Тема 6. М. Ю . Л ермонтов. Лирика.«Герой нашего времени»




ЧЕК-ЛИСТ по дисциплине “Литература” в 6 классе

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.Способы выражения авторской позиции.

 

Тема 1. Герой в мифах

 

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройствои его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги каколицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизньбогов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литератураи искусство как хранители мифологических сюжетов: «Илиада»и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия.

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей).

Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции.

Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги.

Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античныхпредставлений о божественной силе искусства. Сравнение мифаи легенды.

Теоретико-литературные знания. Представление о мифе.Космогонические мифы. Мифологический герой. Представлениео легенде. Миф и литература.

 

Тема 2. Герой и человек в фольклоре

 

Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники роднойземли.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения.

2. Баллада «Авдотья Рязаночка» Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо-татарского нашествия в балладе«Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способысоздания образов Авдотьи и царя Ахмета.

Теоретико-литературные знания. Представление о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота.Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образныйпараллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест.Ритм.

 

Тема 3. Герой и человек в литературе

 

Раздел 1. Человек в историческом времени

 

Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы.Особенности летописного отражения событий.

 

1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походекнязя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказаниео белгородском киселе») «Повесть временных лет» и летописец Нестор. «Сказание о походе князя Олега на Царьград». Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественноев летописи. «Сказание о Кожемяке». Княжение Владимира Святославичаи его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства.Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образовбогатырей. «Сказание о белгородском киселе». Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитезаума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежнойситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношениелюдей к ситуации и своим возможностям.Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательностьи непрерывность действия.

Теоретико-литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальноеи художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза

 

2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. ПопыткаОлега обмануть судьбу и отношение к этому Пушкина. Композициябаллады. Роль заключительной строфы. Роль тропов в созданииатмосферы баллады. Сопоставление изображения гибели Олегав летописи и в балладе Пушкина. Авторская идея произведения.

Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада.Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.Строфа. Художественная идея. Стилизация.

 

3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов» Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образыпрошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людскойперед равнодушным временем. Роль образов природы и авторскихвопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставлениес балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещемОлеге» А. С. Пушкина.Исторические события и их изображение в балладе «ВасилийШибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их рольв произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. ОбразКурбского и авторское отношение к нему. Выразительно-изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественныесредства его создания. Авторские характеристики и оценка ИванаГрозного. Средства выражения авторского отношения к герою.Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языкав послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторская романтизациясобытий и образов. Прямая речь Шибанова в финале баллады, еесмысл и роль в произведении. Неоднозначность авторского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады.Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге»А. С. Пушкина.

Теоретико-литературные знания. Баллада на историческийсюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза.Эпитет, метафора. Стилизация.

 

4. И. А. Крылов. «Волк на псарне» Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образеВолка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка.Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни.

Теоретико-литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позицияавтора. Афоризм.

 

Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права

1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянинав лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразиехудожественного языка Кольцова, его народность. Слитностьчеловека и природы, радость труда. Печаль лирического герояв стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательскоесочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры,роль художественных средств в создании настроения. Усилениепечали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальностьпоэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру.Сравнение с лирическими фольклорными песнями.

Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм,звуковой мелодизм. Символика песен.

 

2. И. С. Тургенев. «Муму» Отношение Тургенева к крепостному праву. Повесть «Муму» —история освобождения человеческой души. Композиция, конфликт и система образов персонажей. Мир глазами Герасимаи глазами барыни. Отношение к Герасиму окружающих еголюдей. Художественные средства создания образа Герасима. Портрет и поступки как способы характеристики героя. Авторскоеотношение к событиям и героям и средства его выражения. Финалповести, его психологическая достоверность. Образы крестьяну Тургенева и Кольцова.

Теоретико-литературные знания. Повесть, система образовперсонажей. Характер в литературном произведении. Автори повествователь в эпическом произведении. Отличия повестиот рассказа.

 

3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро-эпическое произведение. Композиция произведения. Образ автораи образы крестьянских детей. Образ русской природы и его рольв поэме. Художественные средства создания образов в поэме. Авторское отношение к изображаемому и средства его выражения.Своеобразие художественного языка Некрасова. Художественнаяидея поэмы. Сравнение образов крестьянского мира в изображении Некрасова и Кольцова.

«Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительстважелезной дороги — художественная правда и художественныйвымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства еговыражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы еевыражения.

Теоретико-литературные знания. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стилеписателя.

 

4. Н. С. Лесков. «Левша» Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ повествователя и средства его создания. История Левши и историярусского народа. Художественное обобщение и конкретность образов. Роль художественных деталей в создании образов. ОбразРоссийской империи и его авторская оценка. Роль художественной условности, гиперболы в сказе.

Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.

 

Раздел 3. Человеческие недостатки

1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом» Сатирическое изображение невежества. Расшифровка аллегорических образов. Художественные средства, вызывающиенегативное отношение читателя к Свинье.Выразительность и афористичность художественного языкаКрылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра.

Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.

 

2. А. П. Чехов. «Хамелеон» Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя,Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей.Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смыслназвания рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизмязыка писателя.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическоеи эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественнаядеталь.

 

3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша» Особенности послереволюционного быта Советской России.Мещанство как особое мироотношение.Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа.Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия.Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зренияавтора.Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя-рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустноев рассказе.Объекты юмора писателя. Средства создания комического.

Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора.Речь героя. Комическое и его художественные средства.

 

Раздел 4. Человек, цивилизация и природа

1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» Представления об эпохе Просвещения. Идеалы Просвещения.Взгляд просветителей на человека и цивилизацию. ИспытанияРобинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзонв начале и в конце романа и причины его изменений. Необитаемый остров как проклятие и как рай. Мудрость, приобретаемая

в одиночестве. Труд как основа жизни человека, не позволяющая ему вернуться в животное состояние. Невозможность житьв одиночестве, тоска по людям и родине. Образ Пятницы. Дикарии цивилизованные люди. Возвращение на родину как завершение испытаний или начало новых. Правда и вымысел в художественном произведении. Робинзон как вечный тип; понятие«робинзонада».

Теоретико-литературные знания. Представление о романе.Приключенческий роман. Документальное и художественное.Символ. Метафорические образы. Антитеза.

 

2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них —у дуба, у березы…»

Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга,вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор.Синтаксическая специфика стихотворения: оно состоит из одногопредложения. Строфика и роль повторов рассказать, проснулся, каждой. Картины пробуждающейся природы и их восприятиечеловеком. Взаимосвязь и взаимовлияние природы и души. Песнякак результат этого взаимовлияния.Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении «Учисьу ниху дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мирачеловека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторскогоотношения к миру в лирике.

 

3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан». Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций —от восторга до горькой иронии — и ее причины. «Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мирачеловека с миром природы. Композиция стихотворения — связьпоэтических картин, отражающих состояние природы и жизньчеловека. Прошлое, настоящее и будущее в стихотворении. Авторский взгляд на мир и авторское отношение к жизни. Рольтропов. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Двухчастная композиция и отражающая ее строфика. Композиция каждой строфы, передающаястремление ввысь и неизбежность падения. Символическоезначение образа фонтана. Авторское отношение к человеку и ктворческому стремлению. Роль художественных деталей в создании живописной картины фонтана. Риторический вопроси его роль в композиции произведения и выражении авторскойпозиции.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение.Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувствои мысль в стихотворении. Тропы.

 

4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…» Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина.Единство природы и человека. Образ Родины и художественныесредства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.

 

5. Б. Л. Пастернак. «Июль» Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образлетнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему.

 

6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,«Осеннее утро», «Последние канны») Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамикаавторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзажи способы его создания. Роль тропов в создании образа осении передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразиесравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.

Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирическихстихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях.

 

7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход» Повесть-сказка Ч. Т. Айтматова. Композиция повести. Образмальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом,нравственным и безнравственным отношением к природе. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее смысл. Образ природы и егороль. Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание.Средства выражения авторского отношения к героям. Образ дедаМомуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия.Образ шофера и его роль в повести. Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея.

Теоретико-литературные знания. Повесть. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Образ персонажа.Легенда. Тропы.

 

Раздел 5. Человек в поисках счастья

 

1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослыхи детей и мировосприятие Мари. Странности Мари. Средствасоздания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека,достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия междуними. Конфликты, их причины и их участники. Роль названиясказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. СтранаЩелкунчика как романтический рай. Отношение к этой странеМари и его причины. Идея сказки и художественные средстваее воплощения.

Теоретико-литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии и образы-двойники.

