(Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года; М/н пакт об эк., соцых и культурных правах от 16 декабря 1966 года; Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года;?Конвенция о таможенных льготах для Та от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к Ту осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.)); Манильская декларация по мировому Ту (1980г.), Хартия Та, Кодекс туриста (1985г.), Гаагская декларация по Ту (1989г.)
Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («М/н пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью М/н билля о правах человека, наравне с Международным пактом об эк., соцых и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
• Создан: 1948
• Ратифицирован: 10 декабря 1948
• Язык оригинала: английский
• Место хранения:Дворец Шайо, Париж
• Автор: Джон Хамфри, Рене Кассен, Чжан Пэнчунь, Шарль Малик, Элеонора Рузвельт и др.
• Цель создания: Права человека
М/н пакт об эк., соцых и культурных правах — пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На ноябрь 2014 года в пакте участвуют 162 государства. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта, — США.
СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
|
10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта. Для вступления протокола в силу согласно его ст. 18 необходима его ратификация или присоединение к нему десяти стран-участниц Пакта (порог достигнут 5 февраля 2013 года, когда участником протокола стал Уругвай; протокол вступил в силу через 3 месяца после этого события, т. е. 5 мая 2013 года). На ноябрь 2014 года, протокол вступил в силу для 17 стран.
Каталог прав:
• Статья 1 — право на самоопределение;
• Статья 6 — право на труд;
• Статья 7 — право на справедливые и благоприятные условия труда;
• Статья 8 — право на создание профсоюзов и забастовки;
• Статья 9 — право на соцое обеспечение;
• Статья 10 — защита семьи, материнства и детей;
• Статья 11 — право на достаточный жизненный уровень (включает право на жилище и на питание);
• Статья 12 — право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
• Статья 13 — право каждого человека на образование;
• Статья 14 — план действий по введению обязательного бесплатного всеобщего начального образования;
• Статья 15 — право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и защитой интересов, связанных с собственным творчеством.
Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года;
Варшавская конвенция 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся м/н воздушных перевозок — многостороннее международное соглашение, основной международно-правовой документ, регулирующий м/н воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика. Подписана в Варшаве 12 октября 1929 года. На 1 января 1990 года её участниками были 123 государства. СССР стал участником Конвенции с 1934 года.
|
В 1955 году в неё были внесены изменения в Гааге (Гаагский протокол от 28 сентября 1955 года). Протокол внёс в Варшавскую конвенцию 1929 года ряд поправок, направленных на упрощение формы перевозочных документов и порядка их использования. В протоколе предусматривается, что перевозчик не может ссылаться на положения Варшавской конвенции 1929 года, освобождающие его от ответственности или ограничивающие её, если в билете будет отсутствовать уведомление о применимости к данной перевозке В. к. его участниками на 1 января 1990 являлись 109 государств, в том числе СССР.
В 1961 году была заключена Гвадалахарская конвенция, дополняющая Варшавскую конвенцию 1929 года. На 1 января 1990 её участниками были 66 государств, в том числе Советский Союз с 1983 года. В Гвадалахарской конвенции под Варшавской конвенцией понимается либо Варшавская конвенция 1929 года, либо Варшавская конвенция 1929 года с изменениями, внесёнными Гаагским протоколом 1955 (в зависимости от того, каким из этих документов регулируется та или иная перевозка по договору перевозки). Гвадалахарская конвенция вводит понятия «перевозчик по договору» и «фактический перевозчик», имея в виду перевозчика, заключившего договор перевозки, и перевозчика, уполномоченного им осуществлять всю перевозку или её часть.
|
В 1975 году в Варшавскую конвенцию были внесены ещё одни дополнения в Монреале.
Варшавская конвенция является международной конвенцией, которая регулирует юридическую ответственность и взаимоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны и пассажирами, а также грузоотправителями с другой стороны.
Конвенция содержит 5 глав:
• Глава I — Определения
• Глава II — Документы перевозки, багажа и пассажиров билетов
• Глава III — Ответственность перевозчика
• Глава IV — Положения, касающиеся комбинированных перевозок
• Глава V — Общие и заключительные положения
Конвенция была написана первоначально по-французски и оригинальный текст сдан на хранение в архивы Министерства иностранных дел Польши.
Конвенция применяется при международной перевозке, если место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка, расположены на территориях двух государств — участников конвенции или на территории одного и того же государства — участника конвенции, если предусмотрена остановка на территории других государств независимо от того, является ли это государство участником Варшавской конвенции. Она стала основополагающим документом при разработке правил страхования ответственности авиакомпаний при осуществлении м/н перелетов.
Варшавской конвенцией предусмотрены следующие пределы ответственности перевозчика:
250 000 франков или 16 600 специальных прав заимствования (SDR) за телесные повреждения;
17 СПЗ за килограмм зарегистрированного багажа и грузов, или $ 20 USD за килограмм, не подписавших измененного Монреальского протокола;
5000 швейцарских франков или 332 SDR для ручной клади путешественников. Специальные права заимствования (СПЗ) или СДР(англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs)
Манильская декларация по мировому Ту была принята всемирной конференцией по Ту, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место Та в современном обществе. В частности, Т понимается как д-сть, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на соцую, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и м/н отношений.
В данном акте подчеркивается неразрывная связь между Том и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие Та и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к Ту.
В декларации рассматривается эк. составляющая Та. Он признается одной из основных отраслей мировой эк. деятельности. Развитие внутреннего Та положительно сказывается на внутренней эк-ке страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.
Однако участники конференции отметили, что Т нельзя оценивать только с эк. точки зрения. Важное значение в сфере Та имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.
Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:
• полное и гармоничное развитие человеческой личности;
• постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
• равные права народов в определении своей судьбы;
• освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);
• признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.
Особое внимание уделяется соцому Ту, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного Та, Та лиц преклонного возраста и инвалидов.
В указанной декларации отмечено, что Т имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.
В документе также отмечается международное значение Та как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.
Хартия Та одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения тур. районов, работников в сфере Та и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).
Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и м/н Та, включающую в себя:
• - развитие Та на различных уровнях - местном, региональном, национальном и м/н;
• - обеспечение доступности Та;
• - защиту тур.й среды;
• - содействие росту тур.го сознания и контактам местного населения с посетителями;
• - обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;
• - создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;
• - принятие мер по противодействию использования Та для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.
При этом местное население само должно иметь возможность доступа к тур. ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».
Работники в сфере Та, от которых зависит качество тур.го продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.
Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков.
Туристы имеют право на: смягчение административного и фин.ого контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам тур.го интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.
Гаагская декларация по Ту принята Межпарламентской конференцией по Ту, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере Та. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:
1) определение Та, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение Та для жизни человека и общества.
2) посвящен соцо-эк. составляющей Та: «Т может быть эффективным средством содействия соцо-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения тур.й сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от Та.
3) закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных тур. ресурсов.
4) содержит определение иностранного туриста.
5) говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.
6) посвящен вопросам упрощения тур. формальностей.
7) затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в Те и угрозы терроризма.
8) определяет, что качество тур. услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере Та, но и общества в целом.
9) закрепляет основные составляющие взаимодействия между Том и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере Та со стороны государства, наделении тур. администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и м/н сотрудничества.
Субъекты гражданских правоотношений в Те, правовое регулирование их взаимоотношений (субъектами гражданских правоотношений в Те являются: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, именуемые туристами, турагенты без образования юридического лица);- организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую д-сть в форме юридического лица;- гос.ые образования, РФ, вцелом, ее субъекты, министерства и агентства. Правоспособность и дееспособность физического лица, понятие юридического лица, порядок создания турагента и туроператора.)
Гражданское законодательство определяет правовое положение субъектов, основания возникновения и порядок осуществления тур.й деятельности, регулирует договорные и иные обязательства.
В гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон, что обеспечивает участникам независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом.
Субъектами гражданских правоотношений в Те являются:
• - физические лица
• - организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую д-сть в форме юридического лица;
• - гос.ые образования_- РФ, целом, ее субъекты, министерства и агентства.
Правоспособность и дееспособность физического лица
Содержание правоспособности граждан:
• граждане могут иметь имущество на праве собственности;
• наследовать и завещать имущество;
• заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом д-стью;
• создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами и др.
Дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Дееспособностью обладают не все граждане в отличие от правоспособности.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (юридические лица существуют в коммерческой и некоммерческой форме).
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого гос.ого реестра туроператоров.
Субъекты гражданских правоотношений вправе заключать договор.
Организационно-правовые основы тур.го предприятия
1) выбор организационно-правовой формы предприятия
2) Протокол намерений участников или учреителей
3) Разработка учредительных документов
4) Проведение учредительного собрания
5) Подготовка учредительных документов для регистрации
6) Правовая регистрация предприятия
7) Постановка на учет и регистрация в нлг.ых,статестических органах (пенсионный фонд, фонд соц страхования и т.д.)
8) внесение фирмы в гос.ый реестр
9) Подготовка и заведение банковских карт
10) Открытие расчетных счетов в учреждениях банка
11) Получение лецензии на право уставной деятельности
12) Получения права соответствия
Чтобы заниматься предпринимательской д-стью необходимо зарегистрировать турфирму как юридическое лицо или себя, как индивидуального предпринимателя. Казалось бы – простая формальность, долго ли учредительные документы оформить. Но это заблуждение. К сожалению, – очень распространенное.
Учредительные документы – порядок, который определяет партнерские отношения организаторов фирмы. Если отнестись к их оформлению формально, не обращая внимания на детали, это может привести к серьезным разногласиям в будущем.
Порядок регистрации регламентируется ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Следует учесть, что в нашей стране только юридические лица могут осуществлять туроператорскую д-сть, а д-сть турагентская доступна и юридическим лицам, и индивидуальным предпринимателям. Если вы зарегистрировались как ИП, и впоследствии решили стать туроператором, необходимо будет открывать отдельное юридическое лицо, так как перерегистрировать ИП в ООО невозможно.
Прежде всего, необходимо выбрать вид деятельности – туроператорская (формирует турпакет) или турагентская (продает туры), и оформить фин.ое обеспечение, внести данные в единый федеральный реестр туроператоров или свидетельство о включении в общероссийский реестр турагентов.
При регистрации туристической компании стоит обратить внимание на несколько принципиальных моментов:
Выбор наименования турфирмы: оно должно быть «звучным» и желательно, не похожим ни на одно другое наименование уже существующей фирмы. Название стоит защитить товарным знаком.
Адрес: покупать адрес, регистрироваться на домашний адрес или искать помещение – вот ваш выбор. Регистрация компании на домашний адрес – один из самых дешевых вариантов, но недостатком является указание его во всех документах фирмы.
Подбор видов деятельности. Даже при регистрации лучше указывать больше видов деятельности (регламентируется справочником кодов ОКВЭД), поскольку в перспективе они могут понадобиться, а их добавление в ЕГРЮЛ – сопряжено с тратой времени и средств.
Схема налогообложения. Выбрать её надо до регистрации компании, иначе придется ждать год для перехода на другую схему.
Уже после регистрации компании необходимо открыть расчетный счет и войти в реестр турагентов и/или туроператоров.
Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих д-сть в сфере Та (Особенности образования туроператорской и турагентской фирм. Виды коммерческих организаций. Регистрация ИП и юридических лиц.Порядок ликвидации.)
Гражданское законодательство определяет правовое положение субъектов основания возникновения и порядок осуществления тур.й деятельности. Все субъекты обладают юридическим равенством независимы и самостоятельны. К субъектам относят: 1) физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); 2) юридические лица (организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую д-сть в форме юридического лица); 3) гос.ые образования (министерства, агентства и другие гос.ые органы).
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, ведении, управлении, обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать, осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица бывают коммерческими и некоммерческими. Коммерческие это те, которые имеют цель получения прибыли в результате своей деятельности. Некоммерческие – это организации не преследующие в своей деятельности получение прибыли.
В соответствии с ФЗ «Об основах тур.й деятельности в РФ» фирма туроператор должна быть зарегистрирована только как юридическое лицо, а фирма тур агент может регистрироваться как юридическим, так и без его образования. Так как Т – это предпринимательская д-сть, то на основании статьи 50 гражданского кодекса, туроператор может создаваться в форме хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов, гос.ых и муниципальных унитарных предприятий. Наиболее практичной формой разновидность хозяйственного общества: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) или Акционерное общество (ЗАО (закрытое); ОАО (открытое)), но не зависимо от той формы, которую он выберет, туроператор обязан разрабатывать учредительные документы (устав или учредительный договор). В этих учредительных документах должны быть следующие сведения: 1) наименование юридического лица; 2) местонахождение; 3) порядок управления д-стью; 4) состав участников; 5) размер уставного капитала и доли каждого участника в нем; 6) ответственность учредителей; 7) порядок распределения прибыли между ними; 8) порядок выхода из общества.
Акционерные общества отвечают по своим обязательствам уставным капиталом.
Участники акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других признаются открытыми акционерными обществами. Если участники не могут свободно продавать акции, а только распространять их среди своих же участников, такое общество именуется ЗАО.
Регистрация фирмы туроператора.
Не зависимо от того какой тип туроператор выберет, он должен быть зарегистрирован в гос.ом органе осуществляющий регистрацию юридических лиц. Нужно представить заявление, а также документ об уплате гос.ой пошлины. Регистрируемый орган принимает решение в течении 5 дней. Если решение принято положительно, оно является основанием для внесения юридического лица в единый реестр юридических лиц. После внесения в реестр происходит открытие накопительного счета и процесс получения свидетельства о регистрации юридического лица. Процедура образования фирмы – тур агента являющимся юридическим лицом идентична процедуре образования фирмы – ТО. А образование фирмы ТА в качестве индивидуального предпринимателя отличается. Для регистрации фирмы без образования юридического лица (ПБОЮЛ) необходимо представить в тот же регистрационный орган заявление, копию основного документа (паспорт). Если лицо является несовершеннолетним, то предоставляется согласие родителей на осуществлении предпринимательской д-стью, либо требование решения суда об эмансипации и документ об уплате гос.ой пошлины. После подачи всех документов принимается решение о внесении его в реестр индивидуальных предпринимателей. После внесения в реестр фирма считается зарегистрированной и может заниматься турагентской д-стью.
Условия осуществления организацией ТО и ТА деятельности.
С момента вступления в силу закона «Об основах ТОД» ТО должны заключать договор страхования гражданской ответственности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Следующее условие является необходимость внесения о себе сведений в единый федеральный реестр ТО и быть членом объединения ТО выездного Та. При соблюдении всех этих условий он имеет право заниматься формированием, продвижением и реализацией тур.го продукта.
Ликвидация фирмы имеет строгую процедуру. Под ликвидацией понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей к третьим лицам. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. При добровольной ликвидации учредители обязаны сообщить о своем решении в течении 3 дней в регистрирующий орган. Та вывешивается информация о ликвидации юридического лица. Принудительная ликвидация тур фирмы происходит только по решению суда. Суд может принять решение о ликвидации, если было грубое нарушение закона, если не устранялись предписания, при осуществлении деятельности, противоречащие уставу.
Принудительная ликвидация происходит постепенно, создается ликвидационная комиссия, которая принимает меры по выявлению кредиторов и задолженности.
По завершению этого процесса регистрирующим органом вносится соответствующая запись в реестр о том, сто фирма ликвидирована.
Организационно-правовые формы в сфере тур.го бизнеса
Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная экономика предполагает функционирование тур. предприятий различных организационно-правовых форм. Правовой основой тур.го предприятия является предпринимательство.
Организационно-правовая форма предприятия определяется:
• порядком формирования уставного фонда;
• степенью ответственности по обязательствам предприятия;
• формой собственности.
Наиболее простая организационно-правовая форма — это хоз товарищества, основанные на коллективной собственности. Преимуществом хоз товариществ - надежность партнеров, высокая ответственность, а недостатком — нестабильность функционирования вследствие выхода из общества одного из участников общества, отсутствие проф менеджмента.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного (на вере).
Полное товарищество характеризуется двумя основными признаками: во-первых, любой из его участников в соответствии с заключенным договором вправе заниматься предприн д-стью от имени товарищества, причем его действия признаются действиями самого товарищества, и, во-вторых, товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица всем принадлежащим им имуществом.
Товарищество обязательно должно иметь фирменное наименование с указанием имен всех его участников и слов «полное» товарищество либо имени одного или нескольких участников и с добавлением слов «и компания».
Управление д-стью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками полного товарищества.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участник товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе не менее, чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества.
Другим видом товариществ являются коммандитные товарищества (товарищества на вере). Сохраняя все преимущества полных товариществ, эта организационно-правовая форма позволяет привлекать дополнительный капитал третьих лиц.
Коммандитное товарищество характеризуется смешанным составом его участников (ранее смешанное товарищество). Полные товарищи осуществляют от имени товарищества предприни-мательскую д-сть и отвечают по его обязательствам своим имуществом. Коммандитисты, то есть вкладчики, не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, не отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества, а только несут риск убытков, связанных с д-стью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов.
Поскольку полные товарищи действуют от имени товарищества в целом, полному и коммандитному товариществу не нужен устав. Учредительным документом товариществ является учредительный договор, который представляет собой договор о совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, где фиксируются их обязанности, порядок передачи имущества в складочный капитал, размер и порядок изменения долей, сово-купный размер вкладов, определяется порядок управления.
Наиболее популярной организационно-правовой формой в туризме является хозяйственное общество. Данную организационно-правовую форму имеют около 75% тур. предприятий. В отличие от товариществ, общество представляет собой объединение капиталов.
Действующим законодательством предусмотрена возможность образования обществ трех видов: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.
ООО характеризуется двумя основными признаками: во-первых, в нем имеется уставный капитал, так как у обществ есть устав: во-вторых, участники общества (в том числе учредители) не несут никакой ответственности по его обязательствам. Они несут риск убытков в размер своего вклада.
Обществу необходим устав, так как это — объединение капиталов, а не лиц. Следовательно, участники общества могут не заниматься лично предпринимательством. Для ведения дел общества необходимо создать его органы, наделить их компетенцией, что и определяется уставом.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, соответствующие вкладам участников. Он представляет собой денежную оценку вкладов участников, зарегистрированную в учредительных документах. Доли участников являются условными. Они необходимы для того, чтобы пропорционально этим долям определить размер их прибыли. Доли необходимы и при определении размера ликвидационной квоты при ликвидации общества, а также для определения «веса» каждого участника в управлении делами общества.
Высшим органом управления ООО является общее собрание. Кроме того, создается коллегиальный и (или) исполнительный единоличный орган, осущ-щий текущее руководство д-стью общества и подотчетный общему собранию участников. Это может быть правление, совет директоров, руководитель, президент, который без договоренности действует от имени общества.
Общество с дополнительной ответственностью является вариантом общества с ограниченной ответственностью. Оно целиком совпадает с ним по своему правовому положению, за ис-ключением одной особенности — его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, установленных учредительными документами общества. Иными словами, участники общества несут дополнительную ответственность при недостатке имущества самого общества, но не всем своим имуществом (как в полном товариществе), а в размере, кратном сумме внесенных ими вкладов. У кредиторов появляется дополнительная гарантия того, что они удовлетворяют свои требования за счет не только минимального уставного капитала, но и за счет имущества учредителей. Учредительными документами общества с дополнительной ответственностью являются договор и устав.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Из этого определения следует первый характерный признак акционерных обществ: их уставный капитал поделен на доли, причем все эти доли равны, а каждая выражена ценной бумагой — акцией. Акционеры могут иметь разное количество акций.
Второй признак акционерных обществ состоит в том, что акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут, риск убытков, связанных с его д-стью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество отличается от общества с ограниченной ответственностью, во-первых, тем, что из общества с ограниченной ответственностью можно в любой момент выйти и забрать свою долю. Эта доля должна быть выплачена в соответствии с уставом в денежном эквиваленте или в натуре. Из акционерного общества тоже можно выйти, но только другим способом — передав другому лицу свои акции. От самого акционерного общества ничего нельзя потребовать при выходе. Во-вторых, акционерное общество дает возможность сконцентрировать большой капитал за счет привлечения мелких вкладчиков путем открытой подписки. Будучи ценными бумагами, акции свободно обращаются, в том числе и на бирже. Это дает возможность оперативно перемещать капитал из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.
Наряду с преимуществами, акционерная форма организации бизнеса имеет и некоторые недостатки, и в первую очередь это касается мелких акционеров. Они не имеют реальной возможности оказывать влияние на принятие решений общим собранием общества. Учредители, занимающие ответственные посты в органах управления обществом, по сути, получают неограниченные возможности распоряжаться капиталом общества.
Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1000-кратной сумме МРОТ, установленного законодательством на дату регистрации общества.
Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, называется закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право покупки.
Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае превышения указанного предела закрытое общество в течение одного года должно преобразоваться в откры-тое общество.
Обычно в акционерном обществе много участников. При этом складывается особая структура управления. Кроме общего собрания акционеров как высшего органа есть исполнительный орган: коллегиальный управление, дирекция) и (или) единоличный (директор, генеральный директор). Исполнительный орган осуществляет текущее руководство д-стью общества, совершает сделки. Поскольку общее собрание зачастую собрать очень трудно, создается специальный постоянно действующий орган, представляющий интересы акционеров и наблюдательного совета — совета директоров.
Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредительным документом является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Производственным кооперативом. Суть кооперативов заключается в том, что это объединение не предпринимателей (как в товариществе), не капиталов (как в обществе), а объединение физических лиц — работников. Они участвуют в таком объединении своим личным трудом.
Для деятельности кооператива характерен имущественный паевый фонд, формируемый за счет паевых взносов его членов. Паевой фонд определяет минимальный размер имущества коопера-тива, гарантирующего интересы его кредиторов.
Число членов кооператива не должно быть менее пяти человек.