Способы постановки свистящих и шипящих звуков




Постановка свистящих : от звука «С» - все остальные.

Подготовительный этап:

Важно выработать сильную направленную воздушную струю, умение распластывать язык, удерживать его за нижними зубами. Для этого: подготовительные артикуляционные упражнения (комплекс № 1 по М.Ф. Фомичевой, комплекс № 1 по Т.В. Буденной) и использование опорных (близких по артикуляции) звуков:

- «Ф» (одинаковый с «С» по ___________________________). Отрабатывая «Ф», добиваемся направленной воздушной струи, которая идет в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Эта струя идет по средней линии языка. Работа: выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зеркальным контролем во время произнесения «Ф» дает звучание «С».

- «И» (ИЕ) – добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам.

Звук С:

1. Постановка: по подражанию, с помощью зонда

Постановка звука [с] по Р.Е. Левиной (1965):

1. Межзубное произношение звука [с]. Закрепление в слогах, словах, а затем переход к нормальной артикуляции.

2. Ребенок протяжно произносит звук [р], а затем, проделывая то же самое, язык выдвинуть как можно дальше вперед, необходимо упереть его кончик в нижние зубы.

3. Опора на звук [х]. Произнести шепотом звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с'].

4. Произнесение сочетания ие с напряжением.

2. Автоматизация:

Слоги: СА, АСА, АС, СТА, АСТ.

Слова:

· В начале: сад, сахар, сапоги

· В середине между гласными: коса, лиса, росы, бусы

· В конце: нос, пояс, ананас

· В стечении согласных: стакан, паста, мост

· С 2 звуками С: сосна, космос, соска

· Во фразах: Саня на санках скатился с горки.

· В небольших текстах.

3. Дифференциация С – Ф, Т:

В сериях слогов: СА – ТА, СА – ТА – СА, ТА – СА – ТА …

В словах-квазиомонимах: санки – танки

В словах, где встречаются оба звука: лист, галстук…

Во фразах: Анастасия поставила стул возле стола.

Звук Сь:

1.Постановка: после автоматизации С. Путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.

2.Автоматизация: по той же схеме, что и С.

3.Дифференциация Сь – Фь, Ть, С

Звук З:

1.Постановка: Путем подражания на базе исходной артикуляции звука С с опорой на ощущение вибрации при работе голосовых складок.

2.Автоматизация:

Слоги: ЗА, АЗА, ЗДА (обратный слог не берется).

Слова:

· В начале: заяц, забор, замок, зонт, зуб

· В середине между гласными: козы, розы, призы

· В стечении согласных: здание, изменить

· С 2 звуками З: зазвенеть, замерзнуть

· Во фразах: Козы грызут лозу.

· В небольших текстах.

3.Дифференциация З – В, Д, С

Звук Зь:

Постановка: после автоматизации З. Путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.

Автоматизация: по той же схеме, что и З.

Дифференциация Зь – Вь, Дь, Сь, Зь.

Звук Ц:

1. Постановка: После исправления звука С и введения его в речь ребенка путем подражания на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков ТС: произнести коротко «Т» и включить сразу звук «С», который следует произнести длительно: тсссссс. Слияние звуков – «Ц». Воздушная струя –холодная, сильная.

2. Автоматизация:

Слоги: АЦ, АЦА, ЦА, ЦВА.

Слова:

· В конце: заяц, палец, танец

· В середине между гласными: лицо, синица, птица

· В начале: цапля, цепь, цена

· В стечении согласных: солнце, блюдце, овца

· Во фразах: Любуется девица на себя в зеркальце.

· В небольших текстах.

3. Дифференциация Ц – Т, С, Сь.

Нормативное произношение шипящих звуков

               
 
       
 
 


Постановка шипящих : от «Ш» все остальные.

Подготовительный этап:

Подготовительные артикуляционные упражнения (комплекс № 2 по М.Ф. Фомичевой, комплекс № 2 по Т.В. Буденной – 20 упражнений для выбора логопедом). Для постановки «Ш» необходимо выработать поднятие языка «ковшом» за верхние зубы, путем подражания или с механической помощью. Затем, удерживая такое положение, предложить произносить «С» на сильном выдохе. Губы слегка выдвинуты вперед, воздушная струя теплая.

Звук Ш:

1.Постановка: по подражанию, с помощью зонда от звуков С, Т, Р.

       
 
   
 


2.Автоматизация:

Слоги: ШО, ОШО, ОШ, ШТО, ОШК / ШУ, УШУ, УШ, ШТУ, УШК

Слова:

· В начале: шов, шепот, шум

· В середине между гласными: лошадь, уши, каша, мыши, крыша

· В конце: мышь, душ, карандаш

· В стечении согласных: шторы, пушка, дождь (дошть)

· С 2 звуками Ш: шуршать, шашки, шишка,

· Во фразах: Бабушка для Маши наварила каши.

· В небольших текстах.

3.Дифференциация Ш – Ф, Т, С:

В сериях слогов: ША – СА, ША – СА – ША, СА – ША – СА, АШ – АС – АШ…

В словах-квазиомонимах: мишка - миска

В словах, где встречаются оба звука: Саша, шустрый…

Во фразах: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Звук Ж:

1.Постановка: Путем подражания на базе исходной артикуляции звука Ш с опорой на ощущение вибрации при работе голосовых складок.

«Ж» - от «З» (язык в положении «ковша»).

2.Автоматизация:

Слоги: ЖА, АЖА, ЖДА (обратный слог не берется).

Слова:

· В начале: жаба, жук, жилет…

· В середине между гласными: лужа, ножи, ужин…

· В стечении согласных: ждать, одежда, ножницы..

· С 2 звуками Ж: жужжать, жужжелица..

· Во фразах: Жаба к ужину наловила жужжелиц дюжину.

· В небольших текстах.

3.Дифференциация Ж – В, Д, З.

Звук Щ:

1.Постановка: после автоматизации Ш. Путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.

«Щ» - по подражанию или: длительно произносить «шшшш » и подложить шпатель или зонд под язык и слегка прижать его к средней части твердого нёба. При этом необходимо наличие щели между языком и нёбом.

2.Автоматизация: по той же схеме, что и Ш.

3.Дифференциация Щ – Фь, Ть, Сь, Ш.

Звук Ч:

1.Постановка: После исправления звука Щ и введения его в речь ребенка путем подражания на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков ТЩ.

2.Автоматизация:

Слоги: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА. Звук «Ч» легче автоматизируется в конце слога, слова (нажимать на щеки: ач, уч, мяч, ключ).

Слова:

· В конце: мяч, ключ, кирпич

· В середине между гласными: качели, ручей, сачок

· В начале: чайник, черника, чулки

· В стечении согласных: девочка, очки, удочка

· С 2 звуками Ч: чашечка, чечетка

· Во фразах: У девочки Анечки к чаю куплены прянички.

· В небольших текстах.

3.Дифференциация Ч –Ть, Сь, Ц, Ш, Щ.

 

Основные виды сигматизма и их коррекция:

1. Межзубный

Во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами. Язык просунут между зубами – отсутствие характерного для «С» свиста», который заменяется более низким и более слабым шумом. Может быть недостаток произношения не только свистящих-шипящих, но и Т, Д, Н, Л.

Причины:

· Передний открытый прикус

· Выпадение молочных зубов

· У детей с аденоидными разращениями

· Предрасполагающий фактор – массивный, малоподвижный язык.

Коррекция

Если нет механической дислалии – сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести «С», слоги или слова с «С» (в начале слога, слова) с зажатыми зубами. Далее – отказ от «процеживания» сквозь зубы и переход к нормальному произнесению. Важно: не фиксировать внимание на звуке: «Зажми зубы и посвисти», при этом – тактильный контроль.

Важно – артикуляционные упражнения перед зеркалом:

· Распластанный язык между зубами ()

· Высовывание языка желобом при открытом рте ()

· Выгибание спинки языка вверх при упоре концом в десны нижних резцов ()

Если нет свиста, а тупой шум (как при призубном) – прием для призубного: переводить широкий кончик языка за нижние резцы и сближать их, пускать «длинный легкий ветерок».

Постановка свистящих: 1) по подражанию; 2) с механической помощью; 3) от «Т».

Постановка шипящих: 1) по подражанию; 2) с механической помощью; 3) от «Р».

2. Боковой

Бывает одно- и двусторонним. Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь вправо или влево, или выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под воздушную струю.

 

Вместо «С» и других звуков – неприятный хлюпающий звук, т.к. боковой край языка не примыкает к коренным зубам с одной или с 2 сторон. К боковому произношению свистящих и шипящих часто присоединяется такое же произношение «Рь, Кь, Гь, Дь, Ть». Возникновение боковых сигматизмов имеет органическую основу – парез языка ().

Коррекция

Постановка звуков – через межзубное положение кончика языка.

Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с].

Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем — отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с].

Использование механической помощи.

Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.

Опора на звук [х].

Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с'].

В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с'].

Автоматизация в слогах – также при межзубном положении, и лишь когда язык перестанет отклоняться, его переводят в зазубное положение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: