Коррекция бокового сигматизма (по Э.Я. Сизовой, 1992) при дизартрии




Массаж лицевых мышц и губ

Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:

- похлопывание сглаженной носогубной складки;

- круговые движения в месте соединения жевательных мышц;

- поглаживание губ;

- легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);

- круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);

- легкое пощипывание опущенного угла рта;

- пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).

Массаж языка

- легкое поглаживание языка;

- постукивание шпателем или пальцами по языку;

- очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и лицевых мышц

Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового – один.

Упражнения для языка

1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.

2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.

3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.

4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.

5. Покусывание боковых краев языка.

Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.

3. Носовой

Появление носового оттенка у последующей гласной после «С, З, Ц». Задняя часть (корень) языка соприкасается с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Звуки заменяются храпом.

Коррекция

· Важно: дифференциация воздушной струи. Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Приучать направлять струю воздуха в рот (дуть сквозь сближенные губы) – длительно произносить «Ф».

· + широко просунутым между зубами языком – должен быть желобок («Ф»)

· межзубное произнесение

· переход к нормальному произнесению

Постановка свистящих: 1) от «Ф» с положением языка между нижней губой и верхними резцами; 2) произнести «С» при зажатых крыльях носа; 3) через межзубное положение.

Постановка шипящих: 1) произнести «Ш» при зажатых крыльях носа; 2) через межзубное положение.

4. Губно-зубной.

В учебниках О.В. Правдиной, Л.С. Волковой – данный дефект рассматривается как сигматизм, в пособиях М.Ф. Фомичевой, Е.Н. Российской и Л.А. Гараниной – как парасигматизм.

Свистящие и шипящие произносятся в той или иной степени подобно звукам «Ф, В»: язык в произношении не участвует, звуки произносятся как двугубные щелевые (при нормальном произношении – свистящие и шипящие – ______________________________________________________________________).

Нижняя губа сближается с верхними резцами, как при образовании звуков «Ф, В», поэтому: «С, Ц, Ш, Ч» с оттенком «Ф», а «З, Ж» – с оттенком «В».

 
 


Предрасполагает: прогнатия (верхние резцы резко выступают вперед).

Коррекция

· Уже есть воздушная струя, нужно затормозить участие нижней губы (механически – придерживать нижнюю губу пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой или шпателем отвести нижнюю губу от зубов).

· Показать ребенку, что в момент произнесения фонемы «С» нижняя губа не должна соприкасаться и сближаться с верхними зубами.

· Артикуляционная гимнастика – чередование движений губ (смыкание – размыкание: трубочка - оскал) с обязательным оскаливанием (обнажением) нижних резцов

· Улыбнуться, оттянуть углы рта так, чтобы были видны зубы и подуть на кончик языка – должен быть свистящий звук («С»).

Постановка свистящих: выполнять упражнение «Заборчик» и произнести звук «С», придерживая нижнюю губу.

Постановка шипящих: произнести звук «Ш», вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

Особенности автоматизации: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации (на 2 этапе) – ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. Нельзя проводить автоматизацию в словах, в которых есть другие неправильно произносимые звуки.

Основные виды парасигматизма и их коррекция:

  1. Призубный парасигматизм.

Вместо щелевой артикуляции – передняя смычка («С, Ш, Ц, Ч, Щ» – «Т», «З, Ж» - «Д»). Разница – в ______________________________________________, причем движения языка при свистящих и шипящих гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных «Т, Д».

Предрасположенность:

· Глубокий или закрытый прикус (резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами нижней челюсти)

· Снижение слуха

Коррекция

· Показ правильной артикуляции с последующим протяжным произнесением «С»

· + тактильное ощущение длительной холодной струи при правильном протяжном произнесении звука С.

Артикуляционные упражнения

· Просовывание распластанного языка между зубами.

· Высовывание языка «желобком» при открытом рте.

· Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов.

Постановка: 1) через межзубное положение; 2) с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы (опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки).

  1. Шипящий парасигматизм.

Шипящий оттенок при произнесении «С, З, Ц», смягчено – «Шь». Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих. Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Коррекция

Различение правильного и неправильного произнесения, звучания фонем: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.

· Если нет: от межзубного произнесения – к нормальному произнесению. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.

Постановка свистящих: 1) с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы; 2) через межзубное произношение звука «Ф».

Постановка шипящих: с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы.

  1. Свистящий парасигматизм

Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими.

Коррекция

Постановка шипящих: с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы. «Ш» вызывать от «С»: на щеки нажимать и губы вперед.

При парасигматизме обязательна дифференциация искомого звука со звуком заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

  1. Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4 (Ильякова Н.Е.) (электр. хрестоматия)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: