Методы составления замкнутого микробаланса




Метод микробалансов

Он состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.

Исследования с помощью микробалансов основываются на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определять вариант с минимальным уровнем этих платежей.

При применении данного метода можно использовать два вида микробалансов: простые и замкнутые.

Простые микробалансы рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих не только содержание и экономический смысл ситуации, но и достаточно строго отражающих форму реализации данной ситуации. Их лучше всего использовать, когда необходимо получить качественное сравнение вариантов, или в тех случаях, когда разные варианты хозяйственной ситуации описываются однотипным блоком бухгалтерских проводок и поэтому количественно легко сопоставимы.

Замкнутые микробалансы (или микробалансы замкнутых хозяйственных систем) рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих, главным образом, содержание и экономический смысл хозяйственных ситуаций. При этом блок бухгалтерских проводок доводится до такой системы хозяйственных операций, которая носит замкнутый характер. У этой системы есть четкий вход в виде поступления выручки от реализации и четкий выход в виде остатка денег на расчетном счете после завершения данного варианта ситуации и осуществления необходимых расходов по реализации данной ситуации.

Замкнутые микробалансы дают возможность получать качественное и количественное сравнение любых (в том числе весьма разноплановых) вариантов. Однако требуются определенное профессиональное мастерство и навыки их составления.

Ниже на конкретных примерах покажем, как следует составлять и пользоваться простыми и замкнутыми микробалансами в целях налогового планирования.

Налоговое планирование хозяйственных ситуаций путем составления простых микробалансов

Рассмотрим ситуацию по исследованию неисправимого брака. В этом случае возможны два варианта:

1) продукция заменяется на исправную, а сумма брака частично относится на виновное лицо и частично (за вычетом пригодных отходов) списывается на себестоимость продукции;

2) бракованная продукция возвращается (или остается у покупателя, если ее невыгодно возвращать), а ему возвращается уплаченная сумма.

Рассмотрим оба варианта. При этом для наглядности в общую схему бухгалтерских проводок хозяйственных операций сразу впишем числовой пример.

Вариант 1. Замена забракованной продукции

Таблица 1

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Сторнирована приемка на склад забракованного изделия -1000    
Изъято забракованное изделие из производства      
Списаны транспортные расходы по возврату изделий      
НДС по транспортным расходам      
Начислены удержания за брак на виновное лицо      
Приняты на учет пригодные отходы от разборки брака      
Списаны на себестоимость продукции потери от брака      
Оплачены транспортные расходы      
Отнесен на зачет из бюджета НДС по возврату брака      
Начислены ежемесячные удержания на виновное лицо      

Как видно из рассмотренного варианта, исправительные проводки не затрагивают счета реализации, поскольку произведена замена забракованной продукции на исправную.

Вариант 2. Забракованная продукция оставлена у покупателя.

Транспортные расходы по ее возврату превышают стоимость предполагаемых возвратных отходов. Деньги покупателю возвращены. В этом случае необходимо сторнировать операции по приемке бракованной продукции на склад, а также операции по реализации данного образца. Общая схема бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям и конкретный числовой пример приведены в табл. 2.

Таблица 2

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Сторнирована приемка на склад бракованного изделия -1000    
Сторнировано списание на реализацию себестоимости бракованной продукции -1000    
Сторнировано списание на реализацию бракованного изделия доли коммерческих расходов -100    
Сторнирован зачет доли НДС по коммерческим расходам на бракованное изделие -20    
Сторнировано начисление НДС от реализации забракованного изделия -250    
Сторнирована выручка от реализации бракованного изделия -1500    
Сторнировано прибыли от реализации забракованного изделия -150    
Изъято бракованное изделие из производства      
Начислены удержания за брак на виновное лицо      
Списаны на себестоимость потери от брака      
Начислены ежемесячные удержания на виновное лицо      

Результаты расчетов микробалансов хозяйственных операций, представленных в табл. 1 и 2, выглядят следующим образом:

  Баланс 1 (табл. 1)   баланс 2 (табл. 2)
Актив Пассив Актив Пассив
          99 -150
          68 -230
  -1000        
  -120     -1500  
           
           
           
Итого: 0 Итого: 0 Итого -380 Итого: -380

(Отрицательные числа в балансах не должны настораживать читателя, ибо они показывают изменения на счетах в результате проводимых операций, а не истинные остатки).

Сопоставление балансов показывает следующее:

1) себестоимость продукции из-за брака в обоих вариантах возрастает: в первом случае на 760 руб. (счет 20), а во втором - на 800 руб. (счет 20 плюс 44), т. е. на 40 руб больше;

2) дополнительные денежные расходы в первом варианте связаны также с потерей экземпляра продукции (счет 43) и с доставкой его на предприятие (счет 76); они составят 1120 руб.;

во втором варианте эти дополнительные расходы связаны с возвратом денег покупателю (счет 51). Они составят 1500 руб, т. е. на 380 руб. больше.

Налоговые платежи в обоих вариантах уменьшаются.

В первом случае они будут включать НДС (минус 20- счет 68) и налог на имущество: 2% от 1/4 х (счет 10 плюс счет 20 плюс счет 43) = 2% от 1/4 х (40+ 760-1000) =-1. Итого:-21 руб.

Во втором случае они будут включать НДС (счет 68= -230), налог на прибыль (24% от счета 99 = 0,24 х 150 = 36) и налог на имущество (2% от 1/4 х счет 20 = 2% от 1/4x700 = 3,5). Итого: -269,5 руб.

Таким образом, в первом варианте расходов будет на 171,5 руб. меньше, поэтому он предпочтительнее, хотя первоначально это не было очевидно.

Методы составления замкнутого микробаланса

Метод микробалансов чрезвычайно прост, понятен и доступен. Сделаем его более конкретным и сведем к самой простой форме, позволяющей легко сопоставлять различные варианты хозяйственной деятельности организации.

В основу положим исследования денежных потоков. Представим любой вариант хозяйственной деятельности с помощью бухгалтерских проводок таким образом, что он будет носить замкнутый характер. Такая маленькая замкнутая система будет иметь определенный денежный вход (в виде выручки), какое-то количество разнообразных внутренних действий (в том числе по расходу денежных средств и по определению финансового результата) и выход в виде остатка денежных средств на расчетном счете. Разница между входом и выходом - это прибыль, остающаяся в распоряжении организации, или чистая прибыль.

Эти рассуждения легко укладываются в традиционное экономическое представление вида: «деньги - товар - деньги». Если описать с помощью проводок замкнутую систему хозяйственных операций, то ее баланс сведется к следующему простому виду.

Баланс замкнутой системы

             
               

В представленном балансе решающее значение имеет сумма на счете 51, которая и определяет «чистую прибыль».

Очевидно, что сравнение и анализ балансов разных замкнутых систем для бухгалтера-аналитика не представляет никаких трудностей. Вопрос только в том, сводится ли любая система хозяйственных операций к замкнутой системе? И если да, то при каких условиях? Теоретически данный вопрос решается положительно. На практике он трансформируется в проблему количества необходимых для этой цели хозяйственных операций.

Таким образом, налоговое планирование можно свести к следующей последовательности действий: к выбору главного блока хозяйственных операций, включению в него максимально полного количества элементов налогового поля организации и составлению замкнутой системы. Воздействуя на вход (или на выход) системы при разных величинах параметров (т. е. численных значений хозяйственных операций), можно получить набор микробалансов, из которых легко выбрать оптимальный вариант и построить аналитическую зависимость для окончательного принятия решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: