Период механического и метафизического Естествознания.




Вопросы контроля за знаниями (КСЕ)

Тема 1.

 

1. Дайте определение понятию наука, научное знание.

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
Научное знание:
- является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;
- социально обусловлено; и
- обладает различной степенью достоверности.

2. Какие два важнейших этапа в становлении науки выделяет К.Ясперс?

В VI– IVвв. до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука.
Важнейшим фрагментом античной научной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о мировых сферах. Геоцентризм той эпохи вовсе не был «естественным» описанием непосредственно наблюдаемых фактов. Это был трудный и смелый шаг в неизвестность.
Вторая глобальная научная революция происходит на XVI-XVIIIвв. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира. Это самый заметный признак смены научной картины мира. Он мало отражает суть произошедших перемен. Общий смысл обычно определяется формулой: становление классического естествознания. Первопроходцами в этот период были признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон.

Таковы особенности «ньютоновской революции». Ее итог: механическая научная картина мира на базе экспериментально – математического естествознания. В общем русле этой революции наука развивалась до конца XIXв. За это время было сделано много выдающихся открытий, но они лишь усложнили общую картину мира, не покушаясь на ее основы. «Потрясение основ» - третья научная революция – случилось на рубеже XIX– XXвеков. Благодаря серии блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.) была практически разрушена базовая предпосылка механической картины мира – убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы и что универсальный ключ к пониманию происходящего дает в конечном счете механика И. Ньютона.
Наиболее значимыми теориями стали теория относительности (специальная и общая) и квантовая механика. Наиболее контрастные изменения состояли в следующем:
1. Любое наше представление, в том числе и вся научная картина мира в целом, релятивны, т.е. относительны.
2. Новая картина мира переосмыслила исходные понятия пространства, времени, причинности, непрерывности.
3. Неклассическая естественно – научная картина мира отвергла классическое противопоставление субъекта и объекта познания. Объект перестал восприниматься как существующий «сам по себе». Его научное описание оказалось зависимым от определенных условий познания (учет состояния движения систем отсчета при признании постоянства скорости света; способа наблюдения (класса приборов) при определении импульса или координат микрочастицы и пр.).
4. Изменилось и «представление» естественно – научной картины мира о самой себе: стало ясно, что абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда, т.к. любая из таких «картин» может обладать лишь относительной истинностью.
Эйнштейновская революция в естествознании началась с появлением принципиально новых фундаментальных теорий, их утверждение привило к смене теоретико-методологических установок во всем естествознании.
Таким образом, три глобальные научные революции предопределили три длительных стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя общенаучная картина мира. Революционные сдвиги затрагивающие основы фундаментальных наук определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.

3. Дайте определение понятию “парадигма” по Т.Куну.

Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. (Т. Кун)

4. Что понимается под понятием “научная революция”. Как Вы можете

персонифицировать три важнейшие научные революции?

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

 

5. Что такое естествознание. Предмет и цели естествознания.

1. Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из 3-х основных областей научного знания - о природе, обществе, мышлении.

Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе. Материальные носители, образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи: их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. Основные формы всякого бытия - пространство и время, закономерная связь явлений природы.

Термином природа чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющейся продуктом трудовой деятельности человека.

Цели естествознания двоякие:

1. Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления.

2. Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Построение новой деятельности.

 

6. Назовите и определите временные рамки пяти периодов в развитии естествознания.

 

 

1. Первый подготовительный – натурфилософский, характерный для древних этапов развития общества. Примером физической картины мира того времени могут служить древнеиндийские, греческие знания.

Первые попытки людей создать ясный и наглядный образ мироздания были ещё очень далеки от науки, как мы её сейчас понимаем. Но замечательна сама эта дерзкая цель – объять мыслью весь мир. Отсюда берёт истоки уверенность в том, что человеческий разум способен осмыслить, понять, разгадать устройство Вселенной, создать в своем воображении полную, целостную картину мира, в котором мы живем.

 

В целом античная культура вызывает прежде всего ощущение грандиозности того поворота в мыслях и чувствах людей, того расширения арсенала понятий, логических норм, фактических знаний, которые имели место в древности.

Второй подготовительный

Характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел) Основные усилия ученых были направлены не на познание мира, а на получение предметов или разработку способов открывающих путь к богатству, в силу этого прогресс техники совершался крайне медленно, но шло накопление фактического материала, подготавливался качественный переход к новому пониманию природы. Арабские мыслители, таки как Ибн-Закрия аль-Рази, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Омар Хайям, Ибн Рошд и др. сохраняли связь с античной философией и наукой и в первую очередь с учением Аристотеля. В данный период, созданная ранее физическая картина мира не претерпевала существенных изменений, а господствовавшая в тот период времени церковь и прежде всего ее инструмент "Инквизиция", не способствовали развитию научных взглядов и прогрессу естественных наук.

Период механического и метафизического Естествознания.

Характеризуется началом возникновения Естествознания как систематической экспериментальной науки, совпадает с периодом становления и возникновения капиталистических отношений в обществе. Господствующим методом мышления стала метафизика. Главное достижение этого периода в истории развития Естествознания, это становление ТЕОРИТИЧЕСКОГО метода познания в науке. Из натурфилософского познания природы, Естествознание превратилось в современное, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения полученных результатов. Главную роль в совершенной революции познания играют Г. Галилей и И. Ньютон.

 

Все это вместе явилось началом современного научного метода исследования природы. "Наука, связывающая теорию и эксперимент, фактически началась с работ Галилея", - писал А. Энштейн.

 

Описанные взгляды Ньютона очень точно характеризуют представления физической картины мира того времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: