Массаж лицевых мышц и губ
Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:
- похлопывание сглаженной носогубной складки;
- круговые движения в месте соединения жевательных мышц;
- поглаживание губ;
- легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);
- круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);
- легкое пощипывание опущенного угла рта;
- пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).
Массаж языка
- легкое поглаживание языка;
- постукивание шпателем или пальцами по языку;
- очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и лицевых мышц
Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового – один.
Упражнения для языка
1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.
2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.
3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.
4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.
5. Покусывание боковых краев языка.
Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.
3. Носовой
Появление носового оттенка у последующей гласной после «С, З, Ц». Задняя часть (корень) языка соприкасается с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Звуки заменяются храпом.
|
Коррекция
· Важно: дифференциация воздушной струи. Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Приучать направлять струю воздуха в рот (дуть сквозь сближенные губы) – длительно произносить «Ф».
· + широко просунутым между зубами языком – должен быть желобок («Ф»)
· межзубное произнесение
· переход к нормальному произнесению
Постановка свистящих: 1) от «Ф» с положением языка между нижней губой и верхними резцами; 2) произнести «С» при зажатых крыльях носа; 3) через межзубное положение.
Постановка шипящих: 1) произнести «Ш» при зажатых крыльях носа; 2) через межзубное положение.
4. Губно-зубной.
В учебниках О.В. Правдиной, Л.С. Волковой – данный дефект рассматривается как сигматизм, в пособиях М.Ф. Фомичевой, Е.Н. Российской и Л.А. Гараниной – как парасигматизм.
Свистящие и шипящие произносятся в той или иной степени подобно звукам «Ф, В»: язык в произношении не участвует, звуки произносятся как двугубные щелевые (при нормальном произношении – свистящие и шипящие – ______________________________________________________________________).
Нижняя губа сближается с верхними резцами, как при образовании звуков «Ф, В», поэтому: «С, Ц, Ш, Ч» с оттенком «Ф», а «З, Ж» – с оттенком «В».
![]() |
Предрасполагает: прогнатия (верхние резцы резко выступают вперед).
Коррекция
· Уже есть воздушная струя, нужно затормозить участие нижней губы (механически – придерживать нижнюю губу пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой или шпателем отвести нижнюю губу от зубов).
|
· Показать ребенку, что в момент произнесения фонемы «С» нижняя губа не должна соприкасаться и сближаться с верхними зубами.
· Артикуляционная гимнастика – чередование движений губ (смыкание – размыкание: трубочка - оскал) с обязательным оскаливанием (обнажением) нижних резцов
· Улыбнуться, оттянуть углы рта так, чтобы были видны зубы и подуть на кончик языка – должен быть свистящий звук («С»).
Постановка свистящих: выполнять упражнение «Заборчик» и произнести звук «С», придерживая нижнюю губу.
Постановка шипящих: произнести звук «Ш», вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.
Особенности автоматизации: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).
При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации (на 2 этапе) – ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. Нельзя проводить автоматизацию в словах, в которых есть другие неправильно произносимые звуки.
Основные виды парасигматизма и их коррекция:
- Призубный парасигматизм.
Вместо щелевой артикуляции – передняя смычка («С, Ш, Ц, Ч, Щ» – «Т», «З, Ж» - «Д»). Разница – в ______________________________________________, причем движения языка при свистящих и шипящих гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных «Т, Д».
Предрасположенность:
· Глубокий или закрытый прикус (резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами нижней челюсти)
· Снижение слуха
Коррекция
· Показ правильной артикуляции с последующим протяжным произнесением «С»
|
· + тактильное ощущение длительной холодной струи при правильном протяжном произнесении звука С.
Артикуляционные упражнения
· Просовывание распластанного языка между зубами.
· Высовывание языка «желобком» при открытом рте.
· Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов.
Постановка: 1) через межзубное положение; 2) с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы (опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки).
- Шипящий парасигматизм.
Шипящий оттенок при произнесении «С, З, Ц», смягчено – «Шь». Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих. Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.
Коррекция
Различение правильного и неправильного произнесения, звучания фонем: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.
· Если нет: от межзубного произнесения – к нормальному произнесению. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.
Постановка свистящих: 1) с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы; 2) через межзубное произношение звука «Ф».
Постановка шипящих: с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы.
- Свистящий парасигматизм
Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими.
Коррекция
Постановка шипящих: с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы. «Ш» вызывать от «С»: на щеки нажимать и губы вперед.
При парасигматизме обязательна дифференциация искомого звука со звуком заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).