20.05. 2020.
Группа 16
Урок № 111 на тему: «Внеклассное чтение поэзий А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского»
Цели: анализировать поэзии А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, показать значение их творчества.
1. Самостоятельно выбрать одно из поэтических произведений поэзий А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского и сделать полный анализ этого произведения.
Список рекомендуемых для анализа произведений:
А. Блок:
· Незнакомка
· Двенадцать
· Коршун
· Россия
· Вхожу я в темные храмы
· Пляски смерти
· О доблестях, о подвигах, о славе…
· Ночь, улица, фонарь, аптека…
· О я хочу безумно жить!
· Петроградское небо мутилось дождем…
· Прозрачные, неведомые тени
· Моя сказка никем не разгадана
· Там, в полусумраке собора…
· Разлетясь по всему небосклону
· Предчувствую Тебя
· Мне страшно с Тобой встречаться
· Еще бледные зори на небе
· Холодный день
· Поднимались из тьмы погребов
· Ночная фиалка. Сон
· Старость мертвая бродит вокруг
· Возмездие (поэма)
· Черный ворон в сумраке снежном
· Унижение
· В северном море
· Опять с вековою тоскою
· На поле Куликовом
· На железной дороге
Гумилев Н.С.
· Сонет
· Лес
· Жираф
· Озеро Чад
· Старый конквистадор
· В пути
· Волшебная скрипка
· Капитаны
· Память
· Шестое чувство
Маяковский В.В.
· Послушайте!
· Нате!
· Лиличка!
· Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче
· А вы могли бы?
· Облако в штанах (поэма)
Форма сдачи задания:
- письменная;
- на электронный адрес iraivakhnenko80@mail.ru
- в личные сообщения в контакте https://vk.com/id208232074
Преподаватель Ивахненко И.Г.
Урок № 112 на тему: «Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии».
|
Цели: дать студентам понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки, обзорно рассмотреть творчество Н.Клюева, П.Орешина, С.Клычкова, А.Ширяевца;с помощью сохранившихся отзывов о поэтах определить их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века.
Знакомство с теоретическим материалом.
Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий.
Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей Клычков (1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924), Петр Орешин (1887-1938) – пришли в поэзию с другими темами, идеями, интонациями, мелодиями. Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у других поэтов, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу «Краса», куда, кроме Есенина, Клюева, Ширяевца, Клычкова, намерены были войти писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Для большинства «новокрестьян» само слово «коллектив» являлось лишь ненавистным штампом, словесным клише. Их больше связывало личное общение, переписка и общие поэтические акции. Поэтому о новокрестьянских поэтах, как указывает в своём исследовании С.Семенова, «правильнее было бы говорить как о целой поэтической плеяде, выразившей с учётом индивидуальных мирочувсвий иное, чем у пролетарских поэтов, видение устройств народного бытия, его высших ценностей и идеалов – другое ощущение и понимание русской идеи».
|
Крестьянские поэты, изначально воспевавшие неразрывную связь человека с миром живой природы, воспротивились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза, «чугунки» угрозу не только природе, но и нравственным, эстетическим ценностям крестьянской жизни. Одним из самых ярких и трагических свидетельств такого сопротивления стал знаменитый есенинский «Сорокоуст». Навсегда в истории поэзии останется поэтический образ красногривого жеребёнка, отчаянно пытающегося обогнать паровоз.
Н.Клюеву, С. Клычкову, П.Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.
Что объединяет новокрестьянских поэтов и художников-современников поэтов?
1.Любовь к малой Родине.
2.Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям.
3.Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований.
|
4.Обращение к фольклорным сюжетам и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек.
5.Отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
4.Влияние на новокрестьянских поэтов символистов: А.Белого и А.Блока (см презентацию). Переписка А.Блока с Н.Клюевым. «Клюев – большое событие в моей…жизни». А.Блок. 1911 г.
5.Идейные противники новокрестьянских поэтов - пролетарские поэты (см презентацию). «Старые реакционные писатели типа Клычкова и Клюева к крестьянским писателям Советского Союза не имеют никакого отношения». Журнал «На подъёме» 1929 г.
«Любовь к природе в творчестве этих писателей – только антитеза ненависти к городу, фабрике, машине, пролетариату, а синтез- это власть кулачья, построенная на богом данной природе»,- доносил в 1930 г. бдительный О.Бескин.
Дальше с теоретическим материалом вы можете ознакомиться перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=mjc7z6E5nps
2. Выполнение практических заданий:
- составить конспект вышеизложенного материала;
- ответить письменно на вопрос: Какое значение для русской литературы имела новокрестьянская поэзия.
3. Домашнее задание: составить краткий конспект биографии и творчества одного из представителей новокрестьянской поэзии на выбор (Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков).
Форма сдачи задания:
- письменная;
- на электронный адрес iraivakhnenko80@mail.ru
- в личные сообщения в контакте https://vk.com/id208232074