тема любви в понимании А.И. Куприна (к 150-летию со дня рождения писателя).




Добрый день дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать в стенах АОНБ им. Н.К. Крупской. Предлагаем вам окунуться в мир русской классической литературы, обладающей своим особым «лицом», «индивидуальностью». Потому что творцами её выступали авторы, обладавшие громадной «общественной ответственностью». Русская классическая литература – это вечно живая литература, к которой хочется возвращаться.

В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения Александра Ивановича Куприна. Творчество Куприна – это любовь к жизни, любовь к человеку, любовь к матери, любовь к женщине, любовь к дому, любовь к русскому языку, любовь к России… Любовь... Этим чувством пронизано все творчество Александра Куприна. Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера Куприна выходили особые рассказы и повести о любви. Представляем вам литературную галерею «Певец возвышенной любви…», посвященную теме любви в понимании писателя.

7 сентября (26 августа) 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии родился будущий писатель Александр Куприн. Он рано покинул родные места, проведя там всего первые три года своей жизни, но в дальнейшем неизменно возвращался посредством своих героев в родной Наровчат. В 1981 году в бывшем доме купца В.И. Шлыкова, отстроенном на фундаменте сгоревшего дома, который принадлежал родителям писателя, его дочь Ксения создала музей.

Отец будущего писателя, Иван Иванович Куприн, служил письмоводителем. Мать писателя – Любовь Алексеевна, происходила из рода князей Кулунчаковых. «Принцесса Кулунчакова», так называл её знаменитый сын. В подробной росписи указан родоначальник Еникей Кулунчак, принявший православие и служивший в XVI веке еще у царя Иоанна Грозного. Предки писателя по материнской линии получили земли в Наровчатском уезде. «Непоколебимое татарское упрямство», азарт, самолюбие, душевное и физическое здоровье, татарскую внешность – это все взял Александр Иванович от своих предков. Писатель бравировал своим сходством с татарским ханом и уже будучи известным беллетристом, появлялся на людях в тюбетейке, подписывая в эмиграции свои работы псевдонимом «Али-Хан».

После неожиданно ранней смерти мужа, Любовь Куприна, продав дом, забрав детей, Соню, Зину и Сашу, приняла решение уехать в Москву.

После Наровчата Куприн был обречен на бездомье на целых 38 лет: казенный мальчик в сиротском пансионе, кадет и юнкер в военных училищах, офицер на казённой квартире... Но дом остался в его душе, в памяти и детской мечте – душа его персонажа Миши Нельгина из рассказа «Храбрые беглецы» стремилась в Наровчат. Тоска по дому автора отразилась в «Кадетах», «Юнкерах». В рассказе «Святая ложь» пристанище найдено в любящем сердце матери. В повести «Поединок» главный герой – поручик Ромашов родом из Наровчата.

Только сильный характер, воля, ответственность перед детьми, гибкий ум помогли Любови Куприной выстоять в жизни, выдержать трудности и лишения, бедность, поднять на ноги троих детей. Сын всегда помнил наставления матушки и воспроизвел в романе «Юнкера»: «Тебе, мой Алёша, я должна сказать: научись ты, ради Бога, обуздывать свой неуемный татарский нрав. Много ты несчастий через него перетерпишь. Кровь у тебя уж чересчур вспыльчивая».

Прочтем отрывок из трогательного письма к матери, уже состоявшегося сорокалетнего литератора: «... ты мне теперь очень нужна, не твой ум, а твой инстинктивный вкус, которому я верю больше, чем всей теперешней критике.... Согласись – нет у нас с тобою более близких людей, чем ты и я...». Куприн автор самых пронзительных рассказов о материнской и сыновней любви.

Писателем Александр Иванович стал случайно. Когда он еще был курсантом военного училища, решил написать рассказ «Последний дебют». Подписался «Ал. К-рин».

Об этом стало известно начальству и «презренный писака, затесавшийся в славные ряды будущих героев отечества», был обнаружен и предан суду. Куприна посадили на двое суток в карцер, где он поклялся себе не прикасаться к перу и бумаге, но слово своё не сдержал.

Закончив обучение в 1890 году, в чине подпоручика он попал в 46-й Днепровский пехотный полк, где стал свидетелем той самой повседневной офицерской жизни, которая составила основную канву его ранних произведений.

Отслужив четыре года, Куприн вышел в отставку. После незадавшейся воинской службы Куприн писал: «Куда только не совала меня судьба... я был офицером, землемером, грузчиком, продавцом, лесным объездчиком...» Калейдоскопом сменяются виды городов, фотографии друзей и знакомых. За документами, материальными и бытовыми вещами перед нами предстает человек огромной энергии и таланта. В эти годы он начал публиковаться. Повести «Молох» и «Олеся» привлекли к нему внимание современников-литераторов – Бунина, Чехова, Горького.

О бурной жизни Куприна ходили легенды. Всю жизнь он жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни). Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулер а́, нищие, монахи, коммерсанты, шп и́ ки... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине… Когда уже известного мастера слова попросили рассказать о себе, он ответил коротко: «я в своей бурной молодости видал многое, побывал везде... И потому произведения представляют справочник российского бродяжничества...»

Время бурной популярности Александра Куприна представлено журналом «Мир Божий». Издательница журнала – Александра Аркадьевна, вдова композитора Давыдова, привлекла талантливого провинциала к работе и выдала за него замуж свою приёмную дочь, красавицу Марию Карловну. От этого брака у Куприна родилась дочь Лидия.

Маша была остроумная, яркая, шумная и всегда претендовала на первые роли. Куприн свою молодую супругу обожал страстно, с трепетом относился к её литературному вкусу и всегда прислушивался к её мнению. Мария в свою очередь делала всё возможное, чтобы обуздать буйный нрав мужа и сделать его салонным писателем. Но ему ближе были шумные трактиры.

Куприн был ленивый писатель. С неорганизованностью и неусидчивостью мужа Мария боролась достаточно жёсткими методами. Из-за загулов Куприн никак не мог дописать свою повесть «Поединок», тогда супруга заставила его снять квартиру, выпроводив из дома. Навещать жену и дочь он мог только в том случае, если приносил новые страницы рукописи. Как-то Куприн принёс старую главу, Мария была обижена обманом и заявила, что теперь она будет забирать страницы рукописи только через приоткрытую на цепочку дверь.

В мае 1905 года повесть, наконец, издали. Это произведение принесло Куприну не только всероссийскую, но и мировую славу. Но семья Куприных не стала счастливее. Два, несомненно, ярких человека не смогли ужиться вместе. Супруги то расходились, то сходились…

Прежде чем решиться на окончательный разрыв с «безжалостной Машенькой», Куприн топил боль в алкоголе. Именно в это время родилась легенда о Куприне как о пьянице, дебошире и гуляке…

В разгул его хмельного времени Александра Ивановича спасет няня четырехлетней дочери – Лиза Гейнрих. Елизавета была младшей из двенадцати детей в семье пермского фотографа М о́ рица Гейнриха Р о ́тони. Её старшая сестра Мария была гражданской женой писателя Мамина-Сибиряка. Лиза воспитывалась в семье старшей сестры и в семье Давыдовых (семья жены Куприна). В двадцать лет она поступила в Евгеньевскую общину сестер милосердия и, едва началась русско-японская война, попросилась на Дальний Восток. Обратно вернулась с горьким жизненным опытом и разбитым сердцем. На фронте Лиза встретила свою первую любовь, но однажды увидела, как её жених бьет беззащитного солдата, и немедленно порвала с ним. Разочарованная, с горьким осадком на душе она возвратилась в Петербург. Однажды, забежала повидаться с Марией Давыдовой-Куприной и осталась выхаживать её дочь, больную дифтеритом Лидочку, и помогать по хозяйству.

Александр Иванович обратил на неё внимание через несколько лет на модной вечеринке, где блистал будущий известный актёр Качалов.

В имении друзей, Куприн признался Лизе в любви, а она, не дослушав убежала. Рано утром, никому не сказав, тихо собралась и уехала. В тайне от близких Лиза устроится в госпиталь на окраине Петербурга, в инфекционное отделение, куда посторонних не пускали. По просьбе Куприна, лишь через полгода, её отыщет его приятель Батюшков [1]. Он приготовил для неё одно только слово: «Спасайте!..»

Лиза спасет. Она сумеет уговорить писателя перестать пить и отправиться на лечение в Финляндию. Лиза Гейнрих станет для него настоящим ангелом хранителем. Благодаря ей, ее душевной мягкости и доброте, Куприн вернется к творчеству и познает радость спокойной семейной жизни. От этого брака у писателя родились дочери – Ксения и Зинаида. Наконец, в 40 лет у Куприна снова появился свой дом. В Гатчине на Елизаветинской улице, он купил уютный домик, где хорошо работалось. С этим домом связан самый счастливый период жизни писателя.