 

2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь передРождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы.Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Образ Вакулы, его фольклорнаяоснова. Отчаянная решимость влюбленного кузнеца и волшебныесилы. Образы нечистой силы и причины поражения черта. Бытмалороссийского хутора и Петербурга. Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителейхутора. Образ столицы и его роль в повести. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Комическое и средстваего создания. Авторское отношение к героям и событиям и способы его выражения. Особенности художественного языка Гоголя.Художественная идея повести.

Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое.Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя.Портрет в литературе. Образ места действия. Второстепенныеперсонажи. Индивидуальный стиль писателя. Тропы.

 

3. А. Грин. «Алые паруса» А. Грин — писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Феерия в литературе. Столкновение романтического и бытового взглядов на жизнькак источник конфликта в повести «Алые паруса». Герои-мечтатели и обыватели. Образы моря и корабля как символы жизнии души человека. Активное действие Грэя и спокойное ожиданиеАссоль, верность своей мечте как залог ее исполнения. Особенности композиции повести и их роль в выражении авторской идеи.Краски и музыка как художественные средства создания образамира, их символическое значение.

Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза.

 

4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо» Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариациина тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудои испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причиныконфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе.Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы.Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме.Способы создания образов персонажей в драме.

 

Раздел 6. Дружба в жизни человека

 

1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мойдруг бесценный!..») Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении.

Теоретико-литературные знания. Дружеское послание какжанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.

 

2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликтс обывателями. Способы выражения авторских чувств: ритм,звукопись, метафора, экспрессивная лексика, антитеза, иносказание. Контраст сочувствия и равнодушия, силы и беззащитности в стихотворении. Лирическое и эпическое начала. Финалстихотворения и источник оптимизма.

Теоретико-литературные знания. Экспрессия, антитеза, метафора, звукопись. Ритм, рифма.

 

3. В. Г. Распутин. «Уроки французского» Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношениек миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Художественные средства раскрытия его характера. Несовпадение оценок ситуации персонажами и причины непониманиядиректором школы поведения учительницы. Образ автора-повествователя и его точка зрения. Идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальноепредставление о реалистическом произведении. Композиция.Точка зрения. Идея.

 

Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации

 

1. А. С. Пушкин. «Выстрел» События и композиция повести. Антитеза образов графаи Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльногокодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ еедостижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героями средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действиякак особенности пушкинской прозы.

Теоретико-литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.

 

2. П. Мериме. «Маттео Фальконе» Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, историяего женитьбы и проявление авторского отношения к герою вовступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. ПредставлениеМаттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттеои неоднозначность читательского отношения к его финальномупоступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов.Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставлениестиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел».

Теоретико-литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза.Индивидуальный стиль писателя.


ЧЕК-ЛИСТ по дисциплине “Литература” в 7 классе

Тема 1. Героизм и п атриотизм

 

Введение. «Героический» герой и литературный герой. Эволюция понятия «герой» в истории культуры. Типы героев (первопредки и культурные герои; победители чудовищ, герои-воины,герои-«мудрецы»). Герои мифологические и герои исторические.

 

Раздел 1. Героический эпосв мировой литературе

 

Эпос. Эпопея. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический геройу разных народов.

1. Гомер. «Илиада», «Одиссея» — обзорное изучениеГомер и его поэмы. «Гомеровский вопрос». Переводы Гомера.Сюжет и композиция «Илиады ». Троянская война и ее изображение в эпосе. Боги и герои, участвовавшие в войне. Образы героев-воинов — Ахилла и Гектора (анализ эпизода «УмерщвлениеГектора»). Бесстрашие и доблесть Ахилла, патриотизм и благородство Гектора. Война и вечные ценности (анализ эпизодов «Свидание Гектора с Андромахой», «Выкуп Гектора»). Эпическийгерой Гомера. Стилистика гомеровского «живописания».«Одиссея » — поэма об испытаниях и странствиях героя. Новый тип эпического героя в «Одиссее». Трансформация образагероя: от «быстроногого» Ахилла — к «хитроумному» Одиссею.Тема верности родине. Образ Одиссея: любознательность, смекалка, отвага, чувство товарищества (анализ эпизодов «Одиссейу циклопов», «Сирены; Скилла и Харибда»).

Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие.Гекзаметр, составные эпитеты. Психологизм. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе.

