Понятие и содержание инновационных процессов. Инновационные процессы в туризме.
Основные задачи государства в области развития туризма.
Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм. К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь птрб.я, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.
Факторы, определяющие инновационное развитие:
• - рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);
• - среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и эк. стабильность);
• - кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, гос.ые служащие);
• - ресурсы
Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста.
Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией)
Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, соцого, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом.
|
Виды инноваций:
1. По сфере приложения инновации
• научно-технические
• организационно-экон
• соцо-культурные
• гос.о-правовые.
2. По масштабам распространения:
• глобальные
• национальные
• региональные
• отраслевые
• локальные
3. По характеру:
• эволюционными
• радикальными.
По предмету приложения:
• инновации-продукты
• инновации-процессы
Инновация-продукт - новшество в виде принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое продвигается в форме товара на рынок. Зачастую внедрение нового продукта бывает связано с освоением или созданием новых рынков.
Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство продукта. Инновация-процесс может превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).
К инновациям, влияющим на процесс производства и д-сть компаний на рынке, относятся технологические, производственные, экон, торговые, соцые, правовые, управленческие и информационные.
К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие.
Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности рынка. Они связаны прежде всего с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенденциями, открывает новую общую концепцию дальнейших усовершенствований.
|
Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность.
Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную д-сть по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств. Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики.
Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационный процесс включает: нововведения; инновационную д-сть; гос.ую инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инновационные программы.
Инновационная сфера является частью системы эк. отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и гос.ых структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании матери-альных благ, но производящих особые птрб.ьные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.
Й. Шумпетер следующим образом определил функциональное назначение инновационной сферы:
• - коммерческий анализ потенциальных птрб.ей инноваций;
• - поиск перспективных идей, источников функционирования;
|
• - организация создания и внедрения новшества;
• - тиражирование;
• - поддержка и утилизация.
В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; венчурные и научно-технические организации; система образования.
В инновационной деятельности тур. бизнес опирается на фундамент накопленных знаний.
Мотивы и причины появления инноваций в тур.й деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт:
• - растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;
• - насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);
• - опасность потери квоты рынка во въездном Те;
• - обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;
• - необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);
• - гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных тур. услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;
• - технологическая революция и экспансия услуг в эк-ке;
• - переход от эк-ки предложения к эк-ке спроса.
Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в тур.й сфере развивается инновационная д-сть по трем направлениям:
• Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и тур.го бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной эк. и фин.ой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).
• Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых птрб.ей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.
• Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение птрб.ьских свойств тур.го продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.
Таким образом, инновационная д-сть в сфере Та направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.