Основные изменения обновленного ФГОС ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования ко всем учебным предметам с 5 по 9 классы, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают обновление содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения для каждого класса и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.
Требования к предметным результатам обучения конкретизированы и систематизированы для изучения каждого учебного предмета и дают четкие ориентиры, единые подходы для оценки качества образования учителем при освоении учебной программы в каждом классе и проведении государственной итоговой аттестации в 9м классе.
При реализации образовательной программы в 5-9 -х классах в школе для учеников будут созданы условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Основные новшества обновленных ФГОС ООО:
- Сократился общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет (5-9 кл.): количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов (ФГОС ООО-2010: 5267-6020 часов).
- Введено понятие «учебный модуль» при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.
- В обновленных ФГОС ООО детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и учебного процесса. Обозначены основные направления воспитательной деятельности как способы достижения личностных результатов учащимися, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и экологического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия.
- Изучение учебных предметов математика, информатика, биология, химия, физика в 5-9х классах предусмотрено в обновленном ФГОС на базовом и углубленном уровнях. С учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов учеников на уровне основного общего образования возможна организация образовательной деятельности с углубленным изучением отдельных учебных предметов, т.е. профильное обучение. Это поможет реализовать задачи профессиональной ориентации и предоставить возможности каждому ученику проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.
- В предмете «Математика» вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика». Учебник «Вероятность и статистика» разрабатывается, по итогам проведения экспертизы планируется его включение в Федеральный перечень учебников.
- ФГОС ООО-2021 (5-9 классы) исключена обязательность изучения второго иностранного языка.
Учет мнения родителей (законных представителей) при формировании обязательной части учебного плана:
- При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой.
- По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка (русского) и родной литературы (русской) и при наличии возможностей школы.
- По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых условий осуществляется изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого школой.
В настоящее время на федеральном, региональном уровнях созданы методические ресурсы и сервисы для учителей по реализации обновленного ФГОС ООО. Учителя, обеспечивающие преподавания учебных предметов в 5-х классах проходят курсы повышения квалификации пор типовой программе, разработанной Академией Министерства просвещения РФ. Школа готова к реализации обновленного ФГОС ООО в 5-х классах с 1 сентября 2022 года.
Таким образом, обновленный ФГОС ООО- 2021 года дает возможность создания и реализации благоприятных условий для обучения школьников, деятельности учителя и позволяет улучшить взаимодействие родителей, педагогов и детей. Единое учебное содержание, точные и конкретно сформулированные образовательные результаты направлены на обеспечение качественного образования, формирование единого образовательного пространства нашего региона и страны в целом.
Предлагаем перейти к обсуждению и ответам на вопросы.
Будет ли меняться содержание учебников? Будут ли разработаны и изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам? Будет ли изменен Федеральный перечень учебников?
Содержание определенной части учебников, включенных в Федеральный перечень, не соответствует примерным рабочим программам, в связи с чем:
1. в настоящее время в издательствах завершается доработка содержания действующих и подготовка новых учебников.
2. Доработанные и вновь созданные учебники пройдут экспертизу
3. По итогам экспертизы будет сформирован федеральный перечень учебников (2022 г.)
Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.