2. Национальный карело-финский эпос. «Калевала» — обзорное изучение Карело-финский мифологический эпос. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, трудовых будней.Космогонический миф (анализ эпизода «Сотворение Вселенной»).Тип культурного героя в «Калевале». Царство мертвых — странаПохъёла. Чудо-мельница как модель мира (анализ эпизода «Ильмаринен выковывает Сампо»). Образы богатырей Ильмариненаи Вяйнямёйнена в их сопоставлении с героями Гомера.

 

Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе.

 

Раздел 2. Героическое и патриотическоев литературе Древней Руси

 

Героические образы князей и святых в древнерусской литературе как пример служения государству, Богу, народу. Патриотизмдревнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха Личность князя Владимира Мономаха. Слава и честь роднойземли, духовная преемственность поколений как главные темы«Поучения». Композиция «Поучения». Нравственный смыслпроизведения. Основы христианской морали в «Поучении». Психологический портрет русского князя.

Теоретико-литературные знания. Жанр поучения. Автор и егообраз в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигурыречи.

 

Раздел 3. Героический характер и подвигв новой русской литературе

 

Героизм как способность к совершению подвига и как каждодневныйстоический труд.

1. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» Героико-патриотический пафос произведения. Прославлениетоварищества, осуждение предательства. Историческая основаповести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция произведения. Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести.Сходство и различия в характерах братьев. Принцип контрастав изображении героев. Образ Тараса, его героическое начало. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душахгероев. Особенности изображения человека и природы в повести.Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести.

 

Теоретико-литературные знания. Литературный герой кактип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами,портрет, речь, поступки героя. Сравнительно-сопоставительнаяхарактеристика двух героев. Антитеза. Конфликт. Роль пейзажав художественном произведении.

 

2. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» Образ некрасовской Музы. Героический женский характер.Фольклорные традиции в поэме. Особенности композиции поэмы,смысл названия ее частей. Крестьянский быт и народный характер. Образ русской женщины. Художественные средства созданияобраза Дарьи. Авторское отношение к героине. Представлениякрестьян о счастье и долге. Образы природы и Мороза, их рольв поэме. Значение образа дороги. Трагическое и лирическое звучание произведения. Авторская позиция и средства ее воплощенияв поэме.

Теоретико-литературные знания. Поэма как лиро-эпическийжанр. Особенности создания образа в произведениях лиро-эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения:лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись.

 

3. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль». Образ героя-индивидуалиста. Способы создания образа Ларры.Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей.Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность,идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образосторожного человека. «Песня о Соколе». Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол какромантический герой. Значение понятия «безумство храбрых».Роль образов природы в рассказах Горького. Смысл горьковскихафоризмов.

 

Теоретико-литературные знания. Углубление представленияо романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтическийгерой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза.Афоризм.

 

Тема 2. Мир литературных героев

 

Раздел 1. «Маленький человек»в русской литературе

 

Понятие «маленький человек» в реалистической литературе.

1. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» Болдинская осень в биографии Пушкина и в переносномзначении. «Повести Белкина» как цикл. Образ повествователяБелкина. Смысл и художественная роль эпиграфа к повести«Станционный смотритель». Сюжет и композиция повести.Жизнь станционного смотрителя. Образ Самсона Вырина — героявойны 1812 года и «маленького человека». Любовь к дочери какисточник жизненных сил героя. Образ Дуни и причина ее бегстваиз родительского дома. Образ Минского. Идейный смысл притчио блудном сыне в контексте повести. Причины, побуждающиеВырина вернуть дочь; его неудачи на этом пути. Несовпадениепредставлений героев о счастье. Смысл финала. Авторское отношение к Дуне, Минскому и Вырину. Выразительность и лаконизмпушкинской прозы.

Теоретико-литературные знания. Типы литературных героев.Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рассказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении.Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа.

 

2. Н. В. Гоголь. «Шинель» «Шинель» как одна из «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя.Темы человеческого одиночества, мечты и действительности. Образ Акакия Акакиевича: замкнутость его мира, как в скорлупе.История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакиевичем, — разрушение скорлупы и беззащитность героя. Отношение чиновников к Акакию Акакиевичу и причины их вниманияк нему. Образ Петербурга как холодного, равнодушного к страданиям людей города. Шинель как центр мироздания и смыслжизни героя. Комическое и трагическое и их переплетение. Образ«значительного лица» и его роль в повести. «Сердечная остуда»людей как причина смерти Акакия Акакиевича. Авторское отношение к герою и его смерти. Роль детали в повести Гоголя.Значение фантастического финала повести. Гуманистическийсмысл повести — «я брат твой». Образ «маленького человека»в повести Пушкина и повести Гоголя.

