Анализ структуры и стимуляции строительной игры Игоря




Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений.

При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет сбор значительного по объему фактического материала, так как одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперимент.

ВЫВОДЫо наблюдении как методе детской психологии:

— Психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов;

— До проведения психологического наблюдения составляют его план, определяют цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов;

— Чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения;

— Объективность результатов наблюдения определяется его систематичностью и непредвзятой позицией исследователя;

— Проведение психологических наблюдений за поведением ребенка требует специальной подготовки исследователя.

. При отсутствии всякой культуры, с чего начинает каждый наблюдатель, между редкими чертами пунктира проваливаются целые акты, даже по нескольку сразу; на высокой ступени культуры выпадения наблюдаются в составе каждого акта, делая последний не вполне охваченным наблюдением, но целостность цепи поведения не нарушается. Сказанное хорошо иллюстрирует следующая параллельная запись, произведенная двумя наблюдателями за поведением девочки Лены (7л.).

Пример протокола «фотографического» наблюдения

Номера актов 1 наблюдатель 2 наблюдатель
  Руководительница позвала детей есть кашу. Лена немедленно встала Нина зовет: "Лена, иди на свое место". Лена идет не сразу
  Молча приняла кружку, помешала ложечкой чай Краткий разговор с дежурной, неслышный из-за шума... Что-то говорит с Витей
  Поднялась, посмотрела на детей у стола, подошла к руководительнице: "Хлеба" Встала на месте; оглядывает свой и соседние столы. Подошла к воспитательнице, попросила хлеба

 

Номера актов по порядку I наблюдатель II наблюдатель
  Руководительница позвала детей есть кашу. Лена немедленно встала Нина зовет: "Лена, иди на свое место". Лена идет не сразу
  Молча приняла кружку, помешала ложечкой чай Краткий разговор с дежурной, неслышный из-за шума... Что-то говорит с Витей
  Поднялась, посмотрела на детей у стола, подошла к руководительнице: "Хлеба" Встала на месте; оглядывает свой и соседние столы. Подошла к воспитательнице, попросила хлеба
  Еще несколько детских голосов попросило "хлеба", и руководительница обратила внимание на форму просьбы: "Как надо сказать?" - Дайте, пожалуйста, хлеба, - сказала Лена Когда воспитательница подошла ближе, Лена обратилась к ней с просьбой: "Дайте, пожалуйста, хлеба"
  Громко произнесла: "Спасибо" Лена, подойдя к воспитательнице, вполголоса говорит: "Спасибо"

В этой записи ясно видно в целом ряде случаев, что-то, что есть у 1-го наблюдателя, того нет у 2-го. Еще более важны противоречия в показаниях двух наблюдателей. В таких случаях один и тот же факт был предметом внимания обоих наблюдателей, но каждый говорит о нем разное, противное тому, что говорит другой.

Анализ структуры и стимуляции строительной игры Игоря

Номера актов по порядку Стимулы Реакции Анализ стимулов
по происхождению по детерминирующему значению
  Принесла в комнату младших детей ящик с кубиками, поставила его на пол, сказав, что кубиками этими можно играть. Сначала к кубикам подошел Лева. Вслед за Левою подошел и Игорь. "Я тоже буду строить", - сказал он весело Внешне-смешанный Основной или первичный
  "Если хочешь, строй", - ответила я ему Игорь сейчас же присел наполи правою рукою... и т.д., кончая словами:...свалив их в общую кучу, сел, протянув согнутые в коленях ноги Внешнесоциальный и внутренний прошлого опыта  
  (Внутренний стимул) Постройку начал с того, что поставил около себя... Поверх всей этой постройки он поставил стоймя узкий кубик Внутренний прошлого опыта  
  В это время 3-х летняя сестра Игоря подошла с санкам и к кучке кубиков, запасенной Игорем для постройки, и спешно стала накладывать их на санки "Ляля, уйди, это мои кубики", - крикнул мальчик сестре, наморщив сильно брови Внешне-социальный Отвлекающий
  Девочка положила на место кубики и ушла с санями, увозя на них лишь один оставшийся там кубик Увидя, что сестра положила на пол кубики, Игорь перевел взгляд на свою постройку, не обратив внимания на то, что и в санках остался один кубик    
  (Продолжается действие основного внутреннего стимула) Он взял еще один узкий кубик и поставил его на тот... Работал молча, сосредоточенно, с серьезным лицом, не спеша Внешне-социальный Основной
  Когда последний кубик был поставлен... ...Игорь присел, упираясь руками о пол и слегка откинув свой корпус; затем обернулся лицом ко мне и сказал: "Анна Ивановна, посмотрите, я интернат построил" Смешанный Попутный
  "Кто же там у тебя живет?" "Солдаты живут, интернат для солдат построил" Внешне-социальный  
  "Солдаты живут в казармах", - заметила я ему "Казармы я построил, видите, какие", - заявил в ответ мальчик и присел на корточки у своей постройки, весело смотря на меня.   Осложняющий
  (Продолжается действие предыдущего стимула)И т.д. ЗатемИгорь взялузкий кубик и всунул его в открытое пространство над цилиндрами (первый этаж), - так что часть его высунулась наружу    

Приведенный анализ записи вскрывает ее существенный недостаток: мы видим, что в ней недостает того, что выше мы называли фоном. Почти на всем протяжении своем запись рисует дело так, как будто Игорь занимается один, а между тем он находится в детской среде. Другими словами, эта запись не удовлетворяет требованиям методики наблюдений за индивидуумом в условиях детского коллектива. Обращаясь к учету стимуляции и структуры поведения в игре Игоря, прежде всего приходится указать на крупный недостаток записи в этом отношении: она не содержит в себе фиксации времени, вследствие чего нет возможности точно установить длительность реакции каждого отдельного акта, а вместе с тем и вполне оценить детерминирующее значение соответствующих стимулов.

В настоящее время это правило должно быть принято как важнейшее при любом наблюдении, так как оно дает нам возможность подвергнуть точному анализу всю динамику процесса поведения. Для наблюдателя соблюдение этого правила не представляет никакого особого труда, кроме того что надо усвоить известную привычку; дело обычно сводится к чисто механическим отметкам времени в записи через промежутки в 1-2-3 минуты, что вполне возможно, когда секундомер или часы лежат перед глазами.

Таким образом, наблюдатель не производит измерений определенных отрезков процесса, а ставит отметки времени механически туда, куда они придутся; чем чаще он это делает, тем лучше. При наличии такого учета времени и после того, как запись подвергнута показанному анализу, первое, что можно сделать, это составить ее диаграмму для того, чтобы наглядно выразить течение процесса. Составляется диаграмма таким образом. На горизонтальной оси откладываются акты поведения по порядку. Так как они различной длительности, то каждый акт должен быть выражен строго соответственной длиной. За единицу длительности берется обычно 1 минута; определенная длина линии, произвольно устанавливаемая для каждой диаграммы, смотря по размерам записи, будет служить пространственной меркой этой длительности. Таким образом, если запись показывает, что данный акт занимал 3,5 минуты, то для его обозначения на горизонтальной оси должна быть взята линия, равная 3,5 единицы. И так от первого до последнего акта.

Самая форма, в которой производится анализ

(исключая ту часть, которая была приведена выше), тогда представится в таком виде:

Номера актов поведения по порядку Главное в анализируемых механизмах поведения Внутренние механизмы поведения Моторная активность Речь Восприятие Воспроизведение Мышление Творческая деятельность
Эмоциональные установки Регуляция
                   

В каждую графу заносится материал, извлекаемый из акта, как со стороны содержания активности, так и со стороны ее качественных особенностей, принимая во внимание все, что предусмотрено схемой изучения личности, - и дополняя последнюю, когда к тому представится необходимость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: