Группы методов эк. Анализа. Способы обработки эк. Информации. Модели детерминированного факторного анализа. Информационное и методическое обеспечение эк. Анализа на предприятии. Этапы выполнения комплексного эк. Анализа.
Эк.анализ- научный способ познания сущности эк.явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение во всем многообразии связей и зависимостей.
Метод – это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Группы методов эк.анализа:
1) Научный подход позволяет выделить:
• Общеэкон (сравнение, графический, балансовой увязки, логарифмический);
• Статистические- традиционные (средних и относительных величин, обработки рядов динамики, индексный) и матем.-статистические (корреляционный, дисперсионный анализ);
• Математические (матричные, теория массового обслуживания, эк. кибернетика, оптимальное программирование, теория игр).
2) По характеру взаимосвязи различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
• Функционально-детерминированная связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.
• Стохастическая (вероятностная) связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака.
Соответственно типу связи аналитические приемы делятся на:
• Методы детерминированного факторного анализа (цепные подстановки, способ относительных и абсолютных разниц, простое прибавление неразложимого остатка, взвешенных конечных разностей, логарифмический, интегральный, индексный, способ долевого участия);
|
• Методы стохастического факторного анализа (корреляционный, дисперсионный, многомерный, кластерный).
3) по сложности применяемого инструментария: элементы элементарной/ высшей математики.
4)по оптимизации: оптимизационные и не оптимизирующие
Способы обработки эк. информации:
1. Способ сравнения.
• сравнение фактических отчетных данных с плановыми.
• сравнение показателей в динамике с целью выявления тенденций, закономерностей в развитии экономического явления;
• сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли.
• сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;
• сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;
• горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный виды сравнительного анализа. Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого, среднего и т.д.); вертикальный - для изучения структуры эк. явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом, соотношения удельных весов, этот вид широко применяется в фин.ом анализе; трендовый анализ - при изучении относительных темпов роста и прироста 10 показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
|
2. Группировка. Результат- построение группировочных таблиц, которые строятся как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные).
3. Балансовый способ используется при изучении показате- лей, находящихся в балансовой зависимости (при анализе бух.баланса)
4. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации изменений в динамике, структурных сдвигов или других видов сравнения
Детерминированный факторный анализ - методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного от деления или алгебраической суммы показателей, являющихся факторами детерминированной модели.
Этапы проведения ДФА:
• построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;
• выбор приема анализа и подготовка условий для его выполнения;
• реализация счетных процедур;
• формулирование выводов.
Детерминированные модели:
• аддитивные(сумма);
• мультипликативные(произведение);
• кратные(деление);
• смешанные(комбинация 1,2,3)
Результативность экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для экономического анализа делятся на нормативно-плановые(сметы, ценники, проектные задания, др), учетные(док-ты бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности) и внеучетные(документы, регулирующие хозяйственную д-сть, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия): официальные документы, хозяйственно-правовые документы, научно-техническая информация, техническая и технологическая документация, решения общих собраний, материалы изучения передового опыта, устная информация, полученная с деловых встреч.
|
Не менее важное значение в организации анализа имеет его методическое обеспечение. От того, какие методики анализа используются, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специалиста, который руководит аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику экономического анализа на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и внедрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико- математических методов.
Этапы выполнения комплексного АХД:
2. уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
3. разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
4. собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).
5. проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.
6. выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.
7. выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.
8. оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
М/н тур. организации.
Широкое развитие тур. связей обусловило объективную необходимость создания специализированных м/н организаций. Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций[1]:
Во-первых, бурный рост Та, сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое Том на м/н отношения.
Во-вторых, развитие м/н Та государства находится на разных уровнях, а поэтому имеющиеся там национальные органы по Ту обладают весьма неодинаковым объемом прав и полномочий. Так, в одних странах – это министерства и ведомства, то есть, гос.ые органы, в других странах – неправительственные некоммерческие организации. Наконец, в государствах мира нет единых однородных национальных органов, ведающих вопросами Та.
В настоящее время одной из, пожалуй, самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере Та является д-сть м/н тур. организаций.
В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида:- всемирные организации;- региональные организации.
К всемирным организациям относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).
Вопросы международно-правового механизма координации деятельности государств в области Та, его организационной структуры находят постоянное отражение в документах сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Важным аспектом поддержания мира является постоянное, детальное развитие норм и принципов современного м/н права в соответствии с меняющимися условиями м/н отношений.
Большую роль в правовом регулировании м/н Та играет Эк. и Соцый Совет ООН (ЭКОСОС), который явился инициатором созыва в рамках ООН специализированных м/н дипломатических конференций по вопросам развития Та. Именно по инициативе ЭКОСОС созваны Конференция ООН по таможенным формальностям (1954г.), Конференция ООН по Ту и путешествиям в Риме (1963 г.).
Правовым регулированием мирового Та, а также изучением национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и вспомогательные, в первую очередь экон комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального Та.
Флагманом м/н Та - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО).
Всемирная туристская организация
В 1925 г. в Гааге на Первом м/н конгрессе официальных ассоциаций, занимающихся перевозкой туристов, был основан Международный союз официальных тур. организаций. Устав Всемир-ной тур.й организации был принят в Мехико 27 сентября 1970 г.
Основной целью Организации является содействие развитию туризма для внесения вклада в эк. развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.
Члены Организации разделяются на следующие категории:
• действительные члены. Ими могут быть все суверенные государства;
• ассоциированные члены. Статус ассоциированного члена предоставляется всем территориям или группам территорий, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений;
• присоединившиеся члены. Статус присоединившегося члена предоставляется международным, межправительственным и неправительственным организациям, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых связана с целями, преследуемыми Организацией или входящими в ее компетенцию. Коммерческие организации или ассоциации могут стать присоединившимися членами при условии, что заявление о приеме их в члены представлены Генеральному секретарю в письменном виде и одобрены государствами, на территории которых расположена штаб-квартира кандидата. Эти кандидатуры должны быть одобрены Ассамблеей большинством в две трети голосов действительных членов, присутствующих и голосующих, при условии, что это большинство является большинством всех действительных членов Организации
Органами Организации являются: Генеральная ассамблея (Ассамблея); Исполнительный совет (Совет); Секретариат.
Генеральная ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих действительных членов. Ассамблея созывается на очередные сессии каждые два года, а на чрезвычайные сессии — когда этого требуют обстоятельства.
Ассамблея может рассматривать любой вопрос и разрабатывать рекомендации по любому вопросу в пределах компетенции Организации. Функции Ассамблеи состоят в следующем: избирать своего президента и вице-президентов; избирать членов Совета; назначать Генерального секретаря по рекомендации Совета; утверждать Фин.ый регламент Организации; определять общее направление по управлению Организацией; утверждать положение о персонале, применяемое для сотрудников Секретариата; избирать ревизоров по рекомендации Совета; утверждать общую программу работы Организации; руководить фин.ой политикой Организации, изучать и утверждать ее бюджет; утверждать или наделять полномочиями утверждать соглашения, заключенные с правительствами и международными организациями; утверждать или наделять полномочиями утверждать соглашения, заключенные с частными организациями или частными лицами; подготавливать и рекомендовать заключение м/н соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации; принимать решения по заявлениям о приеме в члены Организации. Ассамблея принимает собственные правила процедуры.
Совет состоит из действительных членов, избранных Ассамблеей по принципу один на каждые пять действительных членов в соответствии с Правилами процедуры, разработанными Ассамблеей. Один ассоциированный член, выбранный ассоциированными членами Организации, и представитель Комитета присоединившихся членов могут участвовать в работе Совета без права голоса. Совет собирается по крайней мере два раза в год. Срок полномочий членов Совета — четыре года. Каждые два года переизбирается половина членов Совета.
Функции Совета: принятие мер, необходимых для обеспечения осуществления всех решений и рекомендаций Ассамблеи; представление Ассамблее отчетов и рекомендаций по административным счетам и проектам бюджета Организации; выполнение других функций, по-рученных ему Ассамблеей. Совет принимает собственные Правила процедуры.
Секретариат состоит из Генерального секретаря и штата сотрудников, необходимого для работы Организации.
Генеральный секретарь назначается Ассамблеей (по предложению Совета) большинством в 2/з голосов присутствующих и голосующих действительных членов сроком на четыре года. Назначение Генерального секретаря может быть продлено на новый срок.
Генеральный секретарь ответствен перед Ассамблеей и Советом и выполняет их указания. Он представляет Совету отчеты о деятельности Организации, административные счета, проект общей программы работы Организации и бюджетные наметки. Генеральный секретарь обеспечивает юридическое представительство Организации. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем согласно правилам, устанавливаемым Ассамблеей.
Всемирная федерация ассоциаций тур. агентств
Всемирная федерация ассоциаций тур. агентств (ФУААВ) была создана в 1966 г. в Риме. ФУААВ образовалась путем слияния двух м/н организаций: Международной ассоциации тур. агентств и Всемирной организации ассоциаций тур. агентств. Устав ФУААВ был принят в 1967 г., но неоднократно менялся. ФУААВ является международной неправительственной организацией. Она создана в целях объединения и всемерного укрепления национальных ассоциаций и других объединений и союзов тур. бюро и агентств путем оказания им профессиональной и технической помощи; отражения интересов всех категорий профессии тур.го агента на м/н уровне; максимальной поддержки престижа этой профессии.
Руководящими органами ФУААВ являются Генеральная ассамблея, Совет директоров, Исполнительный совет.
Генеральная ассамблея — собрание всех действительных членов ФУААВ — проводится ежегодно. Для кворума достаточно присутствия делегатов от 20 членов. Каждая делегация имеет только один голос. Генеральная ассамблея заслушивает и выносит решение по отчетному докладу генерального секретаря, фин.ому отчету вице-президента-казначея, определяет генеральную политику ФУААВ и утверждает рабочую программу на год, принимает решение по исключению из федерации или временному лишению членства, выносит порицание или предупреждение по рекомендации Совета директоров, принимает дополнения к уставу, избирает члена Совета директоров, присуждает почетные титулы членам федерации. Участие в работе Генеральной ас-самблеи допускается только после уплаты членского взноса.
Совет директоров состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной ассамблеей от районов ФУААВ сроком на два года (8 членов избираются в четные годы и 10 — в нечетные). Действительные члены ФУААВ распределены по 10 географическим районам для обеспечения равномерного представительства. Директора избираются тайным голосованием, причем каждая делегация получает только один бюллетень для голосования. Все директора пользуются одинаковыми правами. Директор может переизбираться не более трех раз.
Совет директоров руководит д-стью ФУААВ, он правомочен принимать любые решения, кроме тех, которые принимают только на Генеральной ассамблее. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год.
Исполнительный комитет, состоящий из президента, двух вице-президентов и двух членов, избирается сроком на.1 год из числа директоров на первом заседании Совета директоров в последний день работы Генеральной ассамблеи. Президент может занимать свой пост не более двух лет, причем новый президент не может быть представителем той же национальной ассоциации.
Исполнительный комитет осуществляет наблюдение за повседневной д-стью ФУААВ, выполняет поручения Совета директоров, принимает решения по срочным вопросам. Заседания Исполнительного комитета созываются по усмотрению президента или в течение 15 дней после получения им просьбы в письменном виде, подписанной тремя и более членами.
Исполнительным органом ФУААВ является Секретариат, которым руководит Генеральный секретарь. Он отчитывается перед Советом директоров, несет ответственность за распоряжение фондами ФУААВ.
Кроме того, в рамках ФУААВ действуют консультативные органы: Всемирный конгресс тур. агентов, комиссии и рабочие группы.
Штаб-квартира ФУААВ расположена в Брюсселе.
Ассоциации воздушных перевозчиков
М/н ассоциация воздушных перевозчиков
М/н ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) основана в 1971 г. и зарегистрирована в 1983 г.
Целями ИАКА являются: содействие в повышении авторитета и эффективности м/н авиачартерных перевозок; расширение базовой основы воздушных транспортных тур. перевозок за счет подключения чартерного обслуживания и операций; развитие сотрудничества и связей между международными чартерными авиакомпаниями; улучшение качества чартерного авиаобслуживания; отстаивание интересов своих членов перед соответствующими правительствами и международными организациями по вопросам развития авиачартерных перевозок.
Высший руководящий орган ИАКА — Ассамблея, которая созывается ежегодно; высший исполнительный орган — Исполнительный комитет. Практическую д-сть осуществляет Секретариат.
Финансирование ИАКА осуществляется за счет членских взносов.
Д-сть ИАКА сосредоточена на научно-исследовательской работе в целях улучшения качества чартерных перевозок.
Штаб-квартира ИАКА расположена в Брюсселе.
Ассоциация африканских авиакомпаний
Ассоциация африканских авиакомпаний (African airlines association — AFRAA) была основана в 1968 г. для следующих целей: содействие развитию безопасных, регулярных и экономически эффективных авиа-транспортных меж- и внутрирегиональных, а также м/н авиасообщений стран Африканского региона; изучение связанных с этим проблем; развитие межафриканских деловых связей и Та и т.д.
Руководящим органом AFRAA является ежегодная Генеральная ассамблея, которая избирает Исполнительный комитет. Кроме того, в структуре AFRAA действует ряд постоянных комитетов: технический, эк., юридический, исследовательский.
Финансирование Ассоциации осуществляется за счет членских взносов.
Большое внимание AFRAA уделяет стандартизации методов обучения и профессиональной подготовки, а также сотрудничеству по совершенствованию форм и методов обслуживания авиационной техники.
Членами AFRAA являются более 30 африканских авиакомпаний. Штаб-квартира расположена в Найроби.
М/н гостиничная ассоциация
М/н гостиничная ассоциация (МГА) основана в Лондоне в 1946 г. путем объединения функций Международной ассоциации гостиничных работников и М/н гостиничного союза. Принципы деятельности и Устав МГА вступили в силу в 1978 г.
Целями МГА являются: развитие сотрудничества между национальными гостиничными ассоциациями всех стран мира; защита личных и профессиональных интересов своих членов; изучение вопросов И проблем мировой гостиничной индустрии; издание и обмен инфор-мационными и справочными материалами и др.
Генеральный конгресс МГА созывается раз в два года. Совет МГА состоит из 180 членов и проводит заседания два раза в год. Исполнительный комитет состоит из 30 членов и собирается три раза в год. Повседневная работа МГА проводится в рамках секретариата, которым руководит Генеральный секретарь.
Финансирование МГА осуществляется за счет членских взносов.
Д-сть МГА направлена на изучение проблем, связанных с юридическими аспектами и законодательством, технологическим развитием, маркетингом, профессиональной подготовкой кадров в гостиничной индустрии.
Штаб-квартира МГА находится в Париже.
Региональные организации по Ту
А. Тур. комитет при Организации экономического сотрудничества и развития
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована в 1960 г. для реализации целей, направленных на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и роста, а также занятости населения, поднятия уровня жизни стран — членов ОЭСР путем контроля над фин.ой стабильностью и как следствие всей этой деятельности — вклад в развитие мировой экономики; благоприятное влияние на целостность экономического развития как в странах — членах ОЭСР, так и в странах, не состоящих в этой организации, а также на сам процесс экономического развития; развитие мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
Тур. комитет при ОЭСР содействует развитию Та в странах — членах организации путем изучения проблем Та. Туристский комитет активно способствует соблюдению стандартных определений и методов дня составления статистики и ежегодных отче-тов «Туристская политика и м/н Т в странах — членах ОЭСР».
Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association — PATA)
Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Ассоциация) была основана в 1951 г. для развития, продвижения и содействия азиатско-тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет 34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для достижения единой цели: добиться успехов в развитии Та и путешествий в этом регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение Та посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РАТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных м/н организаций.
Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем, участвуют в работе над будущим Та в Азиатском и Тихоокеанском регионах. Членов в Ассоциации около 2000. Со дня основания Ассоциация стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов деятельности, связанных с Том. Д-сть РАТА и ее долгосрочные планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.
Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское отделение публикует множество отчетов, материалов исследований и периодических изданий.
Основное издание — «Тихоокеанские тур. новости».
Маркетинговые усилия РАТА направлены на индивидуальных туристов, путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений.
Исследовательская работа РАТА находит отражение на ежегодных конференциях по исследованиям Та, а также в публикациях ежегодных статистических отчетов по Тихоокеанскому региону.
Секретариат РАТА расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные офисы для обслуживания Азиатского региона — в Сингапуре; Тихоокеанского региона — в Сиднее; Американско-Европейской части — в Сан-Франциско.
Карибская ассоциация по Ту (Caribbean tourism association — СТА)
Ассоциация была образована в 1951 г. на острове Кюрасао. В 1959 г. в рамках Ассоциации была создана Карибская гостиничная ассоциация.
В рамках СТА ежегодно проводятся Карибские конференции по Ту, а также переодические совместные встречи с Карибской гостиничной ассоциацией.
Членами СТА являются представители национальных тур. организаций, а также гостиничных и транспортных компаний, ресторанов, тур. агентств, СМИ 24 стран и территорий Латиноамериканского региона.
Совет по Ту стран СНГ
Совет по Ту государств — участников СНГ образован в 1994 г. на основании Соглашения о сотрудничестве в области Та.
Основная задача Совета — содействие развитию сотрудничества в области Та по линии гос.ых органов, национальных и региональных тур. ассоциаций, обществ, фирм, предприятий и м/н тур. организаций.
Совет формируется из равного числа представителей государственных органов управления Том государств — участников Соглашения о сотрудничестве в области Та 1993 г. В состав Совета входит по должности Президент Ассоциации тур. организаций «ЕвроАзия», объединяющей большинство национальных и региональных тур. организаций государств — участников Соглашения.
В работе Совета могут участвовать представители и других туристских объединений в качестве наблюдателей. Решение об их участии принимается Советом.
Председатель Совета и его заместитель избираются членами Совета из числа представителей гос.ых органов управления туризмом с условием ротации через один год.
Совет рассматривает вопросы, связанные с реализацией Соглашения 1993 г., и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы Содружества.
Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год и признаются правомочными, если в них участвуют не менее 2/з членов Совета.
Решения Совета принимаются 2/з голосов присутствующих членов Совета. Решения Совета носят рекомендательный характер.