 

Теоретико-литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функциифантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации.Образ Петербурга в русской литературе.

 

3. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска» «Маленький человек» в изображении А. П. Чехова. Полемическое осмысление этой темы по сравнению с Гоголем и Пушкиным.Комическое в рассказе «Смерть чиновника» и средства его создания. Авторское отношение к герою и средства его выражения.Трагическое и сатирическое осмысление темы.Рассказ «Тоска». Смысл эпиграфа и его художественная роль.Описания в рассказе, лаконизм Чехова и выразительность его стилистических деталей. Композиция рассказа. Средства созданияхудожественной атмосферы и раскрытия переживаний Ионы.Одиночество человека в суетном мире. Образы движения, суетыи статики, покоя. Контраст внутреннего и внешнего в рассказе.Авторское отношение к персонажам.

Теоретико-литературные знания. Повесть, рассказ, новеллакак эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказаи новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идеяпроизведения. Авторское отношение к персонажам. Художественная деталь у Чехова.

 

Раздел 2. Герой в лирике

 

1. М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи» Лермонтов — поэт-романтик. Романтический конфликт и противоречивость романтической души. История создания стихотворения «Парус». Образ паруса как символ. Авторское настроениев стихотворении. Композиция стихотворения. Изобразительно-выразительные средства создания образов и чувств.Лирический герой в стихотворении «Тучи». Тучи, отношение к ним лирического героя (автора). Сравнение стихотворений«Тучи» и «Парус». Роль символики.

Теоретико-литературные знания. Лирический герой и авторстихотворения. Лирический герой и лирическое настроение.Байронизм и байронический герой. Романтический конфликт.Символ. Отличие символа от метафоры и аллегории. Пейзажнаялирика.

 

2. В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Лирический герой Маяковского. Ораторская интонацияи лирическая тема стихотворения «Послушайте!». Обращение,вынесенное в название стихотворения, как обращение ко всемумиру. Преодоление одиночества, внимание к ближнему каксамое необходимое для человека. Символика и философскаяидея стихотворения. Художественные средства создания образагероя.Образ автора и образ лирического героя в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Фантастическое и реальное в произведении. Словотворчество Маяковского. Образы поэта и солнца, ихродственность друг другу. Художественная идея стихотворенияи символический образ поэта-солнца. Средства создания образалирического героя.Стилистика стихотворений. Оригинальность тропов Маяковского и их роль.

Теоретико-литературные знания. Лирический герой и авторлирического произведения. Тоническое и силлабо-тоническоестихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей,дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмикаи строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки.Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, синтаксическиефигуры, звукопись. Элементы фантастики в стихотворенияхМаяковского.

 

Раздел 3. Народный характер

 

Черты, составляющие характер русского народа.

 

1. И. С. Тургенев. «Бирюк» (из цикла «Записки охотника») Книга И. С. Тургенева «Записки охотника»: история создания,проблематика, общественное значение. Сюжет и композициярассказа «Бирюк». Отношение крестьян и рассказчика к Бирюку. Внешний конфликт между крестьянином-вором и Бирюкоми внутренний конфликт в душе Фомы. Образ лесника и способыего создания. Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средства социально-психологической характеристики героя. Рольприроды в рассказе. Авторское отношение к народу.

 

2. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык», «Житейское правило», «Разговор» Стихотворения в прозе И. С. Тургенева, многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке,о природе, о величии и красоте русского языка. Черты народногохарактера, представленные в стихотворениях Тургенева. Музыкальность прозы Тургенева.

Теоретико-литературные знания. «Натуральная школа».Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства создания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер;объективное и субъективное описание интерьера. Реалистическийпейзаж, его функции. Стихотворения в прозе как лирическийжанр. Деталь. Антитеза.

 

3. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужикдвух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрыйпискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. «Сказки длядетей изрядного возраста» как особый жанр. Народ как геройи адресат щедринских сказок. Особенности сюжетов и проблематики сказок. Фольклорные и б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: