Задачи учета заработной платы и вычетов из неё. Последовательность учета персонала в организации. Фонд заработной платы. Первичный документ при учете заработной платы рабочего-повременщика. Механизм расчета заработной платы рабочего – повременщика. Определение среднего заработка работника. Основные удержания и вычеты из заработной платы работника. Основные показатели расчетной ведомости. Первичные документы для начисления заработной платы.
В настоящее время основными задачами учета расчетов с персоналом по оплате труда являются:
• своевременное начисление зарплаты и прочих выплат работнику;
• соблюдение законности включения в себестоимость продукции (работ, услуг) сумм начисленной заработной платы и отчислений с нее;
• группировка показателей по труду и заработной плате для целей оперативного руководства.
Список таких выплат достаточно велик. Существуют выплаты, которые в полном объеме включаются в совокупный доход, а по другим законодательно предоставлены льготы (для целей налогообложения такие выплаты включаются в расчет в суммах, превышающих льготируемую величину).
К первой группе, в частности, относятся предоставленные организацией работникам материальные и соцые блага:
• оплата жилищно-коммунальных и бытовых услуг;
• индивидуальная подписка на периодические издания (газеты, журналы) и книги; абонентская плата за телефон;
• единовременные пособия в связи с уходом на пенсию;
• бесплатные или льготные талоны на питание, приобретение проездных билетов, персональных абонементов для посещения спортивных сооружений;
• внесение платы за родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях, а также платы за обучение в учебных заведениях;
|
• выдача работникам бесплатно или со скидкой туристических и экскурсионных путевок;
• отчисления в негос.ые пенсионные фонды и др. Ко второй группе относятся, в частности, суммы материальной помощи и стоимость вещевых подарков и призов, по которым предусмотрена льгота в размере 12-кратной величины месячной минимальной оплаты труда.
Последовательность учета персонала в организации. Учет личного состава и порядок ведения личных дел
Учет личного состава предприятия возложена на службу персонала (работников по кадрам). В соответствии с возложенными на отдел персонала функций он должен обеспечить систематическое получение такой информации:
• о численности работающих на предприятии, в отделах и других подразделениях;
• о составе работников по категориям, профессиям, квалификации, образованию, стажу работы, полу, возрасту, национальности и другим признакам;
• об изменениях численности и состава работников в целом по предприятию и его структурных подразделениях и причины изменений.
На основе этой информации делают соответствующие записи в учетных документах (личных карточках, трудовых книжках). Личная карточка - это утвержденная форма учетного документа, которую заполняет специалист службы персонала на основе опроса лица, принимаемого на работу (постоянную, временную или сезонную) и следующих документов: паспорта, трудовой книжки, диплома, удостоверения, прав на управление транспортными средствами и т.д.
Личная карточка по форме Т-2 ведется на всех работников, которые принимаются на постоянную или сезонную работу, кроме того на специалистов с высшим образованием заполняется учетная карточка по форме 206, а на специалистов со средним специальным образованием - по форме 210. На научных работников заполняется карточка по форме Т-4. Заполненная карточка подписывается лицом, которое принимается на работу, и заверяется руководителем службы персонала.
|
Личные карточки работников комплектуются по структурным подразделениям предприятия, по фамилиям в алфавитном порядке. Из личных карточек создается картотека личного состава всех работников предприятия.
Фонд заработной платы — в масштабе социалистического общества — часть национального дохода, распределяемая между рабочими и служащими в соответствии с количеством и качеством их труда и используемая на цели личного потребления. Фонд заработной платы — один из основных показателей плана по труду; предусматривается в перспективных и годовых планах экономического и соцого развития предприятий.
В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятиями:
• суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время;
• компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
• стимулирующие доплаты и надбавки;
• премии, единовременные поощрительные выплаты;
• оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.
При расчете заработной платы рабочего – повременщика тарифную ставку умножают на отработанные рабочим часы. Первичный документ – табель «учета использования рабочего времени».
|
При повременной форме оплата рассчитыватся на основе табеля учета рабочего времени. При оплате по должностному окладу работнику, проработавшему все дни по графику, начисляется установленный оклад за месяц. Если он в течении месяца отработал не все рабочие дни, оплата труда начисляется пропорционально количеству отработанных дней:
размер оплаты труда = оклад за месяц * количество проработанных дней/количество рабочих дней в месяце
Определение среднего заработка работника. Нужен этот заработок для расчёта следующих денежных выплат: Для отпускных; Для командировки; Для учебных отпусков; Для перевода работника на должность, которая оплачивается ниже той, которую он занимал. Средний заработок для расчёта используют, если состояние здоровья не позволяет работнику занимать прежнюю должность; Когда работник проходит обязательное для компании медицинское обследование; Если работник сдаёт кровь, и ему положены дни отдыха; По больничным листам — в связи с болезнью, материнством.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Расчёт удержаний из заработной платы. Начисленный заработок выдается на руки работникам не полностью, а за вычетом удержаний, установленных законом. Так удерживаются подоходный налог с физических лиц, авансы,выданные работникам, суммы по исполнительным документам в пользу различных организаций и лиц, вычеты за допущенный работником брак, а таке в возмещение материального ущерба.
Подоходный налог. По действующему закону объектом обложения подоходным налогом является совокупный доход, полученный работником в календарном году. Учитываются доходы, полученные в денежной и натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по рыночным ценам. В совокупный доход не включается пособие по соцому страхованию. Совокупный налогооблагаемый доход исчисляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Из него исключается сумма необлагаемого минимума за тот же период времени. Такое исключение делается, если работник принадлежит одной из следующих категорий: Герои РФ, участники и инвалиды ВОВ; родители и супруги военнослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей; родители, имеющие детей до восемнадцати лет, студентов, учащихся на дневной форме обучения. Также существует стандартный вычет (400 рублей), который учитывается до достижения совокупным доходом суммы в 20000 рублей. Ставка подоходного налога составляет 13%. За просрочку уплаты налога в бюджет полагается платить пени (1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Все организации обязаны предоставлять в нлг.ые органы сведения о доходах граждан.
Авансы выдаются рабочим обычно за первую половину месяца в счёт заработной платы. Могут быть и другие виды авансов (на командировочные расходы). Авансы, не возвращенные рабочим, удерживаются из заработной платы за месяц.
Удержания в пользу различных организаций и лиц производятся по действующему законодательству и по соглашениям с работниками (профсоюзы, по соглашению - оплата кварт. платы, коммунальных услуг).
Удержания по исполнительным документам судов (алименты на несовершеннолетних детей, за мат. ущерб, причиненный предприятиям и лицам) производится в установленном законодательством порядке. Например, алименты на несовершеннолетних детей удерживаются: на одного ребенка в размере 1/4, на двух-1/3, на трех и более детей-1/2 заработка ответчика. Удержания производятся со всех выплат, включая пособия по соцому страхованию, пенсии,стипендии, получаемые ответчиком.
Основные показатели расчетной ведомости
-В первой графе расчетной ведомости указывается порядковый номер записи в ведомости.
-Графы со 2 по 5 расчетной ведомости
Для заполнения граф 2-5 расчетной ведомости используются сведения о работнике из справочника «Сотрудники». В графах последовательно указывается:
• табельный номер работника;
• фамилия и инициалы работника;
• профессия или должность;
• размер тарифной ставки, оклада, если для работника установлена оплата исходя из должностного оклада, тарифной ставки.
-Графы с 6 по 7 «Отработано дней (часов)» заполняются на основании табеля учета рабочего времени. При этом в графе 6 указывается общее количество фактически проработанных в расчетном периоде дней, а в графе 7 – проработанных в выходные и праздничные дни.
-Графы с 8 по 12 «Начислено за текущий месяц»
В графах 8-12 указываются начисления за текущий месяц по видам оплат:
«повременно», «сдельно», «прочее», «стоимость распределенных соцых и материальных благ», а в графе 12 – общая сумма начислений.
Во второй части расчетной ведомости ведется расчет удержаний из начисленных сумм.
-Графа 13 «Налог на доходы» В этой графе показывается сумма налога, подлежащего удержанию с работника в текущем месяце. Эта сумма равна разнице между суммой налога, исчисленной с начала календарного года по текущий месяц включительно, и суммой налога, исчисленной с начала календарного года по расчету за предыдущий месяц.
-Графа 14 «Прочие удержания» Здесь указываются суммы прочих удержаний из заработной платы работника: в счет погашения ссуды, алиментов на содержание несовершеннолетних детей и почтовых расходов на их перевод, профсоюзных членских взносов, удержаний по иным исполнительным документам. Здесь же показываются суммы, перечисляемые организацией из заработной платы работника по его заявлению (на благотворительные цели, заработная плата, переводимая в учреждение банка и т.д.).
-Графа 15 «Всего» В данной графе указывается сумма значений граф 13 и 14.
-Графы с 16 по 17 показывается соответственно долг за организацией или задолженность работника по результатам расчета за предыдущие периоды.
-Графа 18 «Сумма к выплате». Если разница между начисленной суммой (графа 12) и суммой, которая подлежит удержанию и зачету (графа 15), скорректированная на суммы, указанные в графах 16 или 17 положительная, то она показывается в графе 18 «Сумма к выплате».
Первичные документы, используемые для расчета заработной платы. К ним относятся: табель учета использования рабочего времени - для расчета повременной заработной платы и всех прочих оплат, в основу которых положено время (простой, доплаты за ночное и сверхурочное время, временная нетрудоспособность и т.п.); накопительные карточки заработной платы - для рабочих-сдельщиков; расчеты бухгалтерии по всем видам дополнительной заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности; расчетные ведомости за прошлый месяц - для расчета сумм удержаний нлг.; решения судебных органов на удержания по исполнительным листам; платежные ведомости на ранее выданный аванс за первую половину месяца; расходные кассовые ордера на выдачу внеплановых авансов и т.д.
Эк. природа нлг..
Налог. Сбор. Принципы налогообложения. Функции нлг.. Объекты налогообложения. Нлг.ые льготы. Способы уплаты нлг.. Методы налогообложения.
Налог- обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управление денежных средств в целях фин.ого обеспечения деятельности гос.ых и или муниципальных образований.
Свойства: обязательность и без эквивалентность.
Сбор – обязательный взнос, взымаемый с организации и физических лиц уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос.ым органам, органам местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Свойства: обязательность и эквивалентность возврата.
Налогообложение – совокупность законов, правил и практических приемов относящихся к сбору нлг..
Основные принципы налогообложения по Адаму Смиту: 1) всеобщность 2) справедливость 3) удобность 4) достаточность 5) выбор надлежащего источника налога 6) однократность 7) подвижность
Функции нлг.: 1) Фискальная (формирование фин.ых ресурсов государства) 2) Регулирующая 3) Распределительная 4) Контрольная функция
Элементы налога: 1) налогоплательщик 2) объект налогообложения 3) нлг.ая база 4) единица обложения 5) налог льготы 6) налог ставка 7) порядок исчисления 8) налог оклад 9) источник налога 10) налог период 11) порядок и способы уплаты 12) срок уплаты нлг..
1) Налогоплательщик – организации и физические лица, которые в соответствии с нлг.ым кодексом обязаны выплачивать налоги и сборы.
Носитель налога – лицо, которое в конечном итоге принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершению процессов переложения нлг..
Физ. лицо-граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. 2 группы: - физические лица, являющиеся нлг.ыми резидентами; - физические лица не являющиеся нлг.ыми резидентами.
Резиденты – физические лица не менее 183 дней в году. Которые менее, то не резидент.
2)Объект налогообложения: - операции по реализации товаров, работ, услуг; - имущество; - прибыль; - доход; - стоимость по реализации товаров, работ, услуг; - иной объект имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики с количеством, которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборов связывает возникновение обязанности об уплате нлг..
3)Нлг.ая база – количественная оценка объекта налогообложения (в шт. или стоимостной показатель) необходимо выбрать единицу обложения.
4)Единица обложения единица измерения налога (рубли или в натуральных ед.)
5)Нлг.ые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов включая возможность не уплачивать налог или сбор, или уплачивать их в меньшем размере.
Виды: - изъятие (направленные на выведение из налогообложения отдельных предметов или объектов налогообложения); – скидки (сокращение нлг.ой базы); – сокращение налог оклада (нлг.ые каникулы); – отсрочка; - рассрочка; – возврат; – инвестиционный нлг.ый кредит (изменение срока уплаты налога, при котором организация в течении определенного срока уменьшает свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов)
6)Нлг.ая ставка – величина нлг.ых отчислений на единицу измерения нлг.ой базы. (в зависимости от способа определения суммы налога выделяют: (виды ставок): - равные ставки; - твердые; - процентные)
8) Нлг.ый оклад – нлг.ая база, умноженная на нлг.ую ставку.
9) Источник налога - доход из которого субъект уплачивает налог.
10) Нлг.ый период – срок в течении которого формируется нлг.ая база и окончательно определяется размер нлг.ого обязательства.
Отчетный период- промежуток времени, определяемый нормативными документами бухгалтерского учета, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности.
12) Срок уплаты – период времени, когда налог вносится в бюджет.
Способы уплаты нлг.: 1) по декларации (заявление) 2) у источника дохода 3) кадастровый 4) уплата налога в момент расход дохода 5) в процессе потребления или использования имущества.
Налог считается уплаченным в 4 случаях: 1) с момента предъявления в банк поручения на уплату налога 2) с момента внесения наличной суммы 3) После вынесения судом или нлг.ым органом. 4) с момента удержания налога нлг.ым агентом.
Принципы налогообложения: 1) эк. (фундаментальный Адам Смит) 2) юридические (общие и спец принципы нлг.ого права) 3) организационные (положение в соответствии с которым осуществляется построение развитие и управление нлг.ой системы)
Методы налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста нлг.ой базы.
Методы: 1) равное налогообложение 2) прогрессивное 3) регрессивное (уменьшенная ставка) 4) пропорциональное
Нлг.ая система РФ.
Экон и политико-правовые характеристики. Уровни нлг.ой системы. Классификация нлг.. Нлг.ая политика. Нлг.ый кодекс.
нлг.ую систему характеризуют, во-первых, экон показатели и, во-вторых, факторы политико-правового характера.
1. Экон характеристики нлг.ой системы – это нлг.ый гнет, соотношение прямых и косвенных нлг., а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, нлг.ые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
Развитие эк-ки во многом определяется достигнутым уровнем нлг.ых поступлений и той предельной нлг.ой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей эк. политики государства и нлг.ого законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.
В широком смысле нлг.ое бремя (нлг.ая нагрузка) – это общая сумма уплачиваемых нлг., в узком смысле – уровень эк. ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату нлг. и отвлечением их от других возможных направлений использования.
Нлг.ый гнет (нлг.ое бремя) – отношение общей суммы нлг.ых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На гос.ом уровне сумма нлг. обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП); На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которое показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет.
Нлг.ая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю нлг. в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.).
2. Политико-правовые характеристики нлг.ой системы. Эти характеристики отражают, во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, соцых ролей между цнтр.ой администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль нлг. среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля цнтр.ой администрацией за органами местной власти.
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:
• разные налоги – эта форма подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении нлг.. Пример: центр устанавливает полный перечень нлг. и вводит федеральные налоги, а органы на местах – местные налоги;
• разные ставки – означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает цнтр.ый орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет;
• разные доходы – для этой формы характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.
Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже – двух форм.
Нлг.ая система РФ — совокупность нлг. и сборов, установленных государством. В Российской Федерации нлг.ая система устанавливается Нлг.ым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В нлг.ую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и сборы (в т. ч. гос.ые пошлины), но отсутствуют таможенные пошлины, которые относятся к таможенному регулированию.
В Нлг.ом кодексе РФ устанавливается трехуровневая нлг.ая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные нлг.ые режимы.
Федеральные налоги:
• — налог на добавленную стоимость;
• — налог на доходы физических лиц;
• — налог на прибыль организаций;
• — сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
• — водный налог;
• — налог на добычу полезных ископаемых;
• — акцизы и гос.ые пошлины.
Региональные налоги:
• — транспортный налог;
• — налог на игорный бизнес;
• — налог на имущество организаций.
Местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом: прямые; косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
• налог на доходы физических лиц;
• налог на прибыль организаций;
• налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются птрб.ями. Эти налоги предназначены для перенесения реального нлг.ого бремени на конечного птрб.я. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает птрб.ь. К косвенным налогам относятся: НДС; акцизы; таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к фин.о-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под нлг.ое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость нлг.ых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком нлг. от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение нлг. в зависимости от их использования: общие; специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой нлг.ой системе нлг.. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных нлг. могут служить: транспортный налог; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают: твердыми; процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от фин.о-эк. целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
• включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
• относимые на издержки обращения и затраты производства;
• относимые на фин.ые результаты;
• уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:закрепленные; регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория нлг. — так называемые специальные нлг.ые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Специальные нлг.ые режимы в соответствии с НК РФ:
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
• упрощенная система налогообложения;
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих нлг. состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства нлг., предусмотренных НК РФ.
Классификация нлг. в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
• Налог на прибыль;
• Налог на имущество организаций.
Налоги, уплачиваемые физическими лицами
• Налог на доходы физических лиц;
• Налог на имущество физических лиц.
Смешанные налоги
• Налог на добавленную стоимость;
• Транспортный налог;
• Налог на игорный бизнес.
НЛГ.АЯ ПОЛИТИКА - составная часть фин.ой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-эк. мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами гос.ой власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере нлг.ых отношений с организациями и физическими лицами. Цели нлг.ой политики:
1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов гос.ой власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию эк-ки, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечивать соцую справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Нлг.ая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам(налоги)
Приоритетом Правительства Российской Федерации в области нлг.ой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности нлг.ой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения нлг.ой нагрузки на несырьевой сектор эк-ки в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году.
Кроме того, нлг.ая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями м/н структурирования бизнеса, направленного на размывание нлг.ой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
28.Стратегический менеджмент как этап развития корпоративного планирования.
Основные этапы развития корпоративного планирования. Стратегическое управление по И. Ансоффу. Отличие стратегического управления от стратегического планирования. Процесс управления при стратегическом менеджменте. Причины упреждающих воздействий в стратегическом управлении. Сущность стратегического менеджмента. Стратегические решения. Случаи ограничения интуитивной стратегии. События, стимулирующие стратегические изменения. Основные образы действий руководителей высшего звена. Что есть «парадокс стратегического управления».
Этапы развития корпоративного планирования
Появление приемов стратегического менеджмента и их внедрение в практику работы фирм легче вс??? понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.
1. Бюджетирование
. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование, связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм фин.ой отчетности и т. д., ограничивалось лишь составлением ежегодных фин.ых смет? бюдже??? по статьям расходов на разные цели. Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (НИОКР, маркетингу, капитальному строительству, производству). Во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т. Д. Аналогичные бюджеты и в современной эк-ке служат основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов и контроля текущей деятельности. Особенностью бюджетно-фин.ых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т. е. организация в данной ситуации рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-фин.ых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат. Выбор таких приорите???, естественно, создает угрозу долгосрочному развитию организации.
2. Долгосрочное планирование
. В 1950-х? начале 1960-х годов характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста???арных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования. Стержневая идея метода? составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции???жившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель? прогноз сбыта?базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Наконец, все планы агрегировались в единый фин.ый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении фин.ых проблем, лимитирующих рост фирмы. Иначе говоря, достаточно ли внутренних ресурсов фирмы или необходимо прибегать к заемным средствам?
Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной эк-ке, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени.
3. Стратегическое планирование
В конце 1960-х годов эк. обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась
В ходе нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на базе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с к????ы? и не сходились реальные итоги. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако часто предприятие не выходило на запланированные результаты функционирования. На основании выше сказанного приходим к выводу, что оказалось,- что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции. Кристаллизация принципиальных элемен??? концепции стратегического планирования во многом связана с поиском путей преодоления ограничений системы долгосрочного планирования, четко проявившихся в неопределенности параметров общего экономического развития
В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. Собственно в различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. На основании выше сказанного приходим к выводу, что можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурен???.
4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
И. Ансофф (AnsofT) рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. На основании выше сказанного приходим к выводу, что стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а кроме того оценку и контроль. Причем осуществление стратегии? это ключевая часть стратегического управления, учитывая, что при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
На наш взгляд, отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования помимо того, что они связаны с процессом реализации стратегии, определяются еще несколькими важными факторами:
• информационное наполнение? в стратегическом менеджменте увеличивается мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Это ведет к развитию более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;