27.05. 2020.
Группа 14
Урок № 121 на тему:
«Выступление с реферативными сообщениями (онлайн)».
Цель: развивать умения составлять реферативные сообщения и защищать их.
РЕФЕРАТ КАК ЖАНР ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения; одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников.
Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Специфика реферата
• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,
• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.
Реферат оценивается преподавателем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Этапы работы над рефератом
Подготовка учебного реферата включает в себя следующие основные этапы:
· выбор темы;
· подбор и изучение основных источников по теме;
· составление библиографии;
· обработка и систематизация информации;
· разработка плана реферата;
· написание реферата.
Представление рефератов по скайпу.
3. Домашнее задание: подготовиться к к.р. по теме.
Урок № 122 на тему: «Литература родного края».
Цели занятия:
Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством нашего земляка поэта Михаила Ртищева;
Воспитательная: воспитывать любовь к родной земле, родному городу, уважительное отношение к литературному прошлому, чувство гордости за талантливых творческих людей, наших земляков.
Ознакомление с теоретическим материалом.
Самобытный дух Донбасса всегда привлекал литераторов. Наблюдая за суровыми испытаниями, выпадающими на долю дончан, за их характерами и бытом, писатели получали богатейший материал для творчества. Литературная карта Донбасса отличается большим количеством известных имен.
Среди писателей, живших на Донбассе, писавших о Донбассе, можем назвать несколько имен.
Автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано» Павел Иванов (Беспощадный - псевдоним, ставший потом фамилией, - уж очень жёстко клеймил в стихотворениях буржуев) родился в Смоленской губернии. Потом семья перебралась в наш край. Выпустил сборники «Каменная книга», «Горный пламень», «Над шахтой летят журавли», «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы»...
Поэт и прозаик, защитник Ленинграда от оккупантов, а наших героев - от забвения, почётный гражданин Донецка - Виктор Шутов. Он оставил нам богатое наследство: стихотворные сборники, романы, книги для детей, повести, очерки о Донецке. И, конечно, песни о нашем крае - «Шахтёрская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Благодаря его упорству, боевому характеру, жажде справедливости появились книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие, открывающие правду о деятельности донецких подпольщиков в годы оккупации. Именем Шутова названа улица областного центра, а также литературная премия.
Николай Рыбалко - фронтовик, получивший три ордена Красной Звезды и потерявший зрение после ранения в феврале 45-го на Одерском плацдарме, прославил Краматорск, почётным жителем которого стал. Начиная с 50-х годов, он издал 25 сборников поэзии.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизненным и творческим путём талантливого поэта-земляка из Макеевки МихаилаТимофеевича Ртищева, постараемся понять и запомнить те прекрасные строки, которые он написал для нас.На уроке мы узнаем факты его биографии и творчества, попытаемся определить, в чем секреты его поэтического мастерства.
Ознакомление с поэзией «Цветной бульвар в Макеевке»:
Цветной бульвар в Макеевке.
- А есть ли здесь такой? –
Вы спросите, наверное,
Качая головой.
Да, есть такой. Пусть маленький,
Но всё-таки он есть.
Здесь можно даже встретиться,
И, походив, присесть.
Цветов различных множество,
Их нам не сосчитать.
Какое искушение!
Какая благодать!
- Так где ж бульвар находится? –
Возникнет вдруг вопрос.
Ищите. Обнаружите
По аромату роз.
Это стихотворение, как и сборник стихотворений, который вы видите на экране, написал наш земляк Михаил Ртищев.
Михаил Тимофеевич Ртищев Родился 1 октября 1916 г. в Славянске в семье железнодорожников. В боях Великой Отечественной войны был пять раз ранен. Воевал на Белорусском фронте, дошел до Берлина. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, боевыми медалями. М. Т. Ртищев был автором поэтических сборников «Три солнца», «Родная земля», «Былое» и др.
И еще один известный на Донбассе поэт- певец шахтёрского края – Николай Анциферов – родился в потомственной шахтёрской семье. Детство его прошло в Макеевке. Работал на одной из шахт города, и всё своё творчество посвятил этой сложной профессии. Прочитайте его стихотворение «В шахте».
В шахте
Шахта, товарищи, не метро
И не курорт на Кавказе…
На тысячу метров к Земле в нутро
Мы на работу лазим.
Где-то над нами тартарары,
Пекло над нами где-то.
Здесь ни прохлады,
Здесь ни жары,
Здесь ни зимы, ни лета,
Здесь от пыли тесто во рту,
Здесь полуголые, блестим, в поту,
Чумазы, чернее негра.
Порода вверху,
Порода внизу,
Порода слева и справа.
Породу-песчаник машины грызут
Резцами особого сплава.
Железо и камень. Кто победит?!
Частенько бывают курьезы:
Плавится, плача, металл «победит»,
Роняя железные слезы.
Нету резцов, и времени нет.
Стоим. За смену – ни сместа…
Там наверху табак и обед,
А у меня – и невеста.
Там, наверху, весна и гармони,
Там – и песни и пляски.
А здесь – бригадир плюет на ладони.
И – пару слов по-донбасски.
(Эти слова нельзя напечатать
И говорить при девчатах)
Есть основанья уйти домой:
Влипли, песенка спета.
За это не будут грозить тюрьмой,
Не снимут с работы за это.
Ну, поругают, а стыд – не дым,
Глаза выедает который…
Но мы не уйдем, но мы не сдадим.
Все-таки мы – шахтеры.
2. Составить конспект изложенного материала.
3. Дать письменно ответы на вопросы:
- Какие эмоции вызывают у вас прочитанные стихотворения?
- С творчеством каких донецких поэтов вы знакомы?
4. Домашнее задание: повторить литературные термины.
Форма сдачи задания:
- письменная;
- на электронный адрес iraivakhnenko80@mail.ru
- в личные сообщения в контакте https://vk.com/id208232074