Роль игры и игрового общения в подготовке и проведении мероприятия.
Перед тем как рассмотреть основные положения сценарного мастерства и работы режиссера театрализованного представления по воплощению сценария в действо, необходимо осмыслить роль игры и игрового общения.
На первый взгляд игра - простое дело. Известны несколько подходов к пониманию игры. Одни считают, что игра - это врожденное стремление к деятельности. Английский философ Спенсер утверждал, что в игре проявляется избыток сил человека. Э. Кант относился к игре как к занятию, приятному изначально. Платон говорит, что «игра - свидетельство того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она - источник удовольствия».
В. Даль в Толковом словаре описал игру следующим образом: «Игра обозначает действие и предмет, то, чем играют и во что играют». М. Горький обозначал игру как путь к познанию мира, в котором мы живем и который призваны изменить.
Итак, игра возникла как элемент общечеловеческой культуры. Трудовые процессы и их имитация - в основе происхождения игр. Разные социальные слои населения имели свои игры, исходя из своего образа жизни, национальных особенностей, времени и места проживания (игры на лошадях на Востоке и в Средней Азии, игры на воде - у народов, живущих близ морей и океанов).
Человечество играет с колыбели своей истории. В 766 году до н. э. возникают Олимпийские игры, где происходит демонстрация физического совершенства человека, его физической гармонии. А в играх – происходит соревнование с целью определения вершин этого совершенства, в лице победителей.
Многие игры, особенно народные и обрядовые, возникли из религиозных актов.
Продолжим рассмотрение особенностей игрового общения и его использования в подготовке и проведении мероприятия.
Игра — уникальный феномен человеческой культуры. Это продуктивный (обучающий) вид деятельности человека, мотив, которой заключается в развитии навыков, умений.
Игру называют сердцевиной досуга, поскольку она обогащает досуговое время, вносит разнообразие, обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает удовольствие и даже наслаждение. Родившись, человек познаёт мир чрез игру. Она не только средство физической тренировки, но и средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. В игровом общении открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности, самосознания, самовыражения.
Игра - путь поиска ребенком себя в обществе, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества.
Ребенок нуждается в организованной игре. В такой игре - отобранный для усвоения позитивный опыт, разнообразные модели деятельности и поведения, общения и отношений, игровой опыт и игровая культура взрослого, необходимы в качестве образца и стимула. Но истинный педагогический эффект от спланированной и организованной игры будет получен тогда, когда она по тематике, форме, настроению, содержанию совпадает с актуальной игровой потребностью ребенка. У ребенка должна остаться возможность выразить себя в стихийном и неупорядоченном игровом действии, повинуясь порыву, настроению и все той же игровой потребности.
Особую роль играет специальным образом организованное пространство, наполненное «манками», средствами - стимулами, зовущими к игре и помогающими ее организовать. Следует подчеркнуть, что при подготовке и проведении мероприятия, как одного из средств педагогической деятельности, очень многое зависит от инициативы, профессионализма и таланта самих организаторов.
Функции игры в жизнедеятельности человека.
Игра – является неотъемлемой частью жизни людей, отражением реального мира, это эффективная форма удовлетворения настроения и проявления своих способностей.
Она влияет на:
• Интеллектуальное, нравственное, эстетическое, духовное развитие человека
• Ощущение самостоятельности
• Путь к познанию ребёнком самого себя
• Формирование сознания
• Потребность в совершенствовании
В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности:
• Воспитание волевых качеств
• Умение преодолевать трудности
• Воспитание правильного взаимоотношения с игроками, которые строятся на основе общих интересов к игре
• Воспитание творческой инициативы
С помощью игры:
• Познаётся окружающий мир
• Пробуждается любознательность
• Формируется чувство ритма
• Вырабатывается пластичность
• Активизируется мышление
Задачи игры:
• Снять физическое и психическое напряжение
• Переключение с одного вида деятельности на другой
• Оздоровительные задачи
Игра – воспитывает человека.
Общая классификация игр
• Народные
• Игры календарных праздников
• Спортивные
• Сюжетно-ролевые
• Настольные
• Интеллектуальные
• Деловые
• Тематические
Виды устных игр
• Загадки, скороговорки, кричалки, трудноговорилки, считалки, дразнилки,
• Шарады – загадки из 2 слов (вино - град)
• Анаграммы – в словах переставить буквы (липа-пила)
• Метаграммы – новое слово, изменив букву (боль-моль)
• Логогриф – удалить или добавить букву (плот-пилот)
• Аукцион – пословиц
• Викторины
• Весёлые вопросы
• Вопрос-ответ
Виды интеллектуальных игр
• С карандашом и устные игры
• Ребусы
• Кроссворды, сканворды
• Чайнворды
• Игры на шахматной доске
• Головоломки
Виды настольных игр
• Шахматы, шашки, домино, лото, нарды…..
• Уголки, Х/О, морской бой
• Электронные (тетрис, томагочи)
• Игры с плакатами (игровые поля, доски, планшеты)
• Стенды (мишень, хвост, «Наборщик» - 20 слов – бор, кора..)
Виды подвижных игр
• Свободные, творческие или вольные (сюжетно-ролевые - «казаки-разбойники», прятки, жмурки)
• Организованные с установленными правилами (личное первенство, командные)
Классификация подвижных игр
• По степени сложности
• По возрасту играющего (7-9, 10-12, 13-15 лет)
• По видам движения (бег, прыжки, мяч, обруч)
• По физическим качествам
Психолого-педагогические особенности игр.
- Дифференцированный подход к аудитории
• Возраст
• Пол
• Национальность
• Образование
• Тип нервной системы
- Особенности физиологического развития организма
- Уровень интеллектуального развития
Требования и правила, предъявляемые к игре.
Вся вспомогательная сущность игр отражается в их правилах.
Правила игры – что запрещается, что разрешается, за что поощряют.
• определяют весь ход игры
• регулируют: действия и поведение детей, их взаимоотношения
• обеспечивают условия, в рамках которых, ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества
Требования:
• играя с товарищами, помни, что ты не один
• выбирай противника равного по силе
• победив, не зазнавайся, проиграл – не унывай
• не сердись, если кто-то нечаянно задел, толкнул, наступил
• береги принадлежности для игр
• уважайте судью, ведущего, товарищей
Объяснение игры:
• предыстория игры
• содержание игры
• последовательность игровых действий
• расположение игроков, атрибутов
• правила игры
• уточняющие вопросы
• распределение ролей
• сама игра
• итог игры