Елизавета М о ́рицевна стала для Куприна настоящей спутницей его таланта. Александр Иванович под впечатлением своей любви к Лизе пишет повесть «Суламифь». Интересна история создания повести. Сельский священник принес старинную Библию. Куприн стал ею зачитываться. Тут подошел и субъективный мотив [2]: он недавно перед тем разъехался с первой женой и собирался вновь вступить в брак. Раньше, после первой женитьбы, Александр Иванович любил себя ставить в положение Пушкина, перед которым он как-то особенно благоговел (Пушкин и Толстой – литературные кумиры Куприна). Теперь его страстно захватил облик царя Соломона [3]. Ему все нужно было о нем узнать: и историю, и легенды, все апокрифы [4] о Соломоне, исследования в этой области, бывшие в ту пору религиозные культуры. Словом, в течение нескольких месяцев Куприн только и бредил Соломоном и Суламифью [5]. Пересказать по-своему «Песнь песней» [6] и придать реальный смысл тому, что толкуется иносказательно, стало у него душевной потребностью. Образы неотвязчиво стояли в воображении писателя.

Невероятно увлеченный своим сюжетом, Александр Иванович пишет писателю Владимиру Тихонову [7]: «Теперь роюсь в Библии, Ренане [8], Веселовском [9] … потому что пишу не то историческую поэму, не то легенду, – я сам не знаю что, – о любви Соломона и Суламифи, прекрасной, как заветы Соломона, как шатры Кидорелия [10]. Что выйдет – не ведаю, но задумано много…»

Из всех своих произведений Куприн больше всего любил «Суламифь».

«Так посетила царя Соломона – величайшего из царей и мудрейшего из мудрецов – его первая и последняя любовь.

Много веков прошло с той поры. Были царства и цари, и от них не осталось следа, как от ветра, пробежавшего над пустыней. Были длинные беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в веках, точно кровавые звезды, но время стерло даже самую память о них. Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь прекрасна!» [11]

Куприн считал, что любовная лирика всегда должна быть трагедией. Но вместе с тем, писатель утверждал, что без этого удивительного чувства человек не может обходиться, так как вместе с трагедией следует счастье и незабываемые минуты. Ярким подтверждением этих слов является повесть «Олеся» – удивительная лесная симфония о Полесье, о светлой и трагичной любви красавицы-колдуньи Олеси и Ивана Тимофеевича. Куприн называл повесть «одним из самых дорогих его сердцу произведений!»

Мало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Александру Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. К теме любви Куприн относится целомудренно; этим почти священным трепетом полна прекрасная повесть – «Гранатовый браслет». Пожалуй, это самое яркое произведение Куприна, вызывающее у читателей эмоциональный всплеск.

В основе сюжета – история, которую кто-то рассказал ему в юности. Жил-был влюбленный фанатик, который забрасывал замужнюю даму безвкусными подарками и плоскими письмами. Эта странная история вдохновила писателя, через несколько лет он написал «браслет». Многие коллеги по перу критиковали Куприна за эту повесть, но читатели завалили благодарными письмами. «Гранатовый браслет» стал для многих читателей произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Писатель сумел показать великий дар любви в обыденной жизни. В сердце героя повести, бедного чиновника Желткова, вспыхнуло прекрасное, но безответное чувство – любви. Этот маленький, безвестный и смешной телеграфист Желтков, вырастает благодаря этому чувству в трагического героя.

«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» звучат не только как гимн любви, но и как песнь всему светлому, ликующему и прекрасному, что несет в себе жизнь. Эта радость жизни не была у Куприна результатом бездумного отношения к действительности; один из постоянных мотивов его творчества был контраст между самым совершенным проявлением этой радости жизни – любви – и тяжелой нелепой окружающей действительностью.

В «Олесе» чистую, беззаветную и великодушную любовь губит мрачное суеверие. Зависть и злоба разрушают любовную идиллию царя Соломона и губят Суламифь. Жизненные условия враждебны человеческому счастью, которое решительно борется за свое существование, так показывает Куприн в своих произведениях. Так происходит и в жизни писателя…

Милые теплые времена рухнули, когда началась Первая мировая война, увлекшая Россию в круговорот революции, крови и вражды. Куприн воспринял это как тяжелейшее испытание, обрушившееся на Родину. Уже в октябре 1914 года он отдаёт самую большую комнату – столовую с камином – для устройства лазарета на десять коек. Его жена, Елизавета М о́ рицевна ухаживает за ранеными. Куприн просится в армию. Его направляют в запасной полк в Финляндию, но вскоре комиссуют по состоянию здоровья. В декабре 1914 года исполняется 25 лет его литературной деятельности. Куприн так оценивает свой труд: «Подводя итоги, я всё-таки чувствую, что работа писателя была не напрасной. О себе скажу только одно: работал честно. Но ничего у меня кроме долгов – нет. Да и что я был бы за русский писатель, если бы умел устраивать свои дела».

Февральскую революцию он принимает радостно. Свержение монархии обещает политические свободы. Но разруха, надвигающаяся на страну, хаос беспокоит Куприна. Волнует его разложение армии. Большевистские идеи привлекают его, но кажутся ему преждевременными и утопическими. Куприн пишет: «Пусть учение Ленина в своей идеологии высоко. Но оно открывает широко двери русскому бунту – бессмысленному и беспощадному». Вот с этих позиций Куприн встретил Октябрь. Он опасался за судьбу русской культуры, считая, что революция сопровождается излишней жестокостью.

В июле 1918 года Александр Иванович был арестован. Елизавета М о ́рицевна позвонила в тюрьму, ей ответили, что Куприн «расстрелян к чертовой матери!». Продержав в тюрьме три дня, писателя выпустили, включив в списки заложников.

Зима 1919 года принесла холод, голод, сыпняк. С болью и грустью наблюдает Куприн, как пустеют улицы, как приходят в упадок дворцы, как замирает жизнь в Гатчине. В повести «Купол святого Исаакия Далматского» Куприн пишет об этом времени: «К середине 1919 года мы все, обыватели, незаметно впадали в тихое равнодушие, в усталую сонливость. Умирали не от голода, а от постоянного недоедания. Смотришь, бывало, в трамвае примостился в уголку старичок и тихо заснул с покорной улыбкой на иссохших губах. Станция. Время выходить. Подходит к нему кондукторша, а он мёртв. Так мы и засыпали на полпути у стен домов, на скамеечках в скверах… Днём гатчинские улицы были совершенно пусты».

16 октября 1919 года Гатчина была занята войсками Юденича. Куприна снова призывают в армию и назначают редактором газеты «Приневский край». Проработал он в этой газете только две недели. А уже 3 ноября Гатчина была освобождена войсками Красной Армии. Начался беспорядочный отход белой армии. За ней потянулся поток беженцев. Среди них был и А.И. Куприн.

Вначале Куприны живут в Финляндии. Вот последнее письмо Куприна Репину [12] из Гельсингфорса [13]: «…Не моя воля, что сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу... Тоска здесь… Впрочем, тоска будет всюду, и я понял ее причину вовсе недавно. Знаете ли, чего мне не хватает? Это двух-трех минут разговора с половым Любимовского уезда, с Зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с Володимирским плотником, с мещерским каменщиком. Я изнемогаю без русского языка! Эмигранты, социалисты, господа и интеллигенция – разве они по-русски говорят? Меня, бывало, одно ловкое уклюжее словцо приводило на целый день в легкое, теплое настроение. Помню, я говорил извозчику: лошадь-то у тебя, Ваня, как исхудала». А он мне: «Что и говорить. Одно основание осталось!» Основание! Какая чистая замена иностранного слова «скелет»! Вот когда я понял до конца ту загадку, почему и Толстой, и Пушкин, и Достоевский, и Тургенев (немного вычурно) так хорошо признавали в себе эту тягу к языку народа - и к его непостижимой, среди грубости, мудрости. Как-то жалко, жалко мне, что уеду далеко от Вас… Буду писать Вам из… Вот и сам не знаю откуда.

Есть три дороги: Берлин, Париж и Прага. На столбе под именем городов что-то написано. Но я, русский малограмотный витязь, плохо разбираю, кручу головой и чешу в затылке. А главное, мысль одна: домой бы…»

3 июля 1920 года семья Куприных поселяется в Париже, писателя жестоко преследует материальная нужда. Своему старому другу Заикину [14] в 1924 году он напишет: «В декабре этого года будет 35 лет, как пишу, пишу, пишу, накатал 20 томов, с политикой еще больше, знаком каждому грамотному человеку в мире, а остался голый и нищий, как старая бездомная собака».

Куприн занимается литературной подёнщиной, работает, по его выражению, «как верблюд». Из письма тех лет: «Ах, если бы вы знали, какой это тяжкий труд, какое унижение, какая горечь писать ради куска насущного хлеба, пары штанов, пачки сигарет. И так каждый день в течение многих лет».

Гораздо более материальной нужды изматывает его духовная оторванность от Родины, неотступно, ежечасно гложет его тоска по Родине, образ России преследует его повсюду. Куприн часто вспоминает Гатчину, свой зеленый домик, благоухающий сад, удивительные урожаи гатчинского огорода. В 1921 году он пишет писателю Гущику [15] в Таллинн: «…нет дня, чтоб я не вспоминал Гатчину, зачем я уехал. Лучше голодать и холодать дома, чем жить из милости у соседа под лавкой. Хочу домой...». Он мечтает вернуться на Родину, но боится, что его, великого грешника, не простят.

В 1937 году он получил разрешение правительства Советского Союза на возвращение. 31 мая 1937 года на Белорусском вокзале в Москве его встречают друзья и почитатели таланта. Перемена, произошедшая с писателем, поразила многих. Вместо могучего, коренастого, веселого человека, смельчака и балагура, они увидели сухонького тщедушного старичка, уже плохо видящего и плохо слышащего.

Он был поражен теплым приемом на родине. Живительный дым Отечества вселил в него новые силы. В Москве предположительно [16] он написал очерк «Москва родная», возможно [17] занимался написанием киносценария по рассказам «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников». Зимой 1937 года Куприны приехали в Ленинград, получили квартиру на Лесном проспекте. Сюда к писателю приезжали его друзья.

Из воспоминаний Ксении Александровны Куприной [18]: «Светлые и нежные письма моей матери из Советского Союза объясняют все. В них бьется большое человеческое сердце, наполненное той любовью, во имя которой жила эта героическая маленькая женщина. «…Против ожидания, папа перенес дорогу очень легко, но притомился, конечно, от сильных переживаний. Как только приехали в Негорелое, сразу другая атмосфера – русская речь, много внимания и ласки увидели от советских служащих. В Москве встретили папу представители писательских организаций и много старых друзей по литературе. Но что папу смутило – это множество фотографов, которые щелкали со всех сторон. Он так отвык от такого внимания и интереса к себе. До сих пор не может опомниться от чуда – вчера был в Париже, сегодня в Москве! Как в сказке. Так был потрясен радостью приезда и приема, что первый день не мог говорить.

… Папа молодеет с каждым днем и твердо верит, что быстро окрепнет на родной земле, доволен, что кругом русская речь…»

Александр Иванович Куприн, мастер слова, умер 25 августа 1938 года в Ленинграде, похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища, где каждое имя принадлежит прошлому, настоящему и будущему.

И среди этих великих имен, имя странного человека, обладающего недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, грубого и нежного, фантазера и мечтателя идеалиста, жадного до впечатлений романтика, певца возвышенного чувства – знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна, мастера сюжета, очень современного и актуального. Куприн нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Прошло сто пятьдесят лет с его рождения, но люди не меняются. У всех те же страсти и те же цели. Не меняется наша способность любить и страдать, ревновать, предаваться страстям, мучиться или быть счастливыми.

Читайте классику! Фонды Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской Вам в этом помогут. Мы предлагаем Вам обратить Ваше внимание на книжно-иллюстративную выставку, посвященную жизни и творчеству Александра Ивановича Куприна. До новых встреч!


[1] Батюшков, Фёдор Дмитриевич (1857-1920), филолог и педагог.

[2] Субъективность – это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

[3] Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии.

[4] Апокрифы – от древнегреческого скрытый, сокровенный, тайный. Произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы не вошедшие в библейский канон.

[5] Суламифь (Суламита) - библейский персонаж, героиня Песни песней Соломона.

[6] «Песнь песней» - книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Четвёртая книга раздела Ктувим еврейской Библии. Написана на библейском иврите и приписывается царю Соломону.

[7] Тихонов, Владимир Алексеевич (1857-1914), писатель, драматург, актер.

[8] Ренан, Жозеф Эрнест (1823-1892), философ.

[9] Веселовский, Александр Николаевич (1838-1906), историк литературы.

[10] Шатры Кидорелия – кедар (кидар) было кочевым племенем, обитавшим в сирийско-аравийской пустыне. Они жили в черных шатрах из козьей шерсти.

[11] Куприн А.И. Суламифь.

[12] Репин, Илья Ефимович (1844-1930), художник.

[13] Гельсингфорс – Хельсинки, до 1926 года в русском языке официально использовалось шведское название Гельсингфорс – столица и крупнейший город Финляндии.

[14] Заикин, Иван Михайлович (1880-1948), цирковой артист, спортсмен, один из первых русских авиаторов.

[15] Гущик, Владимир Ефимович (1892-1947), крупнейший русский прозаик в Эстонии в 20-30-е годы 20 века.

[16] Предположительно писали от его имени.

[17] Возможно, писали за него.

[18] Куприна, Ксения (Киса)Александровна (1908-1981), модель, актриса, автор книги «Мой отец - Куприн». В тексте сценария цитируются письма Куприна из её книги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: