Вопрос. Классификация информационных систем
по степени распределённости отличают:
◦настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
◦распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:
◦файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
◦клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
Клиент-серверные ИС
в двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end)
в многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers); пользовательские клиентские приложения взаимодействуют с промежуточными звеньями, а не обращаются к СУБД напрямую
По степени автоматизации
автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала)
автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически
«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку существующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств
По характеру обработки данных
информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
|
ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам (к таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений)
По сфере применения
экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии
медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении
географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных)
По масштабности
Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека
Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения
Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безизбыточности и прозрачности
Вопрос. Отличительные особенности знаний по сравнению с данными
знания отличаются от сведений концептуальной направленностью, пониманием роли сведений в окружающей действительности (сведения и знания могут рассматриваться в качестве определенных моделей окружающего мира)
данные можно определить как информацию, фиксированную в определенной форме, пригодной для последующей обработки, хранения и передачи
|
интерпретируемость
наличие классифицирующих отношений
наличие ситуативных связей
Переход от данных к знаниям — логическое следствие развития и усложнения информационных структур, обрабатываемых на ЭВМ
Вопрос. Особенности знаковой (семиотической) системы
Семиотическая система
синтаксис описывает внутреннее устройство знаковой системы, т. е. правила построения и преобразования сложных знаковых выражений (для естественного языка, как известно, синтаксис определяет правильное построение предложений и связного текста)
семантика определяет отношения между знаками и их свойствами, т.е. задает смысл или значения конкретных знаков
прагматика определяет знак с точки зрения конкретной сферы его применения либо субъекта, использующего данную знаковую систему
вопрос. Система представления знаний и ее структура
в системах обработки информации под знаниями понимают сложноорганизованные данные, содержащие одновременно как фактографическую (т.е. регистрация некоторого факта), так и семантическую (т.е. смысловое описание зарегистрированного факта) информацию, которая может потребоваться пользователю
сложноорганизованные данные могут иметь в своем составе встроенные процедуры обработки, которые активизируются в процессе работы с данными (фактографические же данные играют в процессе обработки пассивную роль)