РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«КАК СЕБЯ ВЕСТИ
В КОНФЛИКТЕ С РЕБЁНКОМ»
1. Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что....?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.
2. Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К
примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».
3. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (Вместо уборки в комнате - сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).
4. Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия.
Будьте гибкими, если желаете достичь главного - разрешения конфликта.
5.Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто - то был не совсем искренним и на самом - то деле предложенный выход из ситуации кого - то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.
|
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
• Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
• Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
• Стараться понять требования ребенка.
• Помнить, что для перемен нужно время.
• Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
• Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
• Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
• Одобрять разные варианты конструктивного поведения.
• Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
• Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».
• Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
• Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
• Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
• Использовать положительный пример других детей и родителей.
• Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:
• исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;
|
• делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;
• научите ребенка справляться со своим гневом;
• применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;
• предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;
• основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь;
• эффективно используйте стили поведения в конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.
СОВЕТЫ
- Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее.