форме домика или сердца, написать на них цитаты, пословицы, поговорки и афоризмы о семье и семейных ценностях. А можно сделать памятку из истории праздника с напоминанием поздравить в этот день своих родных. Раздавать открытки и памятки можно прохожим на улице в день праздника или накануне.
· Выставка семейных реликвий и раритетов с историей предметов, которые передаются из поколения в поколение.
· Высадка в парке аллеи из семейных клумб.
· Конкурс на лучший дом, палисадник, цветник и двор в сельской территории.
· Акция «ГТО всей семьёй»
· Семейный экологический десант.
· Тематические площадки Совета отцов, Женсовета, клуба многодетных семей, ЗАГСа, библиотеки, поликлиники, комитета по делам молодежи, районного родительского комитета и др.
· Песенный марафон между семейными командами на тему праздника.
· Выставка-продажа работ прикладного творчества семей «Семейный Арбат».
· И т.д., и т.п.
Коллеги, независимо от выбора форм и количества мероприятий, необходимо учитывать три важных момента:
1. У любого мероприятия должно быть своё Положение, где конкретизирована цель, категория участников, сроки и другие условия проведения. Это поможет повысить эффективность организации и проведения мероприятия, а так же исключить случаи недопонимания как участников, так и внутри оргкомитета.
2. Стараться уходить от досугово-развлекательного формата мероприятий. Деятельность должна быть содержательной: социально-значимой или просветительской. Таким образом, вы решите задачи не только организации семейного досуга, но и более высокого порядка – родительского образования взрослых и детей, что послужит залогом детского и семейного благополучия в вашей территории.
3. Поскольку целевая аудитория всех мероприятий – это семьи, то постарайтесь предусмотреть форму обратной связи по итогам мероприятия: нравится ли такая форма проведения, стоит ли сделать дело традиционным? Это поможет проанализировать деятельность организаторов, и учесть полученные пожелания и замечания семей на будущее. Что, в свою очередь, повлияет на качество мероприятий, а также интерес и активность целевой аудитории. Форм рефлексии много: смайлики, цвета, нарисованная на ватмане кирпичная стена для отзывов и предложений, ромашка с отзывами, интервьюирование силами ребят, отзывы на стене виртуального сообщества и др.
Пусть у вас всё получится и состоится! Удачи вам, наши единомышленники!
С уважением, команда проекта «Сохраним семью – сбережём Россию».