Объявление темы и целей урока
-Ребята, Вы молодцы! Как вы уже сказали тема сегодняшнего урока вода, но сегодня я хочу рассказать вам кое-что новое. Однако, сначала я предлагаю ответить на 2 вопроса: «Есть ли у воды особые признаки(свойства), отличающие ее от других веществ?»
-Как вы считаете, что нам для этого понадобиться?
Узнать свойства воды лучше всего при помощи опытов, которые мы с вами сейчас проведем. Для этого нам понадобиться:
· глобус,
· одноразовые стаканчики с водой,
· Мел, соль
· Учебник и тетрадь
· Чайная ложка
· Фильтровальная бумага
Проверьте, все ли у вас есть.
И второй вопрос: «Как вы считаете, нужна ли вода в нашей жизни?»
Итак, если все готовы, то мы можем начинать
Как вы думаете, ребята, много ли воды на земле?
Что это понять возьмите глобус и покрутите его.
- Каким цветом изображена вода на глобусе?
Правильно! А что будет если быстро вращать глобус?
Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности Земли.
Также вода содержится в листьях, плодах растений, грибах. Назовите фрукты, состоящие из воды
Человеку в сутки требуется более двух литров воды. А всякая ли вода годится для наших нужд?
Какая вода нужна для питья человеку?
Правильно, чистая. Еще, ее называют фильтрованной. Прямо сейчас мы с вами научимся фильтровать воду в лабораторных условиях, пользуясь страницами 52- 53 в учебнике. Перед вами стакан с водой, пустой стаканчик, и специальная бумага. С помощью нее мы и будем очищать (фильтровать нашу воду). Берем бумагу и складываем ее как показано на рисунке вверху страницы 53. Далее, мы вставляем полученную воронку в стакан – мы с вами сделали фильтр. Теперь постепенно переливаем воду из одного стакана в другой. Полученная вода – чистая.
|
«Как вы думаете, а куда делась вся грязь?»
Ребята, мы с вами определили первое свойство воды - очищаемость
Ребята, а как вы думаете для чего еще нужны фильтры?
-Да, вы правы, но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина?
Давайте сравним пресную и соленую воду. Возьмем первый стакан с отфильтрованной водой и попробуем ее на вкус.
Что вы чувствуете?
Хорошо, а теперь возьмите ложку и насыпьте 3-4 ложки соли, затем размешайте. Какая вода теперь?
Итак, мы выяснили еще одно свойство пресной воды – она не имеет вкуса
Для того, чтобы выяснить следующее свойство нам нужно вспомнить цвета. Назовите цвета, которые вы знаете?
Молодцы, также все эти цвета перечислены на странице 54 в учебнике. Какой из них подойдет для описания воды?
Возьмем кусочек мела и попробуем посмотреть через него. Видно ли что-то?
Теперь возьмем стакан с водой и повторим тоже самое. Увидим ли мы что-то?
Вода не имеет цвета – третье свойство, с которым мы познакомились на уроке
Чтобы определить еще одно свойство нам понадобиться ложка. Опустите ложку в стакан с водой, видно ли ее?
Можете сказать почему мы ее видим?
Верно, прозрачность – еще одно свойство воды
Мы с вами назвали уже 4 свойства воды, давайте их перечислим
Верно, может быть кто-то догадывается какое еще свойство имеет вода? Для того, чтобы вам помочь вспомните, чем отличается, например, сок от обычной воды?
|
Правильно, запахом. Давайте проверим это, поднесем стакан с чистой водой и понюхаем, есть ли запах
Значит, можно утверждать, что вода не имеет запаха.
Итак, мы с вами лабораторным путем определили 5 свойств воды. Есть еще 2, которые мы сейчас посмотрим в видео – уроке
А теперь отгадайте загадку:
«что умеет застывать, летать и бегать?»
Правильно! В этой загадке отражены три агрегатных состояния воды. Давайте подумаем: какие?
· Если вода застывает, во что она превращается?
· – Когда вода становится летучей?
· – А когда вода бежит?
– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Обратите внимание на доску:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояни
Продолжим свои исследования.
Посмотрите на фотографии и подумайте, что объединяет эти изображения?
На всех фотографиях – вода, но вода чем-то непохожая, чем? Она разная
Лёд, снег, пар,…
На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?
-Почему вода бывает разной?
- А как вы думаете, может вода изменяться (превращаться в лёд, снег…)?
Как? От чего это зависит?