моделирование является эффективным способом человеческого познания. оно основано на замене одного объекта (оригинала) другим объектом (моделью) с целью изучения
классификация позволяет систематизировать объекты, облегчает их изучение, упорядочивает терминологию и может привести к важным научным обобщениям
7 вопрос. Семантические сети для представления знаний
8 вопрос. Основные объекты в семантических сетях
Объекты семантической сети
Понятия – сведения об абстрактных или физических объектах предметной области
События – это действия, которые могут внести изменения в предметную область
Свойства – используются для уточнения понятий, событий или других свойств
9 вопрос. Понятие интенсионала и экстенсионала
Семантические сети
Пусть заданы конечные множества символов А={A1, …, Ar}, называемые атрибутами, и конечное множество R={R1, …, Rm} отношений.
Схемой или интенсионалом отношения Ri называют набор пар:
INT (Ri) = {…,[Aj, DOM(Aj)],…},
где Ri – имя отношения, DOM(Aj) – домен Aj, т.е. множество значений атрибута Aj отношения Ri
Экстенсионалом отношения Ri называют множество:
EXT(Ri) = {F1,…,Fp},
где Fk (k=1,p) – факт отношения Ri.
Факт задаётся совокупностью пар вида “атрибут – значение”, называемых атрибутивными парами. Под фактом понимают конкретизацию определенного отношения между указанными объектами
10 вопрос. Фреймовые модели представления знаний
Фреймовые модели (использует жесткую структуру фиксированных информационных единиц)
фиксирует жесткую структуру информационных единиц, называемых протофреймом
{ n, (V 1, G 1, P 1), (V 2, G 2, P 2),..., (V k, G k, P k)}
где n - имя фрейма; V j - имя слота;
G j - значение слота; P j – процедура
|
заполняя значения слотов от протофрейма переходим к фрейму экземпляру
Фрейм экземпляры
Два типа фреймов
профрейм - это интенсиональное описание некоторого множества фреймов-примеров
фрейм-пример - это экстенсиональное описание соответствующего фрейма-прототипа
< фрейм >::= [< имя >] < ссылка на прототип > < слот > {< слот >} < слот >::= < имя слота > < значение > [{< процедура >}] 12
Модель представления знаний
фреймы соответствуют понятиям, отражающим объекты, явления, характеристики предметной области
модель представления знаний:
◦набор фреймов, образующих библиотеку внутреннего представления знаний
◦механизм их преобразования, связывание и т. д.
содержит как информационные, так и процедуральные элементы
Процедура в фрейме < ДАТА > (<МЕСЯЦ> <ИМЯ> ) (<ДЕНЬ> < целые числа {1,2,...31} >) (<ГОД> <функция> ) (<ДЕНЬ НЕДЕЛИ> < перечень{ПНД,ВТР,...ВСК} > <функция> )
< ISA ДАТА > (< МЕСЯЦ >< май >)(< ДЕНЬ >< 13 >)
Процедуры-демоны активизируются автоматически каждый раз, когда данные попадают в соответствующий фрейм-пример или удаляются из него
Процедуры-слуги активизируются только по запросу
Фрейм – ориентированный граф
При представлении фрейма как графа - одна из вершин выделена для предикатного (функционального) символа, остальные - для аргументов выделенного символа. Для каждой аргументной вершины задана область допустимых значений, что позволяет интерпретировать данную вершину как слот
Фрейм-соединение
предназначен для описания различных типов соединений (механических, гидравлических и т.п.), встречающихся в технических системах
|
Фрейм-закон функционирования
предназначен для описания аналитических законов изменения определенных параметров во времени
Процессы обработки
информационно-вычислительный процесс организуется пользователем с привлечением какого-либо языка программирования
для систем фреймов вводится единый информационно-вычислительный процесс, основой которого является выбор фреймов, управляющих дальнейшими вычислениями
выделяются подклассы систем фреймов, для которых разрабатываются специфические алгоритмы, опирающиеся на индивидуальные свойства этих подклассов
Теория формальных грамматик
Пусть V - непустое конечное множество символов (элементов), называемых словарем (алфавитом)
Произвольную конечную последовательность символов называют цепочкой в словаре V (цепочки получаются с помощью операции конкатенации - соединения)
Множество всевозможных цепочек в словаре V называют языком
Различают распознающие, порождающие и преобразующие грамматики
11 вопрос. Представление знаний с помощью продукций
12 вопрос. Понятие формальной грамматики
13 вопрос. Порождающие грамматики
14 вопрос. Классификация формальных грамматик
15 вопрос. Представление наборов символов Unicode
16 вопрос. Представление наборов символов ISO 10646
17 вопрос. Глиф как элемент набора и его представление в ПК
19 вопрос. Характеристики шрифта/ Классификация шрифтов
20 вопрос. Текстовые объекты изображения. Атрибуты фигурного текста
|
21 вопрос. Текстовые объекты изображения. Атрибуты рамок простого текста
22 вопрос. Текст на траектории и обтекание рамок простого текста
23 вопрос. Виды компьютерной графики
18. 19. 20. 21. 22. 23. Растровые изображение и их характеристики