Главной целью встречи является установление позитивного эмоционального контакта между политиком и гражданами. Только в этом случае у потенциальных избирателей может возникнуть интерес к политику, желание оказать ему поддержку. Поэтому каждой встрече, какой бы ни казалась она спонтанной, всегда предшествует серьезная работа, которая идет по четырем направлениям:
- организационное. Сюда входит работа, связанная с арендой помещений и обеспечением доступа на предприятия, с оповещением населения о предстоящей встрече, получением разрешения местных властей в случае необходимости, техническим оборудованием мест, где будет проходить встреча и т.п.;
- проблемно-информационное. Чтобы политик смог продемонстрировать хорошее знание проблем людей, с которыми ему предстоит встречаться, необходимо предоставить ему соответствующую информацию. Обычно для этого на то предприятие или в тот микрорайон, где будет проходить встреча, посылается специальный "десант". Цель "десанта" – познакомиться с проблемами, волнующими работников соответствующего предприятия или жителей определенного микрорайона. Выявление ожиданий, интересов, ценностей людей позволяет спрогнозировать вопросы, которые могут быть заданы политику. В особо ответственных случаях делаются "домашние заготовки" ответов;
- психологический тренинг. Редкий человек обладает даром свободно чувствовать себя в любой группе окруживших его людей. Многие политики вынуждены прибегать к помощи специалистов-психологов, которые по специальным методикам обучают их навыкам общения. Если общение предполагается в проблемной аудитории, то на тренингах могут отрабатываться и ответы на каверзные вопросы;
- сопровождение. Работа по этому направлению ориентирована па минимизацию негативных последствий кризисного развития ситуации во время встречи. Для этого разрабатывается тактика оттеснения тех, кто может задать неудобные для политика вопросы. В случае необходимости в уста наиболее доверенных лиц вкладываются заранее заготовленные вопросы. Это особенно важно, если встреча используется в качестве информационного повода и на нее приглашены журналисты и телеоператоры. Иногда политика приходится охранять от психически неуравновешенных людей.
Если встреча политика с населением преследует цель создания информационного повода, то очень важно продумать все детали работы со СМИ. Необходимо составить и разослать по редакциям СМИ пресс-релизы о готовящемся мероприятии, обеспечить журналистов транспортом, создать условия для качественного освещения самого мероприятия, чтобы получилась качественная "картинка". Рекомендуется также организовывать собственную фото- и видеосъемку для предоставления отснятых материалов в редакции, которые не прислали корреспондентов.
|
При подготовке встреч политическим технологам необходимо руководствоваться следующими принципами:
• политик не должен оказаться в одиночестве. Если встречи не требуют большого скопления людей, то это не значит, что при их подготовке можно игнорировать проблему явки. В назначенное время в клуб могут вообще не прийти люди, если их не проинформировать о предстоящей встрече. "Случайная" встреча у рынка не состоится, если политик малоизвестен, а его персона не привлекает внимания идущих мимо людей. Если не будет достигнута предварительная договоренность с администрацией о встрече с трудовым коллективом, то политика могут просто не пустить на территорию предприятия;
|
• нельзя встречу превращать в митинг. Встреча предполагает диалог с собравшимися людьми, поэтому политик должен быть готовым не только к озвучиванию тезисов своей программы, но также должен демонстрировать желание и умение выслушивать других людей, живо реагировать на их проблемы. Следует помнить, что каждому человеку свойственно благоприятное отношение к тому, кто его внимательно выслушает и проявит заинтересованность в его судьбе;
• с людьми следует говорить о том, что их интересует. Политик должен быть готов к разговору на тему, волнующую работников того или иного предприятия или жителей определенного микрорайона. Общность интересов сплачивает людей, способствует формированию у них установок групповой идентичности;
• с людьми надо говорить па их языке. Речь политика, ответы на вопросы должны быть понятными. Готовя политика к ответам на вопросы, следует предостеречь его от "ошибки профессионала". "Как ни парадоксально, - пишут Е. Малкин и Е. Сучков об участниках избирательных кампаний, – часто наиболее неудачными оказываются выступления и ответы на вопросы именно в той области, где кандидат профессионально силен. Попав на любимую тему, кандидат начинает взахлеб рассказывать о тонкостях законодательного процесса, о нюансах экономической программы и тому подобное, не замечая, что аудитория давно уже перестала что-либо понимать";
|
• надо уважать людей, относиться к ним с симпатией. Непосредственное общение позволяет "считывать" большой объем информации, люди слышат не только слова, но они видят жесты, мимику, чувствуют эмоциональное состояние политика. Поэтому любая фальшь, прикрытая высокопарными словами, сразу распознается на интуитивном уровне. А общее впечатление о политике складывается скорее не на основе рационально сделанных выводов о его умении разбираться в проблемах населения, а па тех ощущениях, которые возникли на уровне подсознания и закрепили отношение к данному политику.
Если во время встречи политику удалось произвести благоприятное впечатление на людей, то важно закрепить этот успех. Сделать это можно, например, направив письмо участнику встречи, в котором поинтересоваться, как у него идут дела или просто рассказать, что политик намерен делать для того, чтобы учесть его интересы.