Гомершмидт Инга Николаевна
МБОУ «СОШ № 26»
Г. Абакан
Урок 11: Человек в религиозных традициях мира.
1. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
2. Основные термины и понятия: человек, молитва, чтение, таинства, намаз, мантра, православная культура.
3. Цель: освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.
Задачи урока
1) Формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
2) Дать знания о месте человека в различных религиозных культурах, путях его самосовершенствования в традициях данной религии.
3) Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова.
4) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
4. Ход урока
Слайд 1. I. Оргмомент.
II. Повторение изученного.
-С какими основными религиями мы с вами познакомились на предыдущих уроках? Слайд 2.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
- Для каждой группы я приготовила задание о 4 основных религиях
- Вам нужно будет дополнить плакаты нужной информацией.
Слайд 3.
– И вспомнить, что является главным условием спасения в христианстве?,
исламе?,
иудаизме?,
буддизме?
- Представители от каждой группы подойдите и выберете карточку. На них изображёны символы религий, какая вам достанется о той религии и будете рассказывать.
|
Заполнение таблиц (групповая работа). Рассказ групп о религиях.
Слайд 4,5, 6,7
ПРАВОСЛАВИЕ Иисус Христос Библия (новый завет) Храм, собор Епископ, священник, диакон Крест, икона | ИСЛАМ Аллах Коран Мечеть Имам Полумесяц |
ИУДАИЗМ Бог Творец Тора (ветхий завет) Синагога Раввин Звезда Давида, минора | БУДДИЗМ Будда Сидхартха Гаутама Трипитака Храм, ступа Лама Колесо,изобр.Будды |
III. Актуализация знаний по теме урока.
Слайд 8
Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Дар Богу».
Слайд 9
– Что оказалось самым дорогим даром?
– Почему слезинка грешника – самый дорогой дар?
Слайд 10. III. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Человек в религиозных традициях мира»
Слайд 11. Мотивация: «Вы узнаете».
- Сегодня на уроке мы узнаем, что делает верующий человек для общения с Богом.
- Что такое МОЛИТВА?
ТАИНСТВА?
НАМАЗ?
ПОСТ и ЗАКЯТ?
МАНТРА?
Что означает ХРАНЕНИЕ СУББОТЫ?
Слайд 12. –Откройте свои учебники на странице 28-29.
- Мы с вами уже говорили, что религия – это связь человека с Богом.
- И мы знаем, что человек должен восстановить разорванную связь с Богом.
- Как вы думаете, что же он должен делать, чтобы Бог его услышал?
- Да ребята, одним из центральных действий верующего человека является молитва.
- Что же такое МОЛИТВА? (Это разговор с БОГОМ.)
Слайд 13. -Для верующего человека молитва это потребность, а не обязанность.
Как человек, который любит другого человека, дорожит общением с ним, стремиться чаще встречаться, и разговаривать с ним, так и человек, верующий в Бога и любящий его, стремится к общению с Богом в молитве.
|
- Бывают молитвы:
просьба,
благодарение
славословие
-Как вы думаете, почему их так назвали?
-Ребята как вы считаете, во всех ли религиозных культурах есть традиция молиться?
IV. Совместное «открытие» знаний. Слайд 14.
Работа в группах.
- Ребята, самостоятельно прочитайте, а потом расскажите нам, что должны делать верующие люди в разных религиях для восстановления разорванной связи с Богом.
Первичное закрепление по теме«Человек в христианстве»
Слайд 15
Слайд 16. –Молитва. (потребность общения с Богом)
Слайд 17. – Чтение библии. (т.к. там описаны поступки и слова Христа, Спасителя, которым верующий всегда стремиться следовать)
–ТАИНСТВА особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, почувствовать его присутствие.
Слайд 18 КРЕЩЕНИЕ - троекратное погружение человека в воду,
в знак приобщения его к церкви и очищение от грехов.
Слайд 19 ЕВХАРИСТИЯ - причащение хлебом и вином,
верующие приобщаются к Христу, освобождаясь от грехов.
Слайд 20Первичное закрепление по теме«Человек в иудаизме»
Слайд 21 Главное религиозное предназначение - Хранение Завета с Богом.
Для этого нужно - Молиться
Слайд 22 - Читать Священное писание
Слайд 23 - Строго соблюдать религиозные заповеди. Хранение СУББОТЫ.
ШАБАТ - особый день у евреев, посвящённый отдыху, молитве, изучению Торы и семье.
|
Обязательными являются стол, накрытый скатертью, зажжённые свечи,
халы - традиционный хлеб в форме заплетённой косы, вино или виноградный сок.
ШАБАТ еженедельный праздник, начинающийся с заходом солнца в пятницу и оканчивающийся с выходом звёзд на следующий день, в субботу.
Соблюдение субботы укрепляет у евреях веру в то, что мир сотворён Богом.
Подобно тому, как Бог создал мир в шесть дней творения, а в седьмой день ничего не совершал, так и евреи ничего не совершают в седьмой день.
В шабат запрещены 39 основных типов работ.
Поэтому к встрече субботы готовятся заранее - наводят порядок в доме, готовят еду, очищают тело… и мысли.
Первичное закрепление по теме«Человек в исламе»
Слайд 24
Совершенный человек в исламе должен соблюдать:
Слайд 25 -НАМАЗ– ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ 5 кратная ежедневная молитва.
Главная ЦЕЛЬ молитвы – поминание Аллаха и приближение к нему.
Молитвы можно совершать поодиночке или коллективно.
Мужчинам лучше совершать КОЛЛЕКТИВНЫЕ молитвы. Пророк сообщил, что такая молитва в 27 раз превосходит награду за одиночную молитву.
Для женщин предпочтительнее молиться дома.
При наступлении времени каждой молитвы из мечетей раздаётся особый призыв на молитву – азан.
Перед молитвой верующий очищается - совершает малое омовение (нужно помыть руки, лицо и ноги, а так же обтереть голову влажными руками)
Слайд 26 - Чтение Корана и размышление о том, что в нём сказано,
считается одним из самых достойных занятий,
т. к. там Предписаны формы служения Богу.
Слайд 27 - мусульмане соблюдают ПОСТ в месяц рамадан –
начиная с рассвета и заканчивая заходом солнца, мусульмане отказываются от еды и питья.
После дневного воздержания они собираются вместе с родственниками и друзьями, чтобы совершить вечернюю трапезу разговения – ифтар.
Рамадан - месяц добра, щедрости и гостеприимства.
Считается, что награда за добрые дела и молитвы, совершённые в эти дни, увеличивается в 70 раз. И поэтому мусульмане охотно раздают пожертвования нуждающимся, а так же оказывают гостеприимство близким и путникам.
Последние 10 ночей Рамадана считаются лучшими в году и поэтому многие мусульмане проводят их в служении Аллаху и молитве.
Главное событие месяца Рамадан – ночь предопределения.
Мусульмане верят, что в эту ночь ангелы – писцы получают сведения о том,
что произойдёт в течении следующего года, поэтому усердно молят Аллаха о ниспослании благополучия и добра.
Слайд 28 - ЗАКЯТ - очистительная милостыня.
Согласно исламу, все богатства в действительности принадлежат только Аллаху. Он вверяет имущество людям на время их земной жизни, чтобы те использовали его в благих целях.
Исполняя веление Всевышнего, состоятельные мусульмане каждый год отдают небольшую часть своего имущества, которая потом распределяется между нуждающимися.
Слайд 29. Первичное закрепление по теме«Человек в буддизме»
Слайд 30 -В буддизме молитва или МАНТРА (изречение) не обращена к Богу.
Молитвы обращены к людям, достигшим просветления или духам, покровителям буддизма
Она направлена на то, чтобы настроить сознание человека, вывести его из зависимости всего суетного.
Главное для буддиста это дисциплина ума.
Слайд 31. -Мантра «Ом мани падме хум», записанная на камне современными буддистами. В Тибете.
(О, жемчужина в цветке лотоса!) — одна из самых известных мантр в буддизме. Считается, что она олицетворяет чистоту тела, слов и разума Будды. Цитируя эту мантру, буддисты надеются пробудить природу Будды, которая, как они верят, есть в каждом человеке.
Слайд 32. Так же буддисты приносят символические дары духам
(кусочки еды, вода, полоски красивой ткани).
Слайд 33. Человек в буддизме должен проявлять
Любовь и сострадание ко всем живым существам,
готовность прийти им на помощь
и желать, чтобы они освободились от страданий, -
вот что делает человека сильным и счастливым.