Функции игры в жизнедеятельности человека.




Роль игры и игрового общения в подготовке и проведении мероприятия.

 

Перед тем как рассмотреть основные положения сценарного мастерства и работы режиссера театрализованного представления по воплощению сценария в действо, необходимо осмыслить роль игры и игрового общения.

На первый взгляд игра - простое дело. Известны несколько подходов к пониманию игры. Одни считают, что игра - это врожденное стремление к деятельности. Английский философ Спенсер утверждал, что в игре проявляется избыток сил человека. Э. Кант относился к игре как к занятию, приятному изначально. Платон говорит, что «игра - свидетельство того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она - источник удовольствия».

В. Даль в Толковом словаре описал игру следующим образом: «Игра обозначает действие и предмет, то, чем играют и во что играют». М. Горький обозначал игру как путь к познанию мира, в котором мы живем и который призваны изменить.

Итак, игра возникла как элемент общечеловеческой культуры. Трудовые процессы и их имитация - в основе происхождения игр. Разные социальные слои населения имели свои игры, исходя из своего образа жизни, национальных особенностей, времени и места проживания (игры на лошадях на Востоке и в Средней Азии, игры на воде - у народов, живущих близ морей и океанов).

Человечество играет с колыбели своей истории. В 766 году до н. э. возникают Олимпийские игры, где происходит демонстрация физического совершенства человека, его физической гармонии. А в играх – происходит соревнование с целью определения вершин этого совершенства, в лице победителей.

Многие игры, особенно народные и обрядовые, возникли из религиозных актов.

Продолжим рассмотрение особенностей игрового общения и его использования в подготовке и проведении мероприятия.

Игра — уникальный феномен человеческой культуры. Это продуктивный (обучающий) вид деятельности человека, мотив, которой заключается в развитии навыков, умений.

Игру называют сердцевиной досуга, поскольку она обогащает досуговое время, вносит разнообразие, обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает удовольствие и даже наслаждение. Родившись, человек познаёт мир чрез игру. Она не только средство физической тренировки, но и средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. В игровом общении открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности, самосознания, самовыражения.

Игра - путь поиска ребенком себя в обществе, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества.

Ребенок нуждается в организованной игре. В такой игре - отобранный для усвоения позитивный опыт, разнообразные модели деятельности и поведения, общения и отношений, игровой опыт и игровая культура взрослого, необходимы в качестве образца и стимула. Но истинный педагогический эффект от спланированной и организованной игры будет получен тогда, когда она по тематике, форме, настроению, содержанию совпадает с актуальной игровой потребностью ребенка. У ребенка должна остаться возможность выразить себя в стихийном и неупорядоченном игровом действии, повинуясь порыву, настроению и все той же игровой потребности.

Особую роль играет специальным образом организованное пространство, наполненное «манками», средствами - стимулами, зовущими к игре и помогающими ее организовать. Следует подчеркнуть, что при подготовке и проведении мероприятия, как одного из средств педагогической деятельности, очень многое зависит от инициативы, профессионализма и таланта самих организаторов.

Функции игры в жизнедеятельности человека.

Игра – является неотъемлемой частью жизни людей, отражением реального мира, это эффективная форма удовлетворения настроения и проявления своих способностей.

Она влияет на:

• Интеллектуальное, нравственное, эстетическое, духовное развитие человека

• Ощущение самостоятельности

• Путь к познанию ребёнком самого себя

• Формирование сознания

• Потребность в совершенствовании

 

В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности:

• Воспитание волевых качеств

• Умение преодолевать трудности

• Воспитание правильного взаимоотношения с игроками, которые строятся на основе общих интересов к игре

• Воспитание творческой инициативы

 

С помощью игры:

• Познаётся окружающий мир

• Пробуждается любознательность

• Формируется чувство ритма

• Вырабатывается пластичность

• Активизируется мышление

Задачи игры:

• Снять физическое и психическое напряжение

• Переключение с одного вида деятельности на другой

• Оздоровительные задачи

 

Игра – воспитывает человека.

 

Общая классификация игр

 

• Народные

• Игры календарных праздников

• Спортивные

• Сюжетно-ролевые

• Настольные

• Интеллектуальные

• Деловые

• Тематические

 

Виды устных игр

• Загадки, скороговорки, кричалки, трудноговорилки, считалки, дразнилки,

• Шарады – загадки из 2 слов (вино - град)

• Анаграммы – в словах переставить буквы (липа-пила)

• Метаграммы – новое слово, изменив букву (боль-моль)

• Логогриф – удалить или добавить букву (плот-пилот)

• Аукцион – пословиц

• Викторины

• Весёлые вопросы

• Вопрос-ответ

Виды интеллектуальных игр

• С карандашом и устные игры

• Ребусы

• Кроссворды, сканворды

• Чайнворды

• Игры на шахматной доске

• Головоломки

Виды настольных игр

• Шахматы, шашки, домино, лото, нарды…..

• Уголки, Х/О, морской бой

• Электронные (тетрис, томагочи)

• Игры с плакатами (игровые поля, доски, планшеты)

• Стенды (мишень, хвост, «Наборщик» - 20 слов – бор, кора..)

Виды подвижных игр

• Свободные, творческие или вольные (сюжетно-ролевые - «казаки-разбойники», прятки, жмурки)

• Организованные с установленными правилами (личное первенство, командные)

Классификация подвижных игр

• По степени сложности

• По возрасту играющего (7-9, 10-12, 13-15 лет)

• По видам движения (бег, прыжки, мяч, обруч)

• По физическим качествам

Психолого-педагогические особенности игр.

- Дифференцированный подход к аудитории

• Возраст

• Пол

• Национальность

• Образование

• Тип нервной системы

- Особенности физиологического развития организма

- Уровень интеллектуального развития

 

Требования и правила, предъявляемые к игре.

 

Вся вспомогательная сущность игр отражается в их правилах.

Правила игры – что запрещается, что разрешается, за что поощряют.

• определяют весь ход игры

• регулируют: действия и поведение детей, их взаимоотношения

• обеспечивают условия, в рамках которых, ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества

Требования:

• играя с товарищами, помни, что ты не один

• выбирай противника равного по силе

• победив, не зазнавайся, проиграл – не унывай

• не сердись, если кто-то нечаянно задел, толкнул, наступил

• береги принадлежности для игр

• уважайте судью, ведущего, товарищей

Объяснение игры:

• предыстория игры

• содержание игры

• последовательность игровых действий

• расположение игроков, атрибутов

• правила игры

• уточняющие вопросы

• распределение ролей

• сама игра

• итог игры